ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2532/202016Д от 16.12.2020 Колпинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

78RS0-56

Дело а-2532/2020 16 декабря 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи ФИО5

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 10411 руб. 67 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС России по Санкт-Петербургу в качестве налогоплательщика. Является плательщиком налога на доходы физических лиц, отнесенных ст. 207 НК РФ к доходам от источников в РФ. Формирование сводных налоговых уведомлений производится на основании данных их справок о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ представленных налоговыми агентами в налоговые органы РФ. В соответствии п. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с п.2 ст. 52 НК РФ налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в котором произведён расчет НДФЛ за 2018 год, сумма налогового вычета составила 10403 руб. Поскольку в установленный НК РФ срок налоги не уплачены, были начислены пени в размере 08 руб. 67 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Налогоплательщику были направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 10403 руб., пени в размере 08 руб. 67 коп., в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако налог и пени до настоящего времени не оплачены.

Представитель административного истца ФИО3 в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку денежные средства ею получены в доход не были, налоговый вычет составил 0 руб.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Доходом, согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В соответствии с положениями статей 208 и 209 НК РФ объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 227 НК РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По положениям пункта 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.

В силу пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Просрочка исполнения обязанности по уплате налога влечет начисление пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Как следует из материалов дела, ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России по Санкт-Петербургу в качестве налогоплательщика, в соответствии со статьей 24 НК РФ является налоговым агентом, на которого в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налогов.

Согласно справке о доходах и суммах налога физического лица за март 2018 года от ДД.ММ.ГГГГ, доход ФИО1 составил 80021 руб. 50 коп., сумма налога, подлежащая выплате составила 10403 руб. (л.д. 5).

Однако, налоговый вычет в размере 13% ФИО1 уплачен не был.

Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику было через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление об уплате налога на доходы физических лиц в размере 10403 руб. в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9,11).

В связи с неуплатой административным ответчиком налога в установленный срок административный истец ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика направил административному ответчику налоговое требование об уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 10403 руб. 00 коп. и пени в размере 08 руб. 67 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Однако требование в установленные сроки исполнено не было, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

В отношении указанной недоимки по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ выдавался судебный приказ, который впоследствии был отменен определением этого же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несогласием с ним должника. В дальнейшем МИФНС России по Санкт-Петербургу обратилась в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени.

Представитель административного истца, заявленные требования поддержала, пояснила, что ФИО1 не произвела уплату налога в размере 13% от суммы своего дохода, ввиду чего ей было направлено налоговое уведомление, в связи с неоплатой в установленные законом срок налога, начислены пени и направлено требование. Налог и пени начислены законно и обоснованно.

Возражая против заявленных требований, административный ответчик пояснила, что ею сумма дохода в размере 80021 руб. 50 коп. получена не было, в связи с расторжение договора страхования, ввиду чего отсутствовали основания для уплаты налога в размере 13% от суммы.

В подтверждении своих доводов ответная сторона, представила ответ на обращение ООО СК «Сбербанк Страхование жизни», согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО СК «Сбербанк Страхование жизни» заключен договора страхования жизни «семейный актив», со страховым полюсом ВМР1 от ДД.ММ.ГГГГ, однако, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 договор страхования жизни расторгнут, в связи с тем, что выплата денежной суммы по договору составила о руб. 0 коп. и при подаче заявления на расторжение договора не представлена в пакете документов справка о подтверждении неполучения социального налогового вычета, общество не располагало информацией о том, что получен ли социальный вычет (л.д.34) и ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО1 необходимо представить в общество справку ФНС РФ о неполучении социального налогового вычета, в случае отсутствия предоставления справки необходимо подать налоговую декларацию по доходам физических лиц по форме 3-НДФЛ (л.д. 35); справку о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета, либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, предусмотренного пп. 4 п.1 ст. 219 НК РФ за 2018, 2019 годы , 106 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, социальный налоговый вычет ФИО1 составил 0 руб. (л.д. 37-38).

Судом в ходе рассмотрения дела истребованы сведения из ПАО «Сбербанк России» в отношении ФИО1, которые показали, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 80021 руб. 50 коп. на расчетный счет ФИО1 не поступали, социальный вычет не производился (л.д. 60-95).

Согласно сведениям ООО СК «Сбербанк страхование жизни» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ договора страхования жизни между обществом и ФИО1 расторгнут, гарантированная выкупная сумма по договору ВМР1 от ДД.ММ.ГГГГ составила 0 руб., перечисление обществом денежных средств ФИО1 в марте 2018 года в размере 80021 руб. 50 коп. не осуществлялось (л.д. 97-181).

Оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований МИФНС России по Санкт-Петербургу о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 10411 руб. 67 коп. в полном объеме, поскольку ФИО1 социальный вычет в размере 80021 руб. 50 коп. получен не был, доход физического лица составил 0 руб., ввиду чего у МИФНС России по Санкт-Петербургу отсутствовали основания для начисления налогового вычета в размере 13% от суммы дохода физического лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 31, 45, 75, 208, 209, 226, 252 НК РФ, ст.ст. 114, 175-180, 286, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по Санкт-Петербургу к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: ФИО6

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.