ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2543/19 от 16.04.2019 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

дело а-2543/2019

66RS0001-01-2019-002052-48

Мотивированное решение суда изготовлено 16.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2019 г. гор. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Черных О.А.

при секретаре Расулеве М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Захаровой Ларисы Викторовны, Варданяна Давида Кароевича к Отделу ЗАГС Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга, начальнику отдела ЗАГС Дьяковой Е.Л. о признании незаконным отказа от 12.12.2018 в принятии заявления о заключении брака,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратились административные истцы Захарова Л.В. и Варданян Д.К. с административным исковым заявлением, в котором просят суд признать незаконным отказ начальника отдела ЗАГС Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга Дьяковой Е.Л. от 12.12.2018 в принятии заявления о заключении брака.

Свои исковые требования административные истцы мотивируют тем, что они начали совместную жизнь в январе 2018, 12.12.2018 обратились в Отдел ЗАГС Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга с заявлением о регистрации брака. При этом административный истец Захарова Л.В. в качестве документа, удостоверяющего личность, представила паспорт гражданина Российской Федерации серии 6518 , выданный 20.09.2018. Административный истец Варданян Д.К. в качестве документа, удостоверяющего личность, представил справку об освобождении от 16.01.2018, выданную ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области.

В ответ на указанное заявление административными истцами был получен письменный отказ от 12.12.2018 за подписью начальника отдела ЗАГС Дьяковой Е.Л., в котором было указано, что документ, предъявленный Варданяном Д.К. – справка об освобождении, не является документом, удостоверяющим личность.

Таким образом, в связи с отказом начальника Отдела ЗАГС Дьяковой Е.Л. от 12.12.2018 было нарушено право административных истцов на семейную жизнь, заключение брака и создание семьи, возможность осуществлять права супругов и нести обязанности.

В судебное заседание административные истцы Захарова Л.В., Варданян Д.К., административные ответчики представитель Отдела ЗАГС Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга, начальник Отдела ЗАГС Дьякова Е.Л. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.

Представитель административного ответчика направил в суд отзыв, в котором исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В судебном заседании установлено, что 12.12.2018 Захарова Л.В. и Варданян Д.К. подали заявление о регистрации брака (л.д. 10).

При подаче указанного заявления административный истец Захарова Л.В. в качестве документа, удостоверяющего личность, представила паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный 20.09.2018. Административный истец Варданян Д.К. в качестве документа, удостоверяющего личность, предоставил справку об освобождении от 16.01.2018, выданную ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области.

Письмом от 12.12.2018 за подписью начальника отдела ЗАГС Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга Дьяковой Е.Л. в принятии заявления о регистрации брака было отказано, т.к. документ, предъявленный Варданяном Д.К. – справка об освобождении, не является документом, удостоверяющим его личность (л.д. 9).

Порядок приема заявления о регистрации заключения брака установлен Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ и Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 307 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации».

Согласно ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют это заявление и иные указанные в настоящей статье документы в форме электронных документов через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить, в том числе документы, удостоверяющие личности вступающих в брак.

В соответствии с п. 23 указанного Административного регламента, для государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий должны быть представлены, в том числе, документ, удостоверяющий личность заявителя.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 20.11.2018) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

В силу п. 17 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 20.11.2018) "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", до оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п.п. 47, 48 указанного Административного регламента, в предоставлении государственной услуги отказывается в случае отсутствия документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем.

По требованию заявителя, которому отказано в предоставлении государственной услуги, руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, обязан сообщить ему причины отказа в письменном виде.

В силу п.п. 73.1, 73.2, 73.3, 73.4, 73.5, 73.6 указанного Административного регламента, основанием для начала выполнения административной процедуры по проверке представленных документов является личное обращение заявителей (заявителя) в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением всех надлежащим образом оформленных документов, указанных в пунктах 23, 28, 37 Административного регламента.

Специалист, ответственный за государственную регистрацию заключения брака, проверяет правильность оформления представленных заявителями (заявителем) документов.

Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителей (заявителя) о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака, сообщает заявителям (заявителю) о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.

Специалист при проверке документа, удостоверяющего личность гражданина, особое внимание уделяет сроку действия паспорта (при достижении 20 лет, 45 лет паспорт подлежит замене) и сведениям, содержащимся на странице "Семейное положение".

Результатом административной процедуры являются проверка специалистом представленных документов и принятие решения о результате предоставления государственной услуги по регистрации заключения брака. В случае отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака представленные для государственной регистрации заключения брака документы возвращаются заявителям (заявителю) с объяснением причин отказа в устной или письменной форме.

В случае наличия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака, указанных в пунктах 42, 43, 47 Административного регламента, специалист возвращает заявителям документы с объяснением причин отказа. По требованию заявителей руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, выдает письменный отказ в государственной регистрации заключения брака.

В данном случае суд приходит к выводу, что отказ начальника Отдела ЗАГС Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака от 12.12.2018 был законен и обоснован, т.к. справка об освобождении серии ЗС , выданная 16.01.2018 ФКУ ИК-55 ГУФСИН России по Свердловской области Варданяну Д.К., не является документом, удостоверяющим его личность, т.к. подтверждает лишь отбытие гражданином наказания, является основанием для восстановления утраченного паспорта.

Справка об освобождении не содержит сведений о месте жительства, гражданстве, не подтверждает семейное положение гражданина, таким образом, не может быть принята в качестве документа, удостоверяющего личность, для целей государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения других юридически значимых действий.

Суд не соглашается с доводами административных истцов о том, что отказ административного ответчика в предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака нарушает их права и законные интересы, т.к. в данном случае административными истцами не соблюден порядок подачи заявления о регистрации брака, установленный законодательством Российской Федерации. В случае устранения указанных препятствий, государственная услуга по регистрации брака административным истцам будет оказана.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований административным истцам Захаровой Л.В. и Варданяну Д.К. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Захаровой Ларисы Викторовны, Варданяна Давида Кароевича к Отделу ЗАГС Верх-Исетского района гор. Екатеринбурга, начальнику отдела ЗАГС Дьяковой Е.Л. о признании незаконным отказа от 12.12.2018 в принятии заявления о заключении брака отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд гор. Екатеринбурга.

Судья: Черных О.А.