Дело №а-254/2019 М.Р. 04.10.2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 02 октября 2019 г. с. Новый Некоуз Некоузский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Пикуновой Е.Ю., при секретаре Моховой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области, предъявленному к Некоузскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от исполнительского сбора, у с т а н о в и л: Администрация Некоузского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Некоузскому районному отделу СП УФССП по ЯО об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству № 863/15/76014-ИП от 11.02.2015г., наложенного постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Некоузского РОСП Емельяновой В.А. от 13.09.2019г. В судебном заседании представитель Администрации Некоузского муниципального района, действующая на основании доверенности Дворцова А.Ю. административный иск поддержала и пояснила, что администрацией предпринят весь комплекс мер, направленный на надлежащее исполнение обязательств, возложенных решением суда. Так, в рамках исполнения решения суда - в 2018 году разработана проектно-сметная документация, проведена экспертиза проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений в п. Октябрь на сумму <...> руб. в рамках мероприятия МП «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Некоузского района» за 2018 год; - постановлением администрации Некоузского муниципального районаот 29.12.2018 года № 79 утверждена МП «Обеспечение качественнымикоммунальными услугами населения Некоузского МР», входящая в нее МЦП«Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» на 2019-2021гг. запланировано финансирование в размере <...> руб.; - ввиду того, что стоимость мероприятия по строительству очистных сооружений (согласно смете) составляет <...> руб., проведена работа по подготовке документов по вступлению в региональную программу «Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области» на 2018-2024 гг., утвержденную постановлением Правительства Ярославской области от30.03.2018 №234-п., что позволит значительно сократить сроки исполнения решения. Согласно региональной программе, договор на строительство очистных сооружений в п. Октябрь должен быть заключен в ноябре 2019 года. Администрацией Некоузского муниципального района подготовлены проекты контрактов на поставку оборудования для выполнения работ по строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в п. Октябрь, на осуществление технического надзора за строительством очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в п. Октябрь и выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта ОС хозяйственно-бытовых стоков в п. Октябрь. Постановлениями главы администрации Некоузского муниципального района от 06.09.2019г. №№ 689 и 690 внесены изменения в план- график закупок товаров, работ и услуг на 2019г. и в план закупок на плановый период 2020-2021г. с учетом мероприятий по строительству очистных сооружений; план закупок и план график размещены в единой информационной системе в сфере закупок. В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков и департамента государственного заказа Ярославской области в рамках контрактной системы, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 27.12.2013 № 1767-п, департамент государственного заказа Ярославской области определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков при осуществлении закупок в соответствии с постановлением Правительства области от 27.04.2016 №N 501-п «Об особенностях осуществления закупок, финансируемых за счет бюджета Ярославской области». Администрация Некоузского муниципального района направила заявки на поставку оборудования и монтажные работы на согласование НМЦК (начальная максимальная цена контракта) в ЦКПМ (центр конкурентной политики и мониторинга), после получения положительного заключения заявки будут направлены в департамент государственного заказа для определения исполнителя (подрядчика). По окончанию процедуры с исполнителями (подрядчиками) будут заключены муниципальные контракты в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заявками администрации. 22.08.2019 г. на заседание Собрания представителей НМР отдел ЖКХ, инфраструктуры и природопользования Администрации Некоузского муниципального района, в рамках корректировки финансирования МЦП «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Некоузского муниципального района Ярославской области» на 2019-2021 годы, вынесен на рассмотрение вопрос о дополнительном финансировании средств местного бюджета на сумму <...> тысячи рублей по следующим мероприятиям: 1.Увеличить объем финансирования за счет включения мероприятия по строительству очистных сооружений в п. Октябрь: на 2019 год на <...> рублей: из которых Федеральный бюджет-<...> рублей, областной-<...> рублей, софинансирование за счет местного бюджета в размере - <...> рублей; на 2020 год - <...> рублей, из которых средства Федерального бюджета-<...> рублей, областного -<...> рублей, местное софинансирование -<...> рублей. 27.09.2019г. постановлением главы администрации Некоузского муниципального района утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Некоузского района» на 2019-2021 гг., в котором запланированы денежные средства на 2019- 2020 годы на выполнение работ по строительству очистных сооружений в п. Октябрь. В соответствии с проектом муниципального контракта поставка оборудования для выполнения работ по строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в п. Октябрь должна быть осуществлена до июля 2020 года, работы по техническому надзору за строительством очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков в п. Октябрь выполнены до июля 2020, строительно-монтажные работы по строительству объекта ОС хозяйственно-бытовых стоков в п. Октябрь- до марта 2020. В соответствии с условиями контрактов оплата за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги осуществляется по факту поставки оборудования, выполнения работ, оказания услуг в течение 30 дней, с даты представления Заказчику документов, предусмотренных Контрактом и подписания Заказчиком актов выполненных работ (оказанных услуг). Представитель административного истца полагала, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано тем, что все необходимые процедуры для исполнения решения суда имеют законодательно установленные сроки, в действиях администрации Некоузского муниципального района отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения Некоузского районного суда, позволяющий возложить на нее исполнительский сбор. Так же просила учесть возникшую неопределенность, связанную с переходом полномочий по организации водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения в областную собственность, в вопросе о полномочиях администрации на проведение мероприятий по исполнению решения суда. В настоящее время получены разъяснения о том, что в сфере водоотведения сохраняются полномочия Администрации Некоузского муниципального района. Просила учесть, что бюджет района является дотационным, уплата исполнительского сбора в установленном размере может затруднить исполнение решения суда. Представитель административного ответчика Некоузского районного отдела СП УФССП России по ЯО - исполняющий обязанности начальника отдела Емельянова В.А. административное исковое заявление не признала. Пояснила, что подготовка проектно – сметной документации была выполнена первоначальным должником - администрацией Октябрьского сельского поселения, которая определением Некоузского районного суда ЯО от 27.12.2017 года заменена правопреемником Администрацией Некоузского муниципального района; последней определением того же суда от 12.03.2018 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 28.03.2019г. За период рассрочки, реальных действий по исполнению решения Администрация не производила, в ответ на требование судебного пристава- исполнителя сослалась на изменения в законодательстве, переход всех объектов водоснабжения в областную собственность с 01.01.2019г. и невозможность в связи с этим исполнить решение за счет средств местного бюджета. По истечении периода рассрочки 28.03.2019г. судебному приставу – исполнителю должником не предоставлено никакой информации об исполнении решения, при этом требований о дельнейшей отсрочке (рассрочке) исполнения решения так же не заявлялось. В связи с чем, 13.09.2019г. вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере <...> руб. и об установлении нового срока для исполнения решения – до 30.09.2019г. О названных представителем административного истца мероприятиях Некоузский отдел СП в известность поставлен не был, кроме того, выполнены они в основном в последний момент в августе – сентябре 2019г., частично уже после наложения исполнительского сбора. УФССП России по ЯО ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя, в письменном отзыве просило в иске отказать за отсутствием для того правовых оснований. Заслушав пояснения сторон и исследовав письменные материалы дела, а также представленные на обозрения суда материалы исполнительного производства № 863/15/76014-ИП, суд приходит к следующему. Решением Некоузского районного суда от 04.09.2014 признано незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения в части ненадлежащего содержания комплекса очистных сооружений п. Октябрь Некоузского района и возложена обязанность обеспечить соответствие сточных вод из очистных сооружений п. Октябрь требованиям санитарно-эпидемиологическому законодательству. Решение вступило в законную силу 07.10.2014. В виду неисполнения решения суда в установленный срок, исполнительный документ был направлен для принудительного исполнения в Некоузский РОСП. На основании исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Некоузского районного отдела судебных приставов, Емельяновой В.А. 11.02.2015г. в отношении администрации Октябрьского сельского поселения возбуждено исполнительное производство № 863/15/76014-ИП. 27.12.2017 года Некоузским районным судом Ярославской области было вынесено определение о замене стороны с Администрации Октябрьского сельского поселения на Администрацию Некоузского муниципального района, вступившее в законную силу 12.01.2018 года. 12.02.2018 года Администрацией Некоузского муниципального районабыло направлено заявление в Некоузский районный суд о предоставленииотсрочки исполнения решения суда от 04.09.2014 года № 2-236/2014 выданногоНекоузским районным судом, вступившим в законную силу 07.10.2014 года. 12.03.2018 года данное заявление было рассмотрено и судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на 1 год, с момента вступления определения в законную силу, то есть до 28.03.2019г. Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Некоузского РОСП В.А. Емельяновой от 13.09.2019г. с должника Администрации Некоузского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере <...> руб. ввиду не исполнения в срок исполнительного документа и отсутствия доказательств уважительности причин пропуска срока для добровольного исполнения. Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Некоузского РОСП В.А. Емельяновой от 13.09.2019г. установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30.09.2019г. Согласно ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок для добровольного исполнения на должника налагается денежное взыскание в виде исполнительского сбора. По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Как разъяснено в п.75 вышеуказанного ПП ВС РФ от 17.11.2015 № 50, при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве»…, в качестве уважительных причин нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа расцениваются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности. Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника. Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что должником предпринимались все возможные мepы для исполнения решения. Должник, зная, что период предоставленной судом отсрочки истек, как и срок для исполнения исполнительного документа, не предпринял возможных действий при той степени и осмотрительности для исполнения возложенной на него обязанности, с новым заявлением об отсрочке исполнения решения суда не обратился. Заявление об отсрочке поступило в суд 30.09.2019г., по истечении уже повторного срока, установленного для добровольного исполнения решения. Кроме того, как следует из материалов исполнительного производства и представленных документов, действия, реально направленные на исполнение решения суда совершены должником в августе – сентябре 2019г., а до указанного момента, в том числе как в период установленной судом рассрочки, так и по его истечении, фактически должным образом не предпринимались. В соответствии с Законом ЯО от ДД.ММ.ГГГГ N 70-з «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Ярославской области «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» (принят Ярославской областной Думой 21.12.2017), организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, за исключением принятия мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, отнесена к полномочиям государственных органов Ярославской области с 01.01.2019г. Между тем, вышеуказанные изменения в действующем законодательстве неодолимым препятствием для исполнения решения не являлись. При наличии неясностей в вопросе о полномочиях Администрация Некоузского муниципального района могла и должна была оперативно обратиться за разъяснениями, но бездействовала длительное время. Наличия объективно не предотвратимых обстоятельств, и неодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, препятствующих исполнению решения, судом не установлено и административным истцом не доказано. Суд полагает, что Администрация НМР не проявила должной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению решения суда. Принятые заявителем на момент судебного разбирательства меры по исполнению решения суда не свидетельствует о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора. Доводы о том, что размер исполнительского сбора может повлиять на исполнение решения суда, надуманны. Вместе с тем, с учетом фактически предпринятых должником действий по исполнению решения, суд с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе установленных законом длительных сроков для проведения необходимых мероприятий по исполнению решения, суд находит возможным снизить размер исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37500 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177-180 КАС РФ, суд р е ш и л: Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области в удовлетворении административного искового заявления, предъявленного к Некоузскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от исполнительского сбора, наложенного постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Некоузского РОСП Емельяновой В.А. от 13.09.2019г. по исполнительному производству № 863/15/76014-ИП от 11.02.2015г. отказать. Снизить размер исполнительского сбора по исполнительному производству № 863/15/76014-ИП от 11.02.2015г. до <...> руб. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Некоузский районный суд Ярославской области. Судья Е.Ю. Пикунова |