Дело №а-254/2020
Поступило в суд 02.03.2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Отт С.А.,
при секретаре Кащеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Аникеева А. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, с участием заинтересованных лиц - Сидоренко А. А., Смирновой Н. Н., Троянова А. В., о признании приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным, о признании отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Аникеев А.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование заявленных требований указал следующее. Кадастровым инженером Аникеевым А.Н. был подготовлен межевой план и подано заявление об осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером (далее – КН) № по адресу: <адрес>, ср.<адрес>. ДД.ММ.ГГГГАникеевым А.Н. было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Решение было мотивировано тем, что сведения о площади смежного с уточняемым земельным участком (КН №), содержащихся в ГКН, не соответствуют площадям земельных участков, вычисленных по координатам поворотных точек границ уточняемого земельного участка. Кроме того, согласно уведомлению, в представленном межевом плане отсутствуют акты согласования местоположения границ земельного участка с КН №. В представленном межевом плане (ХМL-файле) не приведены сведения о величине предельно допустимой погрешности определения площади смежных с уточняемым земельных участков. Административный истец считает приостановление Росреестра в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка незаконным по следующим основаниям. Согласно письму Минэкономразвития России №-ВА/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке межевых планов земельных участков и осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому местоположения на местности (далее - Письмо Минэкономразвития), уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе земельного участка и разделе земельного участка, при которых образуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН, сведения о котором не соответствуют установленным на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Указанные несоответствия могут выражаться, в частности, в таких обстоятельствах, как определение содержащихся в ЕГРН координат характерных точек границ земельного участка с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения. Объем вносимых изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ (частей границ) и площади смежных земельных участков Законом о регистрации не ограничен. Поскольку при внесении в ЕГРН изменений в установленном частью 2 статьи 43 Закона о регистрации порядке не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений - либо «о местонахождении границ и площади смежного земельного участка», либо «о местоположении частей границ земельного участка», данный вопрос решается кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ исходя из условий договора подряда и конкретных обстоятельств. Кроме того, Письмом Минэкономразвития регламентировано, что в случае, если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН, или не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует. Таким образом, мотивация отказа ответчика в государственном кадастровом учете представляется необоснованной. Истец полагает, что государственный регистратор выходит за рамки своих полномочий, вычисляя площади смежных с уточняемым земельных участков, используя данное обстоятельство как основание для приостановления государственного кадастрового учета. Согласно части 2 статьи 43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН в отношении указанных смежных земельных участков, не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Подписи всех заинтересованных лиц в вышеуказанном межевом плане имеются. Таким образом, применение положений части 2 статьи 43 Закона о регистрации дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН. Однако, учитывая изложенные обстоятельства, обычное, регламентированное законом действие по уточнению местоположения границ земельного участка, стало для ответчика неразрешимой задачей, при этом решение об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка носит формальный характер. Представленный кадастровым инженером межевой план полностью соответствует нормам действующего законодательства. С учетом уточнения иска просит признать приостановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в осуществлении государственного кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать отказ в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №№ от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным, осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, р.<адрес>, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>Мороз Т.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Законом о регистрации и принятыми в его развитие нормативно-правовыми актами. Согласно ч.1 ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В случае государственного кадастрового учета земельного участка таким документом является межевой план (ч.7 ст. 14 Закона о регистрации). Форма и состав сведений межевого плана, а также требования к его подготовке утверждены одноименным приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Требования №). Частью 1 ст. 29 Закона о регистрации установлено, что кадастровый учет объекта недвижимости включает в себя правовую экспертизу представленных документов. ДД.ММ.ГГГГСидоренко А.А. представлено заявление № об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, а именно учета изменений площади земельного участка, изменением описания местоположения его границ, исправлением реестровой ошибки с приложением межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Аникеевым А.Н. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет приостанавливается в случае если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ на основании п.7 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета по заявлению Сидоренко А.А. было приостановлено на срок 3 месяца с даты принятия указанного решения. Согласно ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона о регистрации. ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Закона о регистрации (истечение срока приостановления и неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета) Управлением принято решение № об отказе в учете изменений объекта недвижимости с КН №. Истец Аникеев А.Н. оспаривает решение Управления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №№. Вместе с тем, в настоящее время, рассмотрение заявления Сидоренко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращено в связи с принятием решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Учитывая изложенное выше, Управление считает, что требование, заявленное истцом, не подлежит удовлетворению, поскольку, в случае его удовлетворения судом, не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя. По существу заявленных требований Управление считает необходимым сообщить следующее. Согласно ч.1 ст.43 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, что такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. В представленный в форме электронного документа межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, дополнительно включены измененные сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ которого позволяют определить его местоположение на местности, в отношении местоположения границ которого выявлена ошибка. При этом в представленном межевом плане (ХМL-файле) не приведены сведения о величине предельной допустимой погрешности определения площади смежного земельного участка с кадастровым номером №. Это противоречит п. 38 Требований №. Приведенные в представленном в форме электронного документа межевом плане сведения о величине средней квадратической погрешности положения существующих характерных точек границы уточняемого земельного участка № (категория земель «земли населенных пунктов») не соответствуют требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным Приказом Минэкономразвития от 01.03.2016г. № «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Кроме того, нарушены требования п. 82 Требований №, а также ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации. Согласно ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В соответствии с п. 82 Приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовки» в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков. Однако в составе межевого плана отсутствует отдельный акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №. При этом сведения о площади земельного участка № (1118 кв.м.) не соответствуют площади земельного участка, вычисленной по координатам поворотных точек границ уточняемого земельного участка (1151.11 кв.м). Таким образом утверждение истца о том, что межевой план от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует нормам действующего законодательства не соответствует действительности. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.
Заинтересованные лица Сидоренко А.А., Троянов А.В., Смирнова Н.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, не просили об отложении судебного заседания, возражений по иску не представили.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, их явка не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, кадастровым инженером Аникеевым А.Н. по договору на выполнение кадастровых работ, заключенному с Сидоренко А.А., выполнены работы по подготовке межевого плана в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка КН №, расположенного по адресу <адрес>, р.<адрес>.
В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ содержится заключение кадастрового инженера, согласно которому, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о регистрации уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Несоответствие указанным требованиям выражаются в том, что содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения. Категория земель – земли населенных пунктов. Площадь уточняемого земельного участка № – 942 кв.м., что не превышает 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН. Руководствуясь частью 10 статьи 22 Закона о регистрации, в связи с отсутствием документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, границами земельного участка были приняты фактические границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Так как в ЕГРН координаты характерных точек границы смежного земельного участка №, определены с точностью ниже нормативной, уточнено местоположение части границы земельного участка: обл. Новосибирская, р-н Ордынский, р.<адрес>. Так как в ЕГРН координаты характерных точек границы смежного земельного участка №, определены с точностью ниже нормативной, уточнено местоположение части границы земельного участка: обл. Новосибирская, р-н Ордынский, р.<адрес>. Так как в ЕГРН координаты характерных точек границы смежного земельного участка №, определены с точностью ниже нормативной, уточнено местоположение части границы земельного участка: обл. Новосибирская, район Ордынский, р.<адрес>. Так как натурное обследование показало, что земельный участок № фактически не имеет общих границ с уточняемым земельным участком №, согласование с правообладателем данного земельного участка не проводилось. Таким образом, местоположение границы земельного участка № определено ориентировочно. Договором на проведение работ не предусмотрено закрепление точек границы земельного участка на местности долговременными межевыми знаками.
Данный межевой план был приложен к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ№ об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, которое представлено в Управление Росреестра по <адрес>.
По результатам рассмотрения заявления №, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Ордынского отдела Управления Росреестра по <адрес> принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Сидоренко А.А.
В качестве основания для приостановления Управление Росреестра по <адрес> сослалось на пункт 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, согласно которому, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: частью 1 статьи 43 Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). Управление Росреестра по <адрес> установило, что сведения о площади земельного участка КН № (1118 кв.м), содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют площади земельного участка, вычисленной по координатам поворотных точек границ уточняемого земельного участка (1151,11 кв.м). В представленном межевом плане отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка КН №. Кроме того, в представленном межевом плане (ХМL-файле) не приведены сведения о величине предельной допустимой погрешности определения площади смежного земельного участка КН №, что противоречит пункту 38 Раздела III Требований к оформлению текстовой части межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".
Административный истец Аникеев А.Н. обжаловал решение о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по обжалованию решений и приостановлений осуществления государственного учета и (или) государственной регистрации прав.
ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия вынесла решение №, которым отклонила заявление от ДД.ММ.ГГГГ№ об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу срок приостановления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ истек.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления №, государственным регистратором Ордынского отдела Управления Росреестра по <адрес> принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, что подтверждается уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Сидоренко А.А.
В качестве основания для отказа Управление Росреестра по <адрес> сослалось на те же самые обстоятельства, которые послужили основаниями для приостановления осуществления кадастрового учета.
Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей39 Закона № 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи39Закона о регистрации местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о регистрации порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
В силу части 2 статьи40Закона о регшистрации местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Вышеуказанный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ содержит акт согласования местоположения границы уточняемого земельного участка со смежными землевладельцами - Смирновой Н.Н. (КН №) и Трояновым А.В. (КН №), в котором имеются личные подписи смежных собственников.
Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком – объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ, в том числе, уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка – объекта кадастровых работ.
Применительно к рассматриваемому спору кадастровый инженер не был уполномочен собственниками земельных участков КН № и № на выполнение работ по определению (уточнению) координат данных земельных участков.
Согласно части 1 статьи43Закона о регистрации уточнение границ земельного участка представляет собой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, и осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Частью 2 статьи43Закона о регистрации определено, что, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи43Закона о регистрации).
Таким образом, положения части 2 статьи43Закона о регистрации применяются в отношении частей границ смежных земельных участков, местоположение границ которых уточняется в связи уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого в орган регистрации представлено заявление об осуществлении его государственного кадастрового учета.
Исходя из анализа положений Закона о регистрации, уточнение местоположения границ земельного участка допускается, в том числе, при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Требования), межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.
Согласно пункту 58 Требований раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» содержит последовательно все сведения о каждом уточняемом земельном участке.
Критерии определения допустимого объема таких изменений Требованиями не установлены.
Таким образом суд полагает, что кадастровым инженером (административным истцом) – в отсутствие заказа от собственников смежных участков – не может быть уточнено местоположения границ и (или) площадей смежных земельных участков.
Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, средняя квадратическая погрешность определения координат десяти характерных точек границ земельного участка КН № (собственник Троянов А.В.) составляет: 0,30, 0,30, 0,09, 0,09, 0,09, 0,09, 0,30, 0,30, 0,30, 0,30, 0,30 (м); земельного участка КН № (собственник Смирнова Н.Н.) составляет: 0,30, 0,30, 0,30, 0,09, 0,09, 0,09, 0,30, 0,30 (м).
Учитывая статус смежных земельных участков – «ранее учтенные» (сведения интернет-ресурса https:pkk rosreestr.ru), координаты характерных точек обоих земельных участков были определены ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№ «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке», в котором были закреплены требования о максимальных величинах средней квадратической погрешности определения координат характерных точек границ земельных участков, которая для категории «земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов» составила 0.1 м. для всех координатных точек.
До вступления в силу Приказа № кадастровые инженеры руководствовались инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой устанавливались максимальные средние квадратические погрешности взаимного положения пунктов ОМС (ОМЗ) и положения межевых знаков, предельная погрешность положения точки не могла превышать удвоенной средней квадратической погрешности. То есть при выполнении работ по межеванию земельных участков в соответствии с указанной инструкцией средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельных участков составляла от 0.1 до 0.2 метров для земель сельских населенных пунктов; земли пригородной зоны: в т.ч. земли, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства и другие земли.
В настоящее время действует приказ Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». В соответствии с данным приказом, максимальная средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельных участков для категории «земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов» составляет 0,10 м.
Как следует из материалов дела, в акте согласования местоположения границ земельного участка №, являющемся неотъемлемой частью вышеуказанного межевого плана, собственники земельных участков № и № согласовали смежную границу, а одновременно и уточнение местоположения этой части границы своего земельного участка, в связи с исправлением ошибки в ее местоположении, связанной с тем, что координаты характерных точек смежных границ земельных участков КН №, № и № были определены в разные периоды времени с точностью ниже нормативной, что повлекло формальное пересечение границ смежных земельных участков при фактическом отсутствии такового на местности.
Закон «О государственной регистрации недвижимости» определяет реестровую (кадастровую) ошибку как искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в реестре.
Также Закон о регистрации предусматривает порядок согласования изменений и сроках их внесения в реестр недвижимости, в частности – направление соответствующего уведомления собственнику при выявлении реестровой ошибки (п. 5,6 ст. 61 Закона о регистрации).
Исходя из изложенного, для государственного кадастрового учета уточнения границ земельного участка № межевой план, составленный кадастровым инженером Аникеевым А.Н., содержал необходимую информацию о координатах уточняемых границ, определенных им с нормативной точностью, местоположение которых согласовано в установленном порядке с собственниками данных участков.
Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу, что оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка № у административного ответчика не имелось, следовательно уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ№ и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежат признанию незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования Аникеева А. Н. удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе осуществления государственного кадастрового учета (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, р.<адрес>, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца через Ордынский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Отт