ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-254/20 от 16.06.2020 Ордынского районного суда (Новосибирская область)

Дело а-254/2020

Поступило в суд 02.03.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>

Ордынский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Отт С.А.,

при секретаре Кащеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Аникеева А. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, с участием заинтересованных лиц - Сидоренко А. А., Смирновой Н. Н., Троянова А. В., о признании приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным, о признании отказа в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Аникеев А.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование заявленных требований указал следующее. Кадастровым инженером Аникеевым А.Н. был подготовлен межевой план и подано заявление об осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером (далее – КН) по адресу: <адрес>, ср.<адрес>. ДД.ММ.ГГГГАникеевым А.Н. было получено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Решение было мотивировано тем, что сведения о площади смежного с уточняемым земельным участком (КН ), содержащихся в ГКН, не соответствуют площадям земельных участков, вычисленных по координатам поворотных точек границ уточняемого земельного участка. Кроме того, согласно уведомлению, в представленном межевом плане отсутствуют акты согласования местоположения границ земельного участка с КН . В представленном межевом плане (ХМL-файле) не приведены сведения о величине предельно допустимой погрешности определения площади смежных с уточняемым земельных участков. Административный истец считает приостановление Росреестра в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка незаконным по следующим основаниям. Согласно письму Минэкономразвития России -ВА/<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке межевых планов земельных участков и осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому местоположения на местности (далее - Письмо Минэкономразвития), уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе земельного участка и разделе земельного участка, при которых образуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащихся в ЕГРН, сведения о котором не соответствуют установленным на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Указанные несоответствия могут выражаться, в частности, в таких обстоятельствах, как определение содержащихся в ЕГРН координат характерных точек границ земельного участка с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения. Объем вносимых изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ (частей границ) и площади смежных земельных участков Законом о регистрации не ограничен. Поскольку при внесении в ЕГРН изменений в установленном частью 2 статьи 43 Закона о регистрации порядке не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений - либо «о местонахождении границ и площади смежного земельного участка», либо «о местоположении частей границ земельного участка», данный вопрос решается кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ исходя из условий договора подряда и конкретных обстоятельств. Кроме того, Письмом Минэкономразвития регламентировано, что в случае, если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН, или не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует. Таким образом, мотивация отказа ответчика в государственном кадастровом учете представляется необоснованной. Истец полагает, что государственный регистратор выходит за рамки своих полномочий, вычисляя площади смежных с уточняемым земельных участков, используя данное обстоятельство как основание для приостановления государственного кадастрового учета. Согласно части 2 статьи 43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН в отношении указанных смежных земельных участков, не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Подписи всех заинтересованных лиц в вышеуказанном межевом плане имеются. Таким образом, применение положений части 2 статьи 43 Закона о регистрации дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН. Однако, учитывая изложенные обстоятельства, обычное, регламентированное законом действие по уточнению местоположения границ земельного участка, стало для ответчика неразрешимой задачей, при этом решение об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка носит формальный характер. Представленный кадастровым инженером межевой план полностью соответствует нормам действующего законодательства. С учетом уточнения иска просит признать приостановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в осуществлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; признать отказ в учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным, осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, р.<адрес>, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>Мороз Т.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебное заседание не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменный отзыв, в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Законом о регистрации и принятыми в его развитие нормативно-правовыми актами. Согласно ч.1 ст. 14 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. В случае государственного кадастрового учета земельного участка таким документом является межевой план (ч.7 ст. 14 Закона о регистрации). Форма и состав сведений межевого плана, а также требования к его подготовке утверждены одноименным приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования ). Частью 1 ст. 29 Закона о регистрации установлено, что кадастровый учет объекта недвижимости включает в себя правовую экспертизу представленных документов. ДД.ММ.ГГГГСидоренко А.А. представлено заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером , а именно учета изменений площади земельного участка, изменением описания местоположения его границ, исправлением реестровой ошибки с приложением межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Аникеевым А.Н. Согласно п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет приостанавливается в случае если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ на основании п.7 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета по заявлению Сидоренко А.А. было приостановлено на срок 3 месяца с даты принятия указанного решения. Согласно ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона о регистрации. ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 27 Закона о регистрации (истечение срока приостановления и неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета) Управлением принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости с КН . Истец Аникеев А.Н. оспаривает решение Управления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в настоящее время, рассмотрение заявления Сидоренко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ прекращено в связи с принятием решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Учитывая изложенное выше, Управление считает, что требование, заявленное истцом, не подлежит удовлетворению, поскольку, в случае его удовлетворения судом, не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителя. По существу заявленных требований Управление считает необходимым сообщить следующее. Согласно ч.1 ст.43 Закона о регистрации установлено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, что такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. В представленный в форме электронного документа межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , дополнительно включены измененные сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о местоположении границ которого позволяют определить его местоположение на местности, в отношении местоположения границ которого выявлена ошибка. При этом в представленном межевом плане (ХМL-файле) не приведены сведения о величине предельной допустимой погрешности определения площади смежного земельного участка с кадастровым номером . Это противоречит п. 38 Требований . Приведенные в представленном в форме электронного документа межевом плане сведения о величине средней квадратической погрешности положения существующих характерных точек границы уточняемого земельного участка (категория земель «земли населенных пунктов») не соответствуют требованиям к точности определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным Приказом Минэкономразвития от 01.03.2016г. «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Кроме того, нарушены требования п. 82 Требований , а также ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации. Согласно ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В соответствии с п. 82 Приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовки» в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков. Однако в составе межевого плана отсутствует отдельный акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым номером . При этом сведения о площади земельного участка (1118 кв.м.) не соответствуют площади земельного участка, вычисленной по координатам поворотных точек границ уточняемого земельного участка (1151.11 кв.м). Таким образом утверждение истца о том, что межевой план от ДД.ММ.ГГГГ полностью соответствует нормам действующего законодательства не соответствует действительности. На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований истцу отказать.

Заинтересованные лица Сидоренко А.А., Троянов А.В., Смирнова Н.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, не просили об отложении судебного заседания, возражений по иску не представили.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, их явка не признана судом обязательной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, кадастровым инженером Аникеевым А.Н. по договору на выполнение кадастровых работ, заключенному с Сидоренко А.А., выполнены работы по подготовке межевого плана в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка КН , расположенного по адресу <адрес>, р.<адрес>.

В межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ содержится заключение кадастрового инженера, согласно которому, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о регистрации уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Несоответствие указанным требованиям выражаются в том, что содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения. Категория земель – земли населенных пунктов. Площадь уточняемого земельного участка – 942 кв.м., что не превышает 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН. Руководствуясь частью 10 статьи 22 Закона о регистрации, в связи с отсутствием документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, границами земельного участка были приняты фактические границы, существующие на местности пятнадцать и более лет, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Так как в ЕГРН координаты характерных точек границы смежного земельного участка , определены с точностью ниже нормативной, уточнено местоположение части границы земельного участка: обл. Новосибирская, р-н Ордынский, р.<адрес>. Так как в ЕГРН координаты характерных точек границы смежного земельного участка , определены с точностью ниже нормативной, уточнено местоположение части границы земельного участка: обл. Новосибирская, р-н Ордынский, р.<адрес>. Так как в ЕГРН координаты характерных точек границы смежного земельного участка , определены с точностью ниже нормативной, уточнено местоположение части границы земельного участка: обл. Новосибирская, район Ордынский, р.<адрес>. Так как натурное обследование показало, что земельный участок фактически не имеет общих границ с уточняемым земельным участком , согласование с правообладателем данного земельного участка не проводилось. Таким образом, местоположение границы земельного участка определено ориентировочно. Договором на проведение работ не предусмотрено закрепление точек границы земельного участка на местности долговременными межевыми знаками.

Данный межевой план был приложен к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером , которое представлено в Управление Росреестра по <адрес>.

По результатам рассмотрения заявления , ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором Ордынского отдела Управления Росреестра по <адрес> принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Сидоренко А.А.

В качестве основания для приостановления Управление Росреестра по <адрес> сослалось на пункт 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, согласно которому, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, а именно: частью 1 статьи 43 Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка). Управление Росреестра по <адрес> установило, что сведения о площади земельного участка КН (1118 кв.м), содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют площади земельного участка, вычисленной по координатам поворотных точек границ уточняемого земельного участка (1151,11 кв.м). В представленном межевом плане отсутствует акт согласования местоположения границ земельного участка КН . Кроме того, в представленном межевом плане (ХМL-файле) не приведены сведения о величине предельной допустимой погрешности определения площади смежного земельного участка КН , что противоречит пункту 38 Раздела III Требований к оформлению текстовой части межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".

Административный истец Аникеев А.Н. обжаловал решение о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в апелляционную комиссию Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по обжалованию решений и приостановлений осуществления государственного учета и (или) государственной регистрации прав.

ДД.ММ.ГГГГ апелляционная комиссия вынесла решение , которым отклонила заявление от ДД.ММ.ГГГГ об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу срок приостановления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ истек.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления , государственным регистратором Ордынского отдела Управления Росреестра по <адрес> принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, направленным Сидоренко А.А.

В качестве основания для отказа Управление Росреестра по <адрес> сослалось на те же самые обстоятельства, которые послужили основаниями для приостановления осуществления кадастрового учета.

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей39 Закона № 221-ФЗ.

Согласно части 1 статьи39Закона о регистрации местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о регистрации порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее – заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

В силу части 2 статьи40Закона о регшистрации местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Вышеуказанный межевой план от ДД.ММ.ГГГГ содержит акт согласования местоположения границы уточняемого земельного участка со смежными землевладельцами - Смирновой Н.Н. (КН ) и Трояновым А.В. (КН ), в котором имеются личные подписи смежных собственников.

Отдельные акты согласования местоположения границ в отношении земельных участков, смежных с земельным участком – объектом кадастровых работ, оформляются только в случае, если в результате выполнения кадастровых работ, в том числе, уточняется местоположение частей границ таких смежных земельных участков, не являющихся одновременно частями границ земельного участка – объекта кадастровых работ.

Применительно к рассматриваемому спору кадастровый инженер не был уполномочен собственниками земельных участков КН и на выполнение работ по определению (уточнению) координат данных земельных участков.

Согласно части 1 статьи43Закона о регистрации уточнение границ земельного участка представляет собой государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, и осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона о регистрации требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Частью 2 статьи43Закона о регистрации определено, что, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи43Закона о регистрации).

Таким образом, положения части 2 статьи43Закона о регистрации применяются в отношении частей границ смежных земельных участков, местоположение границ которых уточняется в связи уточнением местоположения границ земельного участка, в отношении которого в орган регистрации представлено заявление об осуществлении его государственного кадастрового учета.

Исходя из анализа положений Закона о регистрации, уточнение местоположения границ земельного участка допускается, в том числе, при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Требования), межевой план оформляется в виде одного документа также в случае, если одновременно уточняется местоположение границ нескольких смежных земельных участков, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении их границ.

Согласно пункту 58 Требований раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» содержит последовательно все сведения о каждом уточняемом земельном участке.

Критерии определения допустимого объема таких изменений Требованиями не установлены.

Таким образом суд полагает, что кадастровым инженером (административным истцом) – в отсутствие заказа от собственников смежных участков – не может быть уточнено местоположения границ и (или) площадей смежных земельных участков.

Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, средняя квадратическая погрешность определения координат десяти характерных точек границ земельного участка КН (собственник Троянов А.В.) составляет: 0,30, 0,30, 0,09, 0,09, 0,09, 0,09, 0,30, 0,30, 0,30, 0,30, 0,30 (м); земельного участка КН (собственник Смирнова Н.Н.) составляет: 0,30, 0,30, 0,30, 0,09, 0,09, 0,09, 0,30, 0,30 (м).

Учитывая статус смежных земельных участков – «ранее учтенные» (сведения интернет-ресурса https:pkk rosreestr.ru), координаты характерных точек обоих земельных участков были определены ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке», в котором были закреплены требования о максимальных величинах средней квадратической погрешности определения координат характерных точек границ земельных участков, которая для категории «земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов» составила 0.1 м. для всех координатных точек.

До вступления в силу Приказа кадастровые инженеры руководствовались инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой устанавливались максимальные средние квадратические погрешности взаимного положения пунктов ОМС (ОМЗ) и положения межевых знаков, предельная погрешность положения точки не могла превышать удвоенной средней квадратической погрешности. То есть при выполнении работ по межеванию земельных участков в соответствии с указанной инструкцией средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельных участков составляла от 0.1 до 0.2 метров для земель сельских населенных пунктов; земли пригородной зоны: в т.ч. земли, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства и другие земли.

В настоящее время действует приказ Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». В соответствии с данным приказом, максимальная средняя квадратическая погрешность определения координат характерных точек границ земельных участков для категории «земельные участки, отнесенные к землям населенных пунктов» составляет 0,10 м.

Как следует из материалов дела, в акте согласования местоположения границ земельного участка , являющемся неотъемлемой частью вышеуказанного межевого плана, собственники земельных участков и согласовали смежную границу, а одновременно и уточнение местоположения этой части границы своего земельного участка, в связи с исправлением ошибки в ее местоположении, связанной с тем, что координаты характерных точек смежных границ земельных участков КН , и были определены в разные периоды времени с точностью ниже нормативной, что повлекло формальное пересечение границ смежных земельных участков при фактическом отсутствии такового на местности.

Закон «О государственной регистрации недвижимости» определяет реестровую (кадастровую) ошибку как искажение фактической информации в сведениях об объекте собственности, воспроизведенное в реестре.

Также Закон о регистрации предусматривает порядок согласования изменений и сроках их внесения в реестр недвижимости, в частности – направление соответствующего уведомления собственнику при выявлении реестровой ошибки (п. 5,6 ст. 61 Закона о регистрации).

Исходя из изложенного, для государственного кадастрового учета уточнения границ земельного участка межевой план, составленный кадастровым инженером Аникеевым А.Н., содержал необходимую информацию о координатах уточняемых границ, определенных им с нормативной точностью, местоположение которых согласовано в установленном порядке с собственниками данных участков.

Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу, что оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка у административного ответчика не имелось, следовательно уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требования Аникеева А. Н. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ).

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отказе осуществления государственного кадастрового учета (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ).

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, р.<адрес>, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течении одного месяца через Ордынский районный суд <адрес>.

Судья С.А. Отт