ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-254/2022 от 08.09.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело а-254/2022 8 сентября 2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

с участием прокурора Ефимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» о признании недействительными в части постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1 в редакции постановления от 28 декабря 2021 г. № 87-э/4, постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/5,

установил:

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1 публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» (далее ПАО «Россети Северо-Запад») на долгосрочный период регулирования 2019-2023 г.г. установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/4 в вышеуказанное постановление от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1 внесены изменения, НВВ Общества без учета оплаты потерь (то есть в части содержания сетей) на 2022 год установлена в размере 5 270 368,0 тыс. рублей.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/5 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области, поставляемой прочим потребителям согласно приложению №1, в таблице 1 которого по строке «ПАО «Россети Северо-Запад» указана НВВ общества на 2022 год в размере 5 270 368,0 тыс. рублей.

Постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1, от 28 декабря 2021 г. № 87-э/4, 28 декабря 2021 г. № 87-э/5 опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации 09 декабря 2018 г., 30 декабря 2021 г. соответственно.

Оспаривая постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1 в редакции постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/4, постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/5, ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что данные нормативные правовые акты приняты с нарушением ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон №35) пунктов 7,32,38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее - Основы ценообразования), пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания). Допущенные нарушения повлекли установление НВВ на содержание сетей Архангельского филиала на 2022 год в экономически необоснованном (заниженном) размере в связи с неправильным определением объема фактического финансирования инвестиционной программы, являющегося составляющим формулы (9) Методических указаний, а также завышение величины отрицательной корректировки НВВ на 2022 год, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2020 год.

Агентство в нарушение пунктов 7, 38 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний (в части применения формулы (9) при осуществлении корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы исключило из объема фактического финансирования инвестиционной программы ПАО «Россети Северо - Запад» расходы, связанные с реализацией мероприятий на новое строительство объектов для льготных категорий заявителей технологического присоединения в размере 107 554,17 тыс. руб. При этом, в нарушение пункта 28 Правил в протоколе не приведены основания, по которым данные расходы были исключены при расчете корректировки НВВ.

Агентством в нарушение пункта 2 статьи 23 Федерального закона №35, пунктов 7, 32 Основ ценообразования не учтено фактическое финансирование инвестиционной программы в соответствии с утвержденной инвестиционной программой приказом Минэнерго России от 20 декабря 2019 г. №27@ в отношении планового инвестиционного проекта на 2020 год «Модернизация комплекса телемеханики ССПИ на ПС-110/10 кВ № 133 «СПТФ» Архангельская область, г. Няндома (1 комплекс)». Данный проект был предусмотрен утвержденной программой на 2020 год, относительно 2019 года он являлся неплановым, однако досрочное выполнение подрядчиком работ повлекло за собой финансирование на более ранние сроки. Работы были профинансированы в 2019 году в объеме 9,01 млн. рублей, в отчете на 2019 год. финансирование отражено за счет источника «кредиты», как иного источника финансирования. В результате не учёта фактического финансирования указанного инвестиционного проекта отрицательная корректировка НВВ завышена на 9,014 млн. рублей (9,968 млн. рублей с учётом индексов). Итоговая отрицательная корректировка необходимой валовой выручки на 2022 год долгосрочного периода регулирования, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2020 год, с учетом индексов должна была составлять (- 33 236,29) тыс. рублей, то есть на 128 906,31 тыс. рублей должна быть меньше, чем произвело агентство.

В судебном заседании представители ПАО «Россети Северо-Запад» ФИО13, ФИО14 заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО15 с заявленными требованиями не согласился. Указал, что по итогам анализа представленного организацией отчета об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики за 2020 год, агентством было установлено, что помимо реконструкции существующих объектов электросетевого хозяйства, организацией за счет амортизационных отчислений финансировалось также строительство объектов электросетевого хозяйства. Расходы на строительство в размере 107 554,17 тыс. руб. исключены из расчета корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, с учетом положений абзаца 5 пункта 32 Основ ценообразования, согласно которому при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации на инвестиции, связанные с фактическим осуществленным технологическим присоединением, в том числе не учтенные в инвестиционной программе, за исключением включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в плату за технологическое присоединение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные затраты учитываются агентством в необходимой валовой выручке по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих расходов от технологического присоединения льготных категорий потребителей». При установлении тарифов на 2022 год на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО «Россети Северо-Запад», были учтены фактические расходы, связанные с компенсацией выпадающих расходов от технологического присоединения льготных категорий потребителей, в размере 91 456,14 тыс. руб., при этом учтенные при расчете выпадающих расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства составили 82 464,59 тыс. руб. Поскольку согласно пункту 5 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по регулируемым видам деятельности, исключение расходов на строительство при корректировке инвестиционной программы полагает обоснованным.

Учет фактического финансирования за (i-3)-й год (2019 год) по инвестиционному проекту «Модернизация комплекса телемеханики ССПИ на ПС-110/10 кВ № 133 «СПТФ» Архангельская область, г. Няндома (1 комплекс)» является нарушением пункта 11 Методических указаний, формулой 9 которого при расчете корректировки необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-l)-й год, предусмотрено использование данных о фактическом объеме финансирования инвестиционной программы за: (i-2)-й год (2020 год при установлении тарифов на 2022 год); 9 месяцев (i-l)-гo года (9 месяцев 2021 года при установлении тарифов на 2022 год). Кроме того, данный проект был профинансирован за счет кредитных средств. Использование в 2020 году заемных средств, а также прибыли в качестве источников финансирования (за счет выручки от реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам)) не предусмотрено инвестиционной программой ПАО «МРСК Северо-Запада» на период 2016-2025 годы, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 ноября 2015 года № 906 (в редакции приказов от 30 ноября 2015 года № 1333, от 21 декабря 2018 года № 26@, от 20 декабря 2019 года № 27@). Предлагаемый административным истцом учет фактических расходов на финансирование проектов инвестиционной программы за 2019 и 2020 годы за счет заемных средств в данном случае полагает необоснованным. Считает, что оспариваемые постановления соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.

Заслушав представителей сторон, свидетелей ФИО16, ФИО17, заключение прокурора ФИО12, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы административного дела, тарифного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что Архангельский филиал ПАО «Россети Северо-Запад» оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании долгосрочных тарифов, рассчитанных методом индексации необходимой валовой выручки, а также выполняет работы по технологическому присоединению льготной категории заявителей.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом №35, Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Правила государственного регулирования тарифов), Методическими указаниями.

Согласно пункту 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35 цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона №35, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В Архангельской области таким органом в силу подпункта 4 пункта 9 Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 № 214-пп, является названное агентство.

Следовательно, оспариваемые постановления приняты административным ответчиком в пределах предусмотренных законом полномочий, в установленной форме, опубликованы в предусмотренном законодательством порядке. По указанным основаниям нормативные правовые акты не оспариваются.

Проверяя оспариваемые нормативные акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 12 Основ ценообразования установлены методы, применяемые при регулировании цен (тарифов), в том числе указан метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с Методическими указаниями.

В силу абзаца 18 пункта 38 Основ ценообразования и пункта 8 Методических указаний на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Как следует из экспертного заключения Агентства по тарифам и ценам Архангельской области по расчету корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО «Россети Северо-Запада», на 2022 г. необходимая валовая выручка сетевой организации на 2022 год определена в размере 5 270 368 руб.

Согласно инвестиционной программе ПАО «Россети Северо-Запад» на период 2016-2025 г.г., утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 906 в редакции приказов от 30 ноября 2015 г. № 1333, от 21 декабря 2018 г. № 26@, от 20 декабря 2019 г. №27@), единственным тарифным источником финансирования по Архангельской области на 2020 год являются амортизационные отчисления в размере 341 856,2 тыс. руб.

Корректировка НВВ (далее- НВВ) на 2022 год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на 2020 год рассчитана административным ответчиком исходя из планового размера финансирования инвестиционной программы 307 508,4 тыс. руб. Объем фактического финансирования инвестиционной программы с учетом финансирования в 2020 году инвестиционных проектов, предусмотренных программой, принят в размере 217 088,7 тыс. руб. Согласно приложению №25 к экспертному заключению превышение фактического объема финансирования мероприятий над плановыми объемами, предусмотренными инвестиционной программой на 2020 г. составило 56 203,7 тыс. руб., объем фактического финансирования с учетом его уменьшения на вышеуказанную сумму определен в размере 160,885, 1 тыс. руб. Корректировка НВВ составила: - 146 623,3 тыс. руб. (160,885,1 - 307 508,4), с учетом индексации: - 162 142,6 тыс. руб.

Из материалов дела, пояснений сторон следует, что при корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, регулирующим органом исключены расходы по мероприятиям: «Строительство объектов для технологического присоединения мощностью от 15 кВт до 150 кВт (новое строительство)», «Строительство объектов технологического присоединения льготной категории заявителей мощностью до 15 кВт» на общую сумму 107 554,17 руб. (пункты 1.4.38, 1.4.39 таблицы «Мониторинг инвестиционных программ сетевых организаций за 2020 год расходов на строительство объектов технологического присоединения льготной категории заявителей мощностью до 15 кВт и от 15 кВт до 150 кВт). Тарифным органом при оценке исполнения инвестиционной программы за 2020 год как отрицательная корректировка в размере 10 млн. руб. учтено недофинансирование инвестиционного проекта «Модернизация комплекса телемеханики ССПИ на ПС-110/10 кВт № 133 «СПТФ» Архангельская область, г. Няндома (1 комплекс), завершение работ по которому осуществлено в 2019 году.

Исключая при проведении корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, расходов по мероприятиям «строительство объектов для технологического присоединения», агентство исходило из недопущения повторного учета одних и тех же расходов, руководствуясь положениями пункта 5, абзаца 5 пункта 32, пункта 87 Основ ценообразования. Выпадающие расходы организации на строительство объектов электросетевого хозяйства учтены в размере 83 464,59 тыс. руб.

В течение долгосрочного периода регулирования согласно пункту 37 Основ ценообразования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 Основ, осуществляют корректировку НВВ и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом такого фактора, как отклонение совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.

Корректировка НВВ на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется по формуле 9, содержащейся в пункте 11 Методических указаний.

Согласно данной формуле величина корректировки НВВ на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год определяется как результат суммирования произведений расчетной величины собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенной при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения, и разности между отношением планового размера финансирования к объему фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) без НДС, и единицей (1), за вычетом учтенной при расчете тарифов на (i-1) год корректировки НВВ на (i-2)-й год долгосрочного периода регулирования, осуществленной в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев.

Согласно абзацу 9 пункта 32 Основ ценообразования в случае, если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из НВВ организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам).

Из приведенных норм следует, что необходимым условием реализации мероприятий инвестиционной программы является обеспечение расходов на инвестиции выручкой регулируемой организации.

Основанием для исключения таких расходов из НВВ предприятия на следующий год долгосрочного периода регулирования является невыполнение инвестиционной программы в конкретной ее части и только в том случае, если ранее запланированные мероприятия, которые не реализованы и расходы, по которым были включены в расчет тарифов, компенсированы доходами организации, полученными по результатам ее регулируемой деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 977 от 01 декабря 2009 года утверждены Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила).

Инвестиционной программой является совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа (пункт 2 Правил).

Под инвестиционным проектом понимается вложение инвестиций в сооружение (изготовление, создание, приобретение, реконструкцию, модернизацию (модификацию) и (или) техническое перевооружение) объектов основных средств и (или) нематериальных активов и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Согласно формуле 9 объем фактического финансирования инвестиционной программы представляет собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) без налога на добавленную стоимость в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.

Из информации раздела 2 «Технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 150 кВт включительно» (размещен на официальном сайте Минэнерго России по адресу https://minenergo.gоv.гu/nodе/4193: материалы итогового проекта ИПР ПАО «МРСК Северо-Запада» от 5 декабря 2019 г., часть 1 дата публикации 6 декабря 2019 г.) инвестиционной программы общества следует, что в составе мероприятий, реализуемых в рамках исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, утверждены проекты по новому строительству для технологического присоединения льготных категорий заявителей. Факт финансирования, реализации указанных инвестиционных проектов в сроки, предусмотренные программой, сторонами не оспаривается.

Как указано в решении Верховного Суда РФ от 27 мая 2019 г. №АКПИ19-174 при оценке исполнения инвестиционной программы сетевой организации необходимо принимать во внимание плановые объемы инвестиционной программы, учтенные при установлении тарифов на очередной период регулирования, корректировка НВВ сетевой организации должна производиться исходя из планового размера финансирования инвестиционной программы, учтенной в тарифах, и данных о ее фактическом исполнении.

С учетом изложенного, исключение агентством при проведении корректировки инвестиционной программы из объема ее фактического финансирования расходов по новому строительству реализованных инвестиционных проектов произведено необоснованно, вопреки формуле 9, не предусматривающей таких исключений.

Доводы стороны административного истца о несопоставимости принятых агентством плановых и фактических показателей при проведении корректировки инвестиционной программы суд полагает также заслуживающими внимания.

Согласно отчету об использовании инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики за 2020 год, представленному органу регулирования в составе обосновывающих материалов к заявлению об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии на 2022 год в составе плановых мероприятий, в состав плановых проектов на 2020 год. включены: реконструкция объектов для технологического присоединения мощностью от 15 кВт до 150 кВт (4 141, 86 тыс. руб.); реконструкция объектов технологического присоединения льготной категории заявителей мощностью до 15 кВт (20 832,95 тыс. руб.); строительство объектов для технологического присоединения мощностью от 15 кВт до 150 кВт (9 664, 35 тыс. руб); строительство объектов для технологического присоединения льготной категории заявителей мощностью до 15 кВт (48 610,21 тыс. руб.), на общую сумму 83 249,62 тыс. руб.

Как следует из материалов дела, пояснений представителя ответчика, свидетеля ФИО17 при определении плановых показателей инвестиционной программы агентством указанные расходы в полном объеме, исходя из структуры их финансирования (амортизация), отнесены на реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Учитывая фактически расходы на строительство в составе плановых показателей по реконструкции, в объеме фактического финансирования инвестиционной программы указанные расходы тарифный орган исключил, полагая их подлежащими учету в составе НВВ по статье «выпадающие расходы от технологического присоединения». Данный подход свидетельствует о несопоставимости принятых при проведении корректировки к расчету плановых и фактических показателей.

Суждения стороны административного ответчика о недопустимости повторного учета одних и тех же расходов, мотивируемые положениями абзаца 5 пункта 32 Основ ценообразования, пункта 87 Основ ценообразования, суд полагает основанными на неправильном толковании закона.

Корректировка инвестиционной программы исходя из планового размера финансирования инвестиционной программы и данных о ее фактическом исполнении производится для оценки соответствия указанных показателей с целью исключения из распоряжения сетевой организации в случае снижения плановых объемов финансирования инвестиционной программы необоснованно полученных доходов.

Согласно пунктам 22, 23, 28 Правил государственного регулирования цен регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.

Основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

Вместе с тем, в нарушение указанных выше требований, в протоколе агентства не указаны основания, по которым при проведении корректировки инвестиционной программы расходы на новое строительство были исключены из объема фактических показателей.

Доводы административного истца об отсутствии оснований для исключения из НВВ затрат на финансирование инвестиционного проекта «Модернизация комплекса телемеханики ССПИ на ПС-110/10 кВт № 133 «СПТФ» Архангельская область, г. Няндома (1 комплекс), предусмотренного инвестиционной программой, судом не принимаются как основанные на неверном толковании положений Методических указаний и Основ ценообразования, поскольку из вышеуказанной формулы (9) следует, что при определении объема фактического финансирования инвестиционной программы принимаются во внимание инвестиционные проекты утвержденной (скорректированной) в установленном порядке инвестиционной программы на год (i-2) до его начала. Данный инвестиционный проект включен в инвестиционную программу сетевой организации на 2020 год, однако фактически выполнен в 2019 году, следовательно, при корректировке НВВ на (i-2)-й год (2020г.) учету не подлежит. Кроме того, как следует из материалов дела, пояснений сторон, финансирование указанного проекта произведено за счет кредитных средств, что не предусмотрено инвестиционной программой.

Ссылка административного истца на опережающее исполнение инвестиционной программы в связи с досрочным вводом объекта в эксплуатацию не могут быть приняты во внимание, поскольку стороны договора свободны в определении существенных его условий (в том числе срока действия, порядка исполнения) исходя из своих хозяйственных интересов и требований законодательства.

Поскольку произведенный тарифным органом расчет корректировки инвестиционной программы не соответствует положениям пунктов 7, 38 Основ ценообразования, пункта 11 Методических указаний в части формулы 9, расчет НВВ нельзя признать обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 35 и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.

Исходя из пункта 81 Основ ценообразования и пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания) единые (котловые) тарифы устанавливаются в рамках предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, одновременно в двух вариантах: двухставочный, одноставочный.

Расчет единых (котловых) тарифов производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации и дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.

Поскольку НВВ общества без учета оплаты потерь (в части содержания сетей) на 2022 год рассчитана неправильно, постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/5 в части необходимой валовой выручки, отраженной в таблице 1 приложения 1 по строке ПАО «Россети Северо-Запад» в размере 5 270 363,0 тыс. рублей нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться, в том числе указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты. Поскольку оспариваемые постановления имеют ограниченный срок действия, то признание отдельных их положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь частью 4 статьи 216 КАС РФ, пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» суд полагает необходимым возложить на агентство по тарифам и ценам Архангельской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющие нормативные правовые акты.

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.

Административным истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 9 000 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» о признании недействительными в части постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1 в редакции постановления от 28 декабря 2021 г. № 87-э/4, постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/5 - удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и НВВ для территориальной сетевой организации ПАО «МРСК Северо-Запада», в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» в редакции постановления от 28 декабря 2021 г. № 87-э/4 «О внесении изменения в приложение №2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26 декабря 2018 г. № 80-э/1» в части величины НВВ Архангельского филиала публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на 2022 г. в размере 5 270 368,0 тыс. рублей; постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28 декабря 2021 г. № 87-э/5 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Архангельской области на 2022 год» в части НВВ сетевой организации, отраженной в таблице 1 приложения 1 по строке ПАО «Россети Северо-Запад» в размере 5 270 368,0 тыс. рублей.

Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области опубликовать сообщение о принятом решении на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей.

Обязать агентство по тарифам и ценам Архангельской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющие нормативные правовые акты.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий А.В. Панкова