Дело №а-2583/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018г. г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца, представителя ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании недействующим в части постановления № от 07.06.2010г.
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском о признании недействующим в части постановления № 1462 от 07.06.2010г. "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма", поскольку отдельные его пункты не соответствуют требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", иным нормам и правилам действующего законодательства. С учетом уточнения исковых требований просил признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:
п. 2.6. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010г. № 1462 в части установления перечня документов необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно: справки о лицах, проживающих, зарегистрированных и сохранивших право на проживание в жилом помещении, справки, подтверждающей, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано, разрешение органа опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения в котором проживают исключительно несовершеннолетние, выписка из единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах и обременениях на приватизируемое жилое помещение.
п. 2.6.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010г. № 1462 в части отсутствия указания на возможность получения: справки о лицах, проживающих, зарегистрированных и сохранивших право на проживание в жилом помещении, справки, подтверждающей, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано, разрешение органа опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения в котором проживают исключительно несовершеннолетние, выписка из единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах и обременениях на приватизируемое жилое помещение в рамках межведомственного запроса.
пункт 3.2.1 административного регламента исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия порядка поступления документов в электронном виде или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
пункт 3.2.3 административного регламента/исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия процедуры направления уведомления с указанием основания отказа в приеме документов в электронной форме или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
пункт 3.2.4 административного регламента исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия возможности предоставления документов в электронной форме или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
- пункт 3.3.7 административного регламента исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия процедуры направления документов в отказе предоставления муниципальной услуги заявителям в электронной форме или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
- Раздел 5 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 N 1462, в части не предусматривающей процедуры и порядка досудебного обжалования действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, организаций, указанных в части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ, а также их должностных лиц, муниципальных служащих, работников.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований. Кроме того, указал, что имеется вступившее в законную силу решение волжского районного суда г. Саратова от 08.10.2012г., которым была проведена проверка законности указания в п.2.6 регламента требований относительно справки о лицах, проживающих, зарегистрированных и сохранивших право на проживание в жилом помещении. В иске прокурору было отказано.
Определением Волжского районного суда г. Саратова от 31.07.2018г. производство по делу в этой части было прекращено.
Заинтересованное лица в судебное заседание не явилось, о времени месте рассмотрения дела извещено. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.2,4 ст.2 Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее Закон) раскрыты понятия муниципальной услуги и административного регламента.
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
Установлено, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 1462 от 07.06.2010г. утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Саратовская панорама", Спецвыпуск, N 56(573), 08.06.2010.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма" (далее - Регламент) разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления муниципальной услуги, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при организации процесса приватизации жилых помещений и определяет последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги.
Заявителями на получение муниципальной услуги являются граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма. (п.1.1 Регламента).
Согласно ст.14 Закона стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: наименование государственной или муниципальной услуги; наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу; результат предоставления государственной или муниципальной услуги; срок предоставления государственной или муниципальной услуги; правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги; размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги; срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги; требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов; показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг; иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В соответствии с п.1,2,3 ч.1, п.14,15 ч.6 ст.7 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа:
решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.2.6 Регламента - для предоставления муниципальной услуги необходимы следующие документы:
справка, подтверждающая, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано (справка представляется гражданами, которые проживали за пределами города Саратова и сменили место жительства после 4 июля 1991 года);
разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние;
справка о лицах, проживающих, зарегистрированных и сохранивших право на проживание в жилом помещении;
выписка из единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах и обременениях на приватизируемое жилое помещение;
Вместе с тем, пунктом 2.6.1 Регламента предусмотрено, что выписка из единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах и обременениях на приватизируемое жилое помещение, договор социального найма на жилое помещение подлежат получению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
В пункте 2 ч.1 ст.7 Закона прямо указано, что заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Анализ пункта 2.6. Регламента во взаимосвязи с п.2.6.1 Регламента ст.7 Закона, позволяет сделать вывод, что он в оспариваемой части не противоречит требованиям Закона, не нарушает права и интересы лиц, обратившихся за получением услуги.
С учетом изложенного, оснований для признания п.2.6.1. Регламента в части отсутствия указания на возможность получения разрешения органа опеки и попечительства на приватизацию жилого помещения в котором проживают исключительно несовершеннолетние, выписки из единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах и обременениях на приватизируемое жилое помещение в рамках межведомственного запроса, - не имеется.
Поскольку в п.2.6. Регламента идет речь о возложении обязанности только на граждан, которые проживали за пределами <адрес> и сменили место жительства после ДД.ММ.ГГГГ по предоставлению справки подтверждающей, что ранее право на приватизацию жилья ими не было использовано, то с учетом пределов распространения полномочий ответчика по межведомственному взаимодействию только на территорию <адрес>, оснований для признания п.2.6.1. Регламента в части отсутствия указания на возможность получения справки, подтверждающей, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано (справка представляется гражданами, которые проживали за пределами <адрес> и сменили место жительства после ДД.ММ.ГГГГ) в рамках межведомственного запроса, - не имеется.
Решением Волжского районного суда <адрес> от 08.10.2012г. постановлено:
в удовлетворении заявления прокурора <адрес> о признании недействующим п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ в части слов «техническую документацию на жилое помещение (справка или выписка из технического паспорта)» и слов «справку о лицах, проживающих, зарегистрированных и сохранивших право на Проживание в жилом помещении (приложение №)» отказать.
Таким образом, с учетом признания решением суда п.2.6 Регламента в части включения в него сведений о необходимости предоставления справки о лицах, проживающих, зарегистрированных и сохранивших право на проживание в жилом помещении – не противоречащим действующему законодательству, оснований для признания п.2.6.1. Регламента в части отсутствия указания на возможность получения справки о лицах, проживающих, зарегистрированных и сохранивших право на проживание в жилом помещении, в рамках межведомственного запроса – не имеется.
Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг; открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. (ст.4 Закона).
Статьей 5 Закона предусмотрено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на:
получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;
получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме;
получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг;
В соответствии с п.2 ч.1 ст.6 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с п.2.3 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является заключение договора на приватизацию жилого помещения.
Согласно п.3.2.1 Регламента основанием для исполнения административной процедуры является личное обращение в Комитет заявителя (его доверенного лица) по вопросу приватизации муниципального жилого помещения.
После подачи заявления, представления документов заявителем предусмотрена, в случае необходимости процедура истребования документов в рамках межведомственного взаимодействия, а в последующем - процедура проверки документов и в предусмотренных в п.2.7 -2.8-2.8.2 - отказа в приеме документов и предоставлении муниципальной услуги.
Согласно п.2.11.10 Регламента в случае, если для подготовки ответа требуется продолжительное время, работник может предложить заявителю обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое время для устного консультирования. Письменное обращение заявителя по вопросам предоставления муниципальной услуги должно быть рассмотрено не позднее 30 дней со дня регистрации обращения. Заявителю дается письменный ответ, который направляется на его почтовый адрес. Ответы на письменные обращения даются в простой, четкой и понятной форме.
Согласно п.3.1. Регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием и регистрация заявления на приватизацию жилого помещения, проверка комплекта документов на соответствие требованиям Регламента;
- оформление и выдача договора на приватизацию жилого помещения либо уведомление заявителя об отказе в заключении договора на приватизацию жилого помещения.
В соответствии с п.3.2.3 Регламента при наличии оснований для отказа в приеме документов (пункт 2.7 Регламента) работник, ответственный за прием документов, уведомляет заявителя о наличии оснований для отказа в приеме документов, возвращает документы и информирует заявителя о выявленных недостатках в представленных документах.
Согласно п.3.2.4. в случае отсутствия оснований для отказа в приеме документов заявитель (его доверенное лицо) в присутствии работника, ответственного за прием документов, приступает к написанию заявления на приватизацию жилого помещения.
Заявление подписывается лично заявителем, всеми совершеннолетними и несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет гражданами, имеющими право на приватизацию данного жилого помещения, в том числе гражданами, отказавшимися от участия в приватизации жилого помещения, законными представителями несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, гражданами, сохранившими в установленном порядке право пользования жилым помещением. В случае отсутствия на момент подачи заявления кого-либо из граждан, сохранивших право пользования жилым помещением к заявлению прикладывается выраженное в письменной форме и нотариально заверенное согласие отсутствующего на приватизацию жилого помещения либо отказ от участия в приватизации.
Работник, ответственный за прием документов, заверяет подписи заявителя на заявлении, вносит запись в книгу регистрации заявлений и выдает заявителю расписку в приеме документов на приватизацию жилого помещения.
В соответствии с п. 3.2.5 Регламента при отсутствии документов, указанных в пункте 2.6.1 Регламента, работник, ответственный за прием документов, осуществляет подготовку межведомственного запроса о наличии или об отсутствии документа и (или) информации. В случае поступления ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 Регламента, работник, ответственный за прием документов, в срок не более трех рабочих дней приглашает заявителя по телефону либо письменно в Комитет и предлагает ему в течение 20 дней представить указанные документы. Если по истечении указанного срока заявителем документы не представлены, заявителю направляется письменное уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Срок исполнения данной административной процедуры не более 30 дней со дня регистрации заявления о приватизации жилого помещения. (п.3.2.6).
Согласно п. 3.3.1 Регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги работник, ответственный за изготовление договора на приватизацию жилого помещения, печатает договор на приватизацию жилого помещения в количестве экземпляров, равном числу сторон договора, и вносит в электронную базу данных приватизированных муниципальных жилых помещений сведения о приватизируемом жилом помещении.
В день, следующий за днем внесения в электронную базу данных сведений о приватизируемом жилом помещении, работник, ответственный за изготовление договора на приватизацию жилого помещения, передает информацию о данном жилом помещении по каналам электронного взаимодействия в отдел учета муниципального имущества. Отдел учета муниципального имущества в течение пяти рабочих дней после получения информации оформляет выписку из реестра муниципальной собственности и доверенность гражданам (их доверенному лицу) на совершение необходимых действий по государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемый объект муниципального жилищного фонда и передает в отдел приватизации жилых помещений.
В соответствии с п.3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.6 Регламента работник, ответственный за прием документов, в течение трех рабочих дней после получения документов из отдела учета муниципального имущества формирует дело по приватизации муниципального жилого помещения, передает оформленное количество экземпляров договоров на приватизацию жилого помещения на подпись председателю Комитета либо работнику, уполномоченному председателем Комитета осуществлять подписание договоров на приватизацию муниципальных жилых помещений. Председатель Комитета либо уполномоченный им работник в день поступления на подпись договоров на приватизацию жилых помещений подписывает их и передает работникам, ответственным за выдачу договоров на приватизацию жилых помещений. В день, назначенный для выдачи договора на приватизацию жилого помещения, который указан в расписке о приеме документов на оформление договора приватизации жилого помещения, выдаваемой заявителю (его доверенному лицу) работником, ответственным за прием документов, заявитель (его доверенное лицо), а также лица, участвующие в приватизации жилого помещения, прибывают в Комитет.
Работник, ответственный за выдачу договора на приватизацию жилого помещения, проверяет документы, удостоверяющие личность заявителя (его доверенного лица), а также лиц, участвующих в приватизации, и вручает им договор для прочтения. После прочтения заявителем (заявителями) договора на приватизацию жилого помещения договор подписывается заявителем (заявителями) в присутствии работника, ответственного за выдачу договора на приватизацию жилого помещения. Каждому участнику приватизации жилого помещения выдается один экземпляр договора. Дополнительный экземпляр договора выдается одному из участников приватизации для представления его в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. Работник, ответственный за выдачу договора на приватизацию жилого помещения, отражает в книге регистрации документов по передаче жилых помещений в собственность граждан дату выдачи и номер договора, а также вносит соответствующую запись в базу данных приватизированных жилых помещений.
Согласно п. 3.3.7 при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 2.8 Регламента, заявителю направляется письменное уведомление об отказе в заключении договора на приватизацию жилого помещения.
Срок исполнения данной административной процедуры не более 30 дней. (п.3.3.8)
С учетом изложенного суд, отсутствия прямого запрета в действующем законодательстве о возможности получения данной муниципальной услуги в электронной форме, а также с учетом времени предоставления муниципальной услуги - времени для проверки представленных заявителем документов, направления запросов в порядке межведомственного взаимодействия, времени для дачи ответа, личной явки для подписания договора на приватизацию, суд полагает оспариваемые пункты 3.2.1,3.2.3,3.2.4,3.3.7 Регламента в части отсутствия порядка направления обращения, предоставления документов, получения уведомления, ответа на свое обращение в электронной форме противоречит ст.4,5,6 Закона и лишает заявителя права выбора, предоставленного ему законом.
В соответствии с п.3 ч.6 ст.15 Закона перечни государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах, утверждаются: муниципальным правовым актом - для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.
Согласно ст. 5 Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
С учетом изложенного, не имеется оснований для признания недействующими оспариваемых пунктов 3.2.1,3.2.3,3.2.4,3.3.7 Регламента в части отсутствия возможности направления обращения, предоставления документов, получения уведомления, ответа на свое обращение через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, - поскольку данная услуга не включена в Перечень муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее МФЦ), утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 798 от 26.04.2013г., и отсутствует соглашение с МФЦ на предоставление данной услуги.
В соответствии со ст.5 Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Как установлено п. 5 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, структура административного регламента должна содержать раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего определен ст. 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
В силу положений ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, устанавливающей общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы:
порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 3);
особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 4);
жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, либо в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен (ч. 6);
по результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений: 1) удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах; 2) отказывает в удовлетворении жалобы (ч. 7);
не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в части 7 настоящей статьи, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы (ч. 8);
положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ч. 10).
Из вышеприведенных положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ следует, что правоотношения, возникающие между заявителем и органом, предоставляющим муниципальную услугу, по поводу досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) указанного органа либо его должностного лица в рамках предоставления государственной услуги урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
Однако в разделе 5 Регламента, предусматривающим досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц и муниципальных служащих, не указана процедура рассмотрения жалобы, сроки рассмотрения, решения принимаемые по результатам рассмотрения жалоб и т.д. Имеется указание, что рассмотрение поступившей жалобы осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Раздел 5 административного регламента исполнения муниципальной функции «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части не предусматривающей процедуры и порядка досудебного обжалования решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего.
В силу положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на административного ответчика обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый регламент - в газете "Саратовская панорама".
Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу
пункт 3.2.1 административного регламента исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия порядка поступления документов в электронном форме
пункт 3.2.3 административного регламента исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия процедуры направления уведомления с указанием основания отказа в приеме документов в электронной форме
пункт 3.2.4 административного регламента исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия возможности предоставления документов в электронной форме
- пункт 3.3.7 административного регламента исполнения муниципальной услуги «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части отсутствия процедуры направления документов об отказе предоставления муниципальной услуги заявителям в электронной форме
- Раздел 5 административного регламента исполнения муниципальной функции «Приватизация жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, занимаемых гражданами на условиях социального найма», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 07.06.2010 № 1462, в части не предусматривающей процедуры и порядка досудебного обжалования решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего.
В остальной части иска отказать.
Обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" опубликовать сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспариваемый регламент - в газете "Саратовская панорама".
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Даниленко