ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2596/2021КОПИ от 22.04.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело а-2596/2021 КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 22 апреля 2021 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Зерновой Е.Н.,

при секретаре Ступень М.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 17.04.2019 сроком один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено. Требования мотивирует тем в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратился ФИО2 с заявлением (вх. № 15068/ж-2020 от 08.12.2020, 15122/ж-2020 от 09.12.2020) в котором сообщил сведения о дистанционной продаже табачной продукции в сети «Интернет» на личной странице пользователя в социальной сети https://instagram.com/dymbaza/. При ознакомлении с информацией, размещенной на указанном сайте имеется ссылка на сеть магазинов «Дым BAZA», один из которых расположен по адресу: <...>, указан режим работы с 11:00 – 23:00. Между тем данные о физических лицах и организациях с указанием организационно-правовой формы отсутствуют. Из представленных материалов установлено, что деятельность в магазине, расположенном по адресу: <...>, осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО3. Продажа товаров дистанционным способом, регулируется статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612. В соответствии с пунктом 5 названных Правил не допускается продажа дистанционным способом табачной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 37 Правил, контроль за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В статье 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» указан запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака. В соответствии с пунктом 3 статьи 19 указанного выше Закона запрещается розничная торговля табачной продукцией путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом. Таким образом, содержание вышеотмеченной страницы является незаконным и представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей, в том числе и несовершеннолетних лиц.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю ФИО1 (полномочия проверены) заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Заинтересованное лицо ИП ФИО4, представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Енисейского управления Роскомнадзора в судебное заседание не явились уведомлялись надлежащим образом.

Представителем Енисейского управления Роскомнадзора ФИО5, действующей по доверенности, полагала требования подлежащими удовлетворению, ввиду доступности спорной Интернет-страницы.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в силу ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя административного, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (введена Федеральным законом от 28.07.2012 г. N 139-ФЗ), в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет".

Согласно части 2 той же статьи в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие указанную информацию.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно - телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Статьями 10, 15 названного закона определено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что гражданин ФИО2 обратился в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю с заявлением вх. № 15068/ж-2020 о 08.12.2020, 15122/ж-2020 от 09.12.2020 в котором сообщил о продаже табачной продукции, содержащие в себе сведения о дистанционной продаже табачной продукции в сети «Интернет» на личной странице пользователя в социальной сети https://instagram.com/dymbaza/.

При ознакомлении с информацией, размещенной на указанном сайте имеется ссылка на сеть магазинов «Дым BAZA», один из которых расположен по адресу: <...>, указан режим работы с 11:00 – 23:00. Между тем данные о физических лицах и организациях с указанием организационно-правовой формы отсутствуют. Из представленных материалов установлено, что деятельность в магазине, расположенном по адресу: <...>, осуществляет индивидуальный предприниматель ФИО3

Согласно выписке ЕГРИП от 23.01.2021, основной вид деятельности ИП ФИО3 – торговля розничная табачными изделиями социализированных магазинах (ОКВЭД 47.26).

Информация о том, что табачные изделия (табак) можно приобрести в сети магазинов «Дым BAZA», один из которых расположен по адресу: <...>, размещена в сети «Интернет» по адресу https://instagram.com/dymbaza/.

Реализация товаров неопределенному кругу потребителей при помощи информационных ресурсов через сеть «Интернет» (интернет-магазины, страницы в социальных сетях, объявления на общедоступных площадках и т.д представляет собой продажу товаров дистанционным способом, которая регулируется статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 5 названных Правил не допускается продажа дистанционным способом табачной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 37 Правил контроль за их соблюдением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В статье 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» указан запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака.

В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом.

Проанализировав содержание указанной страницы, Управлением установлено, что вход на сайт свободный, ознакомиться с их содержанием и заказать через имеющиеся контактные данные указанную в них табачную продукцию может любой интернет-пользователь без ограничения по времени суток. То есть указанная страница содержит информацию о предложениях табачной продукции неопределенному кругу потребителей независимо от их социального положения, пола, национальности, места жительства и т.д.

Несовершеннолетние лица также имеют свободный доступ к информации на данной странице, содержание которой воздействует на сознание и волю неопределенного круга лиц, способно негативно повлиять на психическое, духовное и нравственное развитие детей и подростков, вызвать у них различного рода побуждения и желания предложенным на сайтах доступным способом к приобретению и употреблению табачных изделий, что неминуемо приведет к негативным последствиям для несформировавшегося детского организма и причинит вред здоровью несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлен запрет распространения информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

По сведениям официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (https://instagram.com/dymbaza/) указанный Интернет-ресурс в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится.

Информация, содержащая на Интернет-ресурсе: https://instagram.com/dymbaza/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения нарушения интересов РФ и во исполнение действующего законодательства, должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.

Таким образом, содержание вышеотмеченного сайта является незаконным и представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга потребителей, в том числе и несовершеннолетних лиц.

Соответственно, распространение такой информации на вышеназванном интернет-сайте в силу закона не допустимо.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Настоящее решение является основанием для включения Интернет-ресурсов: https://instagram.com/dymbaza/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено в Единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, удовлетворить.

Признать информацию, предоставляющую возможность приобретения табачной продукции дистанционным способом, размещенную на сайте: https://instagram.com/dymbaza/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения Интернет-ресурса: https://instagram.com/dymbaza/ в Единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: (подпись) Е.Н. Зернова

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2021 года.

Копия верна

Судья Е.Н. Зернова