ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-259/19 от 14.02.2019 Бахчисарайского районного суда (Республика Крым)

Дело а-259/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2019 года г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Готовкиной Т.С.,

при секретаре судебного заседания Княгницкой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай административное дело №2а-259/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Частному учреждению культуры «Крымский исторический музей-заповедник», ФИО2, заинтересованные лица - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Межрайонная ИФНС России №9 по Республике Крым о ликвидации учреждения и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,-

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с иском к Частному учреждению культуры «Крымский исторический музей-заповедник» о ликвидации Частного учреждения культуры «Крымский исторический музей-заповедник» и его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20.12.2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ФИО2.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 11.01.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.01.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России №9 по Республике Крым.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации Частного учреждения культуры «Крымский исторический музей-заповедник». В нарушение ст.32 Федерального закона №7-ФЗ, указанное юридическое лицо не предоставляло в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующий отчет ДД.ММ.ГГГГ, ввиду чего привлекалось к административной ответственности в порядке КоАП РФ. За 2016 год юридическим лицом отчетность также не была сдана, ввиду чего последнее привлечено к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ.

В связи с не предоставлением отчетности за ДД.ММ.ГГГГ, в адрес юридического лица направлено предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое было возвращено по истечению срока хранения.

Таким образом, юридическим лицом не исполняются возложенные на нее обязанности более двух лет, в связи с чем неисполнение возложенных обязанностей может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов – создающими угрозу стабильности гражданского оборота.

Стороны и заинтересованные лица в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.

Представителем заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Крым в адрес суда направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу в порядке ст.150 КАС РФ.

Суд, рассмотрев материалы дела, исследовав в их совокупности представленные суду доказательства, установил следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю вынесено распоряжение «О государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании», согласно которому принято распоряжение осуществить государственную регистрацию Частного учреждения культуры «Крымский исторический музей-заповедник»; направить в ИФНС по г.Симферополю документы, необходимые для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Частное учреждение культуры «Крымский исторический музей-заповедник» (ЧУК «КИМЗ») ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №9 по Республике Крым в качестве юридического лица, ОГРН 1159102091301 (л.д.3-8).

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан ФИО2.

Согласно имеющемуся в материалах дела Уставу, Частное учреждение культуры «Крымский исторический музей-заповедник» представляет собой некоммерческую организацию, имеющую организационно-правовую форму частного учреждения, созданную Учредителем (Собственником) ФИО2 для осуществления социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ.

Согласно п.3 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п.10 ст.32 ФЗ №7-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п.п.3 п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

При этом, согласно п.5 ст.61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Постановлением судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым Кошелева В.И. от 14.06.2016г., Частное учреждение культуры «Крымский исторический музей-заповедник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ (не предоставление отчета о деятельности некоммерческой организации), назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д.9-10).

Постановлением мирового судьи судебного участка №29 Бахчисарайского судебного района (Бахчисарайский муниципальный район) Республики Крым Черкашина А.Ю. от 15.06.2017г., Частное учреждение культуры «Крымский исторический музей-заповедник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ (не предоставление сведений, предусмотренных ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ за 2016 год) и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю в адрес Частного учреждения культуры «Крымский исторический музей-заповедник», по юридическому адресу последнего, направлено предупреждение, в котором указано на не предоставление отчета о деятельности за ДД.ММ.ГГГГ, обязанность устранить выявленные нарушения (л.д.14-15).

Предупреждение, направленное ответчику по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, вернулось административному истцу с почтовой отметкой "истек срок хранения" (л.д.16), несмотря на то, что административный ответчик не представлял административному истцу сведения об изменении адреса постоянно действующего руководящего органа; информация об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым также не поступала.

При этом меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, Учреждением не приняты.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку факт неоднократного нарушения Частным учреждением культуры «Крымский исторический музей-заповедник» вышеназванных положений Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. №7-ФЗ подтверждается представленными суду доказательствами, последней допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер; каких-либо мер по устранению указанных нарушений учреждением не предпринято, при этом административный истец наделен правом обращения с соответствующим иском в суд, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к Частному учреждению культуры «Крымский исторический музей-заповедник» меры публично-правовой ответственности в виде его ликвидации, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно разъяснений, указанных в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 ГК РФ, пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ).

Учитывая указанные разъяснения, исходя из положений п.5 ст.61 ГК РФ, суд считает необходимым возложить обязанность по ликвидации Частного учреждения культуры «Крымский исторический музей-заповедник» на ответчика ФИО2 (учредителя юридического лица), установив срок для ликвидации - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который будет являться достаточным для проведения соответствующей ликвидационной процедуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226-228, 175, 177-180 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым удовлетворить.

Ликвидировать Частное учреждение культуры «Крымский исторический музей-заповедник» (г.Бахчисарай, ул.Басенко, 57Л; ОГРН 1159102091301, ИНН/КПП 9104006099/910401001).

Исключить Частное учреждение культуры «Крымский исторический музей-заповедник» (г.Бахчисарай, ул.Басенко, 57Л; ОГРН 1159102091301, ИНН/КПП 9104006099/910401001) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Обязанность по ликвидации Частного учреждения культуры «Крымский исторический музей-заповедник» (г.Бахчисарай, ул.Басенко, 57Л; ОГРН 1159102091301, ИНН/КПП 9104006099/910401001) возложить на учредителя – ФИО2.

Установить срок для осуществления связанных с ликвидацией действий - 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.С. Готовкина