дело №а-259/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
31 августа 2022 г.
Ардонский районный суд РСО-Алания в составе: председательствующего судьи – Туаева А.Т.,
с участием помощника прокурора ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора к АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания о признании незаконным бездействия административного ответчика и обязании,
установил:
РСО-Алания обратился в суд с административным иском к АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания о признании незаконным бездействия административного ответчика и обязании, и в обоснование своих требований сослался на следующие обстоятельства.
по поручению прокуратуры РСО-Алания проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которой установлено, что Администрацией Ардонского городского поселения РСО-Алания (далее - АМС ) не в полной мере исполняются полномочия по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что гидротехнические сооружения (шлюзы сброса воды), расположенные на озере Бекан, не зарегистрированы в установленном законом порядке, хозяин указанного гидротехнического сооружения (далее ГТС) не установлен.
В соответствии с п.п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения» (далее - постановление Правительства РФ №).
Вместе с тем, проверкой установлено, что гидротехнические сооружения - шлюзы, расположенные на озере «Бекан», не зарегистрированы в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы АМС МО внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено, но не удовлетворено. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГТС до сих пор не имеет собственника и какие либо действия, направленные на устранение нарушений, со стороны АМС не осуществляются.
Вместе с тем, в соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ № орган государственного надзора на основании уведомлений органов местного самоуправления о выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
Дальнейшее бездействие органов государственной власти и неконтролируемый рост уровня воды в озере Бекан создают угрозу подтопления автодороги А-164 «Транскам» Карджин-Алагир-Нижний Зарамаг и могут повлечь за собой причинение непоправимого вреда озеру Бекан, как особо охраняемой природной территории.
Согласно ч.1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник который неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Указанным Порядком определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями Порядка решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к указанному Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Выявленные нарушения недопустимы, поскольку в конечном итоге затрагивают права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, могут повлечь утрату особо охраняемой природной территории «Урочище Бекан» и свидетельствуют об отсутствии контроля со стороны органов местного самоуправления и Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания о ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренной природоохранным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав являются: присуждение к исполнению обязанности в натуре, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
На основании ст. 39 КАС РФ вышеизложенные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в интересах неопределённого круга лиц.
Помощник прокурора ФИО3 в судебном заседании заявленные требования прокурора поддержал, просил суд признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения, выразившиеся в непринятии в собственность бесхозяйного ГТС (шлюзы сброса воды), расположенного на особо охраняемой территории «Урочище Бекан».
Обязать АМС Ардонского городского поселения в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу признать ГТС (шлюзы сброса воды), расположенное на особо охраняемой территории «Урочище Бекан» бесхозяйными и поставить на учет как бесхозяйные в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Представитель административного ответчика АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания, ФИО4, в судебном заседании исковые требования прокурора признал и не возражал в их удовлетворении.
Представителю ответчика были разъяснены порядок и последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 46 и 157 КАС РФ.
Представитель заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания в судебное заседание не явился.
Выслушав помощника прокурора, мнения представителя ответчика и исследовав материалы административного дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
по поручению прокуратуры РСО-Алания проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которой установлено, что Администрацией Ардонского городского поселения РСО-Алания (далее - АМС ) не в полной мере исполняются полномочия по обеспечению безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений.
В ходе проверки установлено, что гидротехнические сооружения (шлюзы сброса воды), расположенные на озере Бекан, не зарегистрированы в установленном законом порядке, хозяин указанного гидротехнического сооружения (далее ГТС) не установлен.
В соответствии с п.п. 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался» при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения» (далее - постановление Правительства РФ №).
Вместе с тем, проверкой установлено, что гидротехнические сооружения - шлюзы, расположенные на озере «Бекан», не зарегистрированы в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы АМС МО внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено, но не удовлетворено. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ГТС до сих пор не имеет собственника и какие либо действия, направленные на устранение нарушений, со стороны АМС не осуществляются.
Вместе с тем, в соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ № орган государственного надзора на основании уведомлений органов местного самоуправления о выявлении гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
Дальнейшее бездействие органов государственной власти и неконтролируемый рост уровня воды в озере Бекан создают угрозу подтопления автодороги А-164 «Транскам» Карджин-Алагир-Нижний Зарамаг и могут повлечь за собой причинение непоправимого вреда озеру Бекан, как особо охраняемой природной территории.
Согласно ч.1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник который неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Указанным Порядком определено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями Порядка решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к указанному Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Положения главы 27 КАС РФ не исключают возможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска, а также заключения соглашения о примирении.
Поскольку признание административным ответчиком – АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания исковых требований в соответствии с положениями ст.ст.46 157 КАС РФ, является свободным волеизъявлением стороны, не противоречат закону и не нарушает права и свободы административного истца и административного ответчика, у суда есть все основания для принятия признания ответчиком иска.
При таких обстоятельствах, требования административного истца является обоснованными, и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора к АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания о признании незаконным бездействия административного ответчика и обязании - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения, выразившиеся в непринятии в собственность бесхозяйного ГТС (шлюзы сброса воды), расположенного на особо охраняемой территории «Урочище Бекан».
Возложить обязанность на АМС Ардонского городского поселения в течении 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу признать ГТС (шлюзы сброса воды), расположенное на особо охраняемой территории «Урочище Бекан» бесхозяйными и поставить на учет как бесхозяйные в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Ардонский районный суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Т. Туаев
Копия верна