Дело №а-260/2023 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Солнцево Курской области 23 августа 2023 года
Судья Солнцевского районного суда Курской области Костюкова Н.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации поселка Солнцево Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солнцевского района Курской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации поселка Солнцево Солнцевского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по актуализации Схемы теплоснабжения поселка Солнцево, утвержденной постановлением Администрации поселка Солнцево от 22.06.2015 № 168 (в ред. постановления от 23.09.2016 № 282), возложении обязанности на администрацию поселка Солнцево Солнцевского района Курской области актуализировать Схему теплоснабжения поселка Солнцево Курской области, утвержденную постановлением Администрации поселка Солнцево от 22.06.2015 № 168 (в ред. постановления от 23.09.2016 № 282), приведя ее в соответствие с Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 (в ред. от 31.05.2022), в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Солнцевского района проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении. В ходе проведенного мониторинга Схемы теплоснабжения поселка Солнцево, утвержденной постановлением Администрации поселка Солнцево Курской области от 22.06.2015 № 168, в редакции постановления от 23.09.2016 № 282, установлено ее несоответствие требованиям законодательства. Так, Схема не соответствует п. 4 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, поскольку в ней отсутствуют следующие разделы:
раздел 4 «Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения»;
раздел 7 «Предложения по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в закрытые системы горячего водоснабжения»;
раздел 13 «Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения»;
раздел 14 «Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения»;
раздел 15 «Ценовые (тарифные) последствия».
Кроме того, разделы 4, 5, 7 Схемы не приведены в соответствие с разделами 5, 6, 9 п. 4 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, в которых не предусмотрены мероприятия по модернизации источников тепловой энергии, модернизации тепловых сетей.
Исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов обладают, в том числе полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Статьей 23 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что органы местного самоуправления должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, в которых содержатся предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154 утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (в ред. 31.05.2022).
Пунктом 4 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154, определено, что схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154.
Схема теплоснабжения поселения, городского округа должна содержать:
а) раздел 1 "Показатели существующего и перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа, города федерального значения";
б) раздел 2 "Существующие и перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей";
в) раздел 3 "Существующие и перспективные балансы теплоносителя";
г) раздел 4 "Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения";
д) раздел 5 "Предложения по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и (или) модернизации источников тепловой энергии";
е) раздел 6 "Предложения по строительству, реконструкции и (или) модернизации тепловых сетей";
ж) раздел 7 "Предложения по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в захрытые системы горячего водоснабжения";
з) раздел 8 "Перспективные топливные балансы";
и) раздел 9 "Инвестиции в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и (или) модернизацию";
к) раздел 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)";
л) раздел 11 "Решения о распределении тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии";
м) раздел 12 "Решения по бесхозяйным тепловым сетям";
н) раздел 13 "Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения";
о) раздел 14 "Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения";
п) раздел 15 "Ценовые (тарифные) последствия".
В ходе проведенного прокуратурой мониторинга Схемы теплоснабжения поселка Солнцево, утвержденной постановлением Администрации поселка Солнцево Курской области от 22.06.2015 года № 168, в редакции постановления от 23.09.2016 года № 282, установлено ее несоответствие вышеприведенным требованиям законодательства.
Так, Схема не соответствует п. 4 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, поскольку в ней отсутствуют следующие разделы:
раздел 4 "Основные положения мастер-плана развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения";
раздел 7 "Предложения по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) в закрытые системы горячего водоснабжения";
раздел 13 "Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения";
раздел 14 "Индикаторы развития систем теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения"; раздел 15 "Ценовые (тарифные) последствия".
Кроме того, разделы 4, 5, 7 Схемы не приведены в соответствие с разделами 5, 6, 9 п. 4 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, в которых не предусмотрены мероприятия по модернизации источников тепловой энергии, модернизации тепловых сетей.
Согласно пункту 6 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года №154, схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет.
Пунктом 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154, предусмотрена возможность ежегодной актуализации схемы теплоснабжения.
Однако, в нарушение положений п. 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154, в 2018-2023 годах актуализация Схемы теплоснабжения администрацией поселка Солнцево не производилась.
Бездействие администрации поселка Солнцево, выразившееся в непринятии мер к актуализации Схемы, нарушает права неопределенного круга лиц на развитие системы теплоснабжения городского поселения, обеспечение надежности теплоснабжения, бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению, создает угрозу возникновения аварийной ситуации, а, следовательно, угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации поселка Солнцево Солнцевского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.175-180, 227, 293, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации поселка Солнцево Солнцевского района Курской области выразившееся в непринятии мер по актуализации Схемы теплоснабжения поселка Солнцево, утвержденной постановлением Администрации поселка Солнцево от 22.06.2015 № 168 (в ред. постановления от 23.09.2016 № 282).
Возложить на администрацию поселка Солнцево Солнцевского района Курской области обязанность актуализировать Схему теплоснабжения поселка Солнцево Курской области, утвержденную постановлением Администрации поселка Солнцево от 22.06.2015 года № 168 (в ред. постановления от 23.09.2016 года № 282), приведя ее в соответствие с Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года № 154 (в ред. постановления от 31.05.2022 года), в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курского областного суда через Солнцевский районный суд Курской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.С. Костюкова