ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-262/2023 от 13.09.2023 Серафимовичского районного суда (Волгоградская область)

дело а-262/2023

34RS0-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

дата<адрес>

Серафимовичский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Поповой К.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терновой Д.В.,

с участием прокурора Еремеева А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к Горбатовскому сельскому совету Серафимовичского муниципального района <адрес>, главе Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, прекращении полномочий главы сельского поселения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Горбатовского сельского совета Серафимовичского муниципального района <адрес> от дата по его представлению об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок для муниципальных нужд от дата года; прекратить полномочия главы Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес>Горбатова Г.Г. досрочно за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от дата «О противодействии коррупции», Федеральным законом от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вступлении решения в законную силу.

В обоснование иска указано на нарушение главой муниципального образования, заключившего муниципальный контракт со своим сыном, п. 4 ст. 3 Федерального Закона № 273-ФЗ и п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), согласно которым осуществление закупки возможно только в случае отсутствия между ее участниками конфликта интересов.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес>Горбатов Г.Г.

Административный ответчик Горбатовский сельский совет Серафимовичского муниципального района <адрес> извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.

Административный ответчик – глава администрации Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес>Горбатов Г.Г. иск признал в полном объеме, о чем сделал письменное заявление.

Заслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) при выявлении в результате проверки, осуществленной на основании части 4.4 названной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены, в частности, этим законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Аналогичные нормы содержатся в ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно положениям которого глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (ч.1 и п. 2 ч. 2 ст. 36, ч. 1 и абз. 1 ч. 2 ст. 37).

Статьей 70 поименованного закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (ст. 72 этого же федерального закона).

Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет право органов прокуратуры Российской Федерации осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов (ч. 1 ст. 77).

Исходя из приведенных законоположений в системе действующего правового регулирования, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 273-ФЗ, если его обращение в орган местного самоуправления с таким требованием оставлено без удовлетворения.

Судом по делу установлено, что прокуратурой <адрес> в апреле 2023 года проведена проверка исполнения администрацией Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес> требований законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок для муниципальных нужд (л.д 12, 13-16).

По результатам проведенной проверки выявлено, что глава Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес>Горбатов Г.Г. заключил муниципальные контракты -ОГ от дата и -ОГ от дата на выполнение работ по очистке труб гидротехнических сооружений на суммы 89 794 руб. и 191 560 руб. соответственно со своим сыном Горбатовым А.Г. (л.д. 18-35, 40).

В соответствии с Порядком сообщения лицами, замещающими муниципальные должности Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес>, утверждённым решением главы соответствующего муниципального образования Горбатовым Г.Г.дата (л.д. 41, 42-43, 44), для целей такого порядка используются понятия конфликта интересов и личной заинтересованности, заимствованные из ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В силу названных норм под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Аналогичным образом понятия раскрыты и в ст. 10 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В силу положений Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано в установленном порядке сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 1 ст. 11 и ч. 4.1 ст. 12.1). В случае же непринятия этих мер соответствующее лицо подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия (п. 1 ч. 1 ст. 13.1).

В нарушение приведённых норм и требований п. 5 Порядка глава поселения Горбатов Г.Г. не сообщил о конфликте интересов председателю Горбатовского сельского Совета по установленной форме, о чем свидетельствует копия соответствующего журнала.

Указанные обстоятельства признаны главой муниципального обрезания в письменном заявлении и в силу ч. 1 ст. 65 КАС РФ не подлежат дальнейшему доказыванию.

По факту выявленных нарушений прокуратурой <адрес>дата в адрес Горбатовского сельского совета Серафимовичского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием устранить нарушение закона путём принятия мер к инициированию процедуры удаления главы Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес>Горбатова Г.Г. в отставку на основании ст. 74.1 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в связи с неисполнением запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабре 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (л.д. 36-37).

дата Горбатовским сельским советом Серафимовичского муниципального района <адрес> по результатам рассмотрения данного представления депутатами сельского Совета принято решение , которым отказано в удовлетворении требований прокурора района (л.д. 38, 39).

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый на основании ст.72 (п. "н" ч. 1), 76 (ч. 1) и 131 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, в положениях ч. 7 - 11 ст. 40 определил для выборных должностных лиц местного самоуправления ограничения, запреты и обязанности, связанные с этим статусом, а также предусмотрел за их несоблюдение и неисполнение определенные правовые меры, в том числе досрочное прекращение полномочий.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, досрочное прекращение полномочий лица, замещающего публичную должность, в том числе выборную, вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Постановление от дата N 34-П; Определение от дата N 104-О и др.). Соответственно, гражданин, замещая выборную должность местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, в том числе касающиеся противодействия коррупции, в частности в случае возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

В силу положений Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано в установленном порядке сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 11 и часть 4.1 статьи 12.1). В случае же непринятия этих мер соответствующее лицо подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия (пункт 1 части 1 статьи 13.1).

Следовательно, федеральный законодатель, действуя в пределах своей конституционной дискреции, для таких коррупционных правонарушений, как непринятие мер по недопущению возникновения конфликта интересов и предотвращению или урегулированию конфликта интересов, с учетом самой по себе потенциальной опасности таких деяний предусмотрел соразмерную им меру воздействия в виде безусловного досрочного прекращения полномочий соответствующего должностного лица, реализуемую в установленной процедуре решением компетентного органа публичной власти.

Такая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от дата N 249-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Свечникова А. В. на нарушение его конституционных прав частью 4.5 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и частью 7.3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При таких данных административный иск прокурором заявлен обоснованно, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 227,175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным решение Горбатовского сельского совета Серафимовичского муниципального района <адрес> от дата по представлению прокурора Серафимовичского муниципального района <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в сфере закупок для муниципальных нужд от дата года.

Прекратить полномочия главы Горбатовского сельского поселения Серафимовичского муниципального района <адрес>Горбатова Г. Г. досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вступлении решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в Волгоградский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено дата.

Судья подпись К.О. Попова