ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-267/2022 от 07.06.2022 Красноармейского районного суда (Самарская область)

Административное дело а-267/2022

УИД 63RS0-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2022 года с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ереминой А.В.,

с участием заместителя прокурора Красноармейского района Сафарян А.Э.,

представителя административного ответчика Ильина С.Н.,

при секретаре Каримовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-267/2022 по административному исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Андросовка м.<адрес> о признании незаконным бездействие администрации по непринятию мер по созданию условий для оказания муниципальных услуг и обязании принять меры по оказанию муниципальных услуг в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноармейского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Андросовка м.<адрес> о признании незаконным бездействие администрации по непринятию мер по созданию условий для оказания муниципальных услуг и обязании принять меры по оказанию муниципальных услуг в электронной форме, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения в деятельности администрации сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес>. В силу п. 1-3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме. Установлено, что администрацией сельского поселения Андросовка предоставляются следующие муниципальные услуги: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом». Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения Андросовка указанные муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, чем нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, должностными лицами администрации нарушаются вышеназванные нормы федерального законодательства. Невыполнение требований федерального законодательства о государственных и муниципальных услугах не отвечает целям и задачам национального проекта «Цифровая экономика», так как влияет на показатели регионального проекта «Цифровое государственное управление (<адрес>)»: обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, стимулирование граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ. В связи с выявленными нарушениями закона, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг. Согласно ответа администрации сельского поселения Андросовка от ДД.ММ.ГГГГ, представление прокуратуры района рассмотрено, администрацией действительно были допущены нарушения законодательства, которые будут устранены. Заинтересованным лицам разъяснены причины допущенных нарушений и методы их устранения. Виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Фактическое устранение допущенных нарушений оставлено на контроле в прокуратуре района. В рамках контроля устранения допущенных нарушений, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ осуществлен повторный мониторинг портала государственных услуг, в ходе которого установлено, что администрацией сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес> до настоящего времени выявленные нарушения фактически не устранены. Администрацией поселения возможность получения муниципальных услуг в электронной форме не организована и не обеспечена, чем по-прежнему нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности. Просит суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес> по непринятию мер по организации предоставления муниципальных услуг: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом», в электронной форме. Возложить на администрацию сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес> в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу, обязанность по принятию мер для оказания муниципальных услуг: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом», в электронной форме.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора <адрес> Сафарян А.Э. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Андросовка м.<адрес>, выступающий по доверенности Ильин С.Н. исковые требования признал в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает административный иск прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе: развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются в частности: ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее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

Основным принципом предоставления муниципальных услуг является, в том числе, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (п. 6 ст. 4 Закона № 210-ФЗ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Предоставление муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 1-3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ, при получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Судом установлено, что Администрацией с.<адрес> предоставляются следующие муниципальные услуги: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом».

Получателями вышеуказанных услуг являются как физические лица, так и юридические лица, субъекты предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что Администрацией указанные муниципальные услуги в электронной форме не предоставляются, чем нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, должностными лицами администрации с.<адрес> нарушаются вышеназванные нормы федерального законодательства.

Невыполнение требований федерального законодательства о государственных и муниципальных услугах не отвечает целям и задачам национального проекта «Цифровая экономика», так как влияет на показатели регионального проекта «Цифровое государственное управление (<адрес>)»: обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, стимулирование граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ.

В связи с выявленными нарушениями закона, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг.

Согласно ответа администрации сельского поселения Андросовка от ДД.ММ.ГГГГ, представление прокуратуры района рассмотрено, администрацией действительно были допущены нарушения законодательства, которые будут устранены. Заинтересованным лицам разъяснены причины допущенных нарушений и методы их устранения. Виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

В рамках контроля устранения допущенных нарушений, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ осуществлен повторный мониторинг портала государственных услуг, в ходе которого установлено, что администрацией сельского поселения Андросовка муниципального района <адрес> до настоящего времени выявленные нарушения фактически не устранены. Администрацией поселения возможность получения муниципальных услуг в электронной форме не организована и не обеспечена, чем по-прежнему нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

В связи с чем, суд приходит к выводу о бездействии Администрации с.<адрес> м.<адрес>, выразившегося в не предоставлении муниципальных услуг в электронной форме, что не освобождает Администрацию с.<адрес> м.<адрес> от исполнения возложенной на нее Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по принятию мер для оказания муниципальных услуг: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом» в электронной форме, и не может служить основанием для отказа гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Красноармейского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Андросовка м.<адрес> о признании незаконным бездействие администрации по непринятию мер по созданию условий для оказания муниципальных услуг и обязании принять меры по оказанию муниципальных услуг в электронной форме, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации с.<адрес> м.<адрес>, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для оказания муниципальных услуг в электронной форме, незаконным.

Обязать Администрацию с.<адрес> м.<адрес> принять меры для оказания муниципальных услуг: «Выдача разрешений на проведение земляных работ», «Предоставление разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», «Предоставление разрешений на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым и жилого дома садовым домом» в электронной форме.

Установить срок для исполнения судебного решения – 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноармейский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Красноармейского районного суда

<адрес> Еремина А.В.