ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2689/19 от 15.05.2019 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

УИД: 26RS0-15

дело а-2689/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2019 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Рогозина С.В.,

при секретаре Хаджиахметовой Р.М.,

рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства в помещении Промышленного районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по СК к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налога,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по СК обратилась в суд с административным иском ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014-2016 г. в размере 33760,98 руб., в том числе: задолженность по транспортному налогу за 2014 год – 2100 руб. (налог) и 2,31 руб. (пеня), 2015 год – 6769 руб. (налог) 7,33 руб. (пеня), 2016 год – 24855 руб. (налог) 27,34 руб. (пеня).

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик ФИО1, в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.

ФИО1 является собственником транспортного средства:: автомобиль ТОЙОТА МАРК II, государственный номер <***>, налоговая база (лошадиные силы) - 140, налоговая ставка 15.00, исходя из 12 месяцев владения 2014 г., исходя из 12 месяцев владения за 2015 г., исходя из 12 месяцев владения за 2016г., автомобиль ФОЛЬКСВАГЕН П., государственный номер <***>, налоговая база лошадиные силы) - 170, налоговая ставка 36.00, исходя из 8 месяцев владения 2016 г., автомобиль ЛЕКСУС GS300, государственный номер <***>, налоговая база (лошадиные силы) - 249, налоговая ставка 75.00, исходя из 3 месяцев владения 2015 г. и 12 месяцев владения 2016 г.

МИФНС России по СК произведено начисление налога на указанное имущество за три года.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ уведомление направлено по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.

В соответствии с приказом ФНС России от дата N ММВ-7-1/507@ (ред. от дата) "О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России" филиалы ФКУ выполняют массовую печать и рассылку налоговых документов по назначению.

В сроки, установленные законодательством, налогоплательщик не уплатил транспортный налог.

На момент подачи административного искового заявления обязанность налогоплательщика по уплате налога в соответствии с пунктом 3 статьи 44 НК РФ не прекращена, что подтверждается учетными данными.

Налоговым органом в отношении налогоплательщика ФИО1 выставлено требование от дата об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Срок для уплаты налога установлен до дата.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ).

На основании заявления налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций дата года мировым судьей судебного участка №<адрес> был вынесен судебный приказ а- 303/32-537/18 о взыскании задолженности.

дата определением мирового судьи судебного участка №<адрес> судебный приказ был отменен.

Не смотря на это обязанность по уплате налога так и не исполнена до настоящего времени.

В соответствии со ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отмены судебного приказа взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.

В судебное заседание представитель ИФНС России по СК, ответчик ФИО1, не явились, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в упрощенном порядке.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о законности предъявленных требований в части по следующим основаниям.

Согласно материалам дела ФИО1 является собственником транспортных средств: ТОЙОТА МАРК II, государственный номер <***>, налоговая база (лошадиные силы) - 140, налоговая ставка 15.00, исходя из 12 месяцев владения 2014 г., исходя из 12 месяцев владения за 2015 г., исходя из 12 месяцев владения за 2016г., автомобиль ФОЛЬКСВАГЕН П., государственный номер <***>, налоговая база лошадиные силы) - 170, налоговая ставка 36.00, исходя из 8 месяцев владения 2016 г., автомобиль ЛЕКСУС GS300, государственный номер <***>, налоговая база (лошадиные силы) - 249, налоговая ставка 75.00, исходя из 3 месяцев владения 2015 г. и 12 месяцев владения 2016 г.

МИФНС России по СК произведено начисление налога на указанное имущество за три года.

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ уведомление направлено по почте заказной корреспонденцией, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.

В соответствии с приказом ФНС России от дата N ММВ-7-1/507@ (ред. от дата) "О передаче функций централизованной печати и рассылки налоговых документов в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России" филиалы ФКУ выполняют массовую печать и рассылку налоговых документов по назначению.

В силу ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Из материалов дела следует, что налоговым органом был произведен расчет транспортного налога за 2014-2016 год в налоговом уведомлении от дата, которое направлено налогоплательщику.

До настоящего времени транспортный налог не уплачен, доказательств обратного суду не предоставлено.

Задолженность составляет по транспортному налогу за 2014 год – 2100 руб. (налог) и 2,31 руб. (пеня), 2015 год – 6769 руб. (налог) 7,33 руб. (пеня), 2016 год – 24855 руб. (налог) 27,34 руб. (пеня)..

В связи с неисполнением обязательства по уплате налога в установленный срок, плетельщику было направлено требование от дата об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности за три периода 2014-2016 годы. Срок для уплаты налога установлен до дата. Следовательно исходя из положений ч. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для предъявления заявления о вынесении судебного приказа истекал дата.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, исходя из взаимосвязи указанных положений налогового кодекса, обязанность налогового органа обратиться в суд в установленный шестимесячный срок связывается с моментом возникновения обязанности налогоплательщика заплатить налог, превышающий сумму 3000 руб.

В рассматриваемом случае налоговое обязательство на имущество ФИО1 за 2014 год составляет 2100 руб., то есть не превышает сумму 3000 руб., следовательно обязанность направить налоговое уведомление у налогового органа возникла в 2015 году со сроком для его исполнения до дата, однако в соответствии с вышеприведенными правилами ст. 48 НК РФ, налоговый орган не обладал правом на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности

Налоговое обязательство на имущество ФИО1 за 2015 год составляет 6769 руб., то есть превышает сумму 3000 руб., следовательно обязанность направить налоговое уведомление у налогового органа возникла в 2016 году со сроком для его исполнения до дата вместе с требованиями об уплате налога не превышающие 3000 руб. за 2014 год. В связи с этим право и обязанность обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки за 2014 и 2015 год возникла с момента истечения срока, который должен быть указан в требовании об уплате налога за указанный период.

Налоговое обязательство на имущество ФИО1 за 2016 год составляет 24855 руб., то есть превышает сумму 3000 руб., следовательно обязанность направить налоговое уведомление у налогового органа возникла в 2017 году со сроком для его исполнения до дата.

Между тем указанных уведомлении по задолженности за 2014-2015 годы суду не предоставлено, равно как не предоставлено требования об уплате налога, которое в соответствие с ч. 4.4 ст. 58 НК РФ должно быть направлено плательщику в течение трех месяцев с даты истечения срока для уплаты налога, что не соответствует требованиям закона. При этом согласно сведениям налогового органа, имеющимся в материалах дела ответчик является пользователем личного кабинета налогоплательщика, который давал согласие на электронный документооборот, что значит, что налоговые требования и уведомления плательщику направлялись посредством электронного документооборота.

Не смотря на указанное налоговый орган представляет сведения о направлении уведомления и требования об уплате налога за 2014, 2015 и 2016 годы в 2017 году, что свидетельствует о неисполнении налоговым органов предусмотренных законом сроков, а следовательно и сроков для обращения в суд с иском о взыскании недоимки за 2014 и 2015 годы.

В разъяснениях Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" (п. 26) указано, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 статьи 46, пункте 1 статьи 47, пункте 2 статьи 48, пункте 1 статьи 115 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа (пункт 3 статьи 229.2, глава 26 АПК РФ).

В силу норм процессуального законодательства суд обязан исследовать и обсудить причины пропуска срока для обращения в суд.

В обоснование уважительности причин пропуска процессуального срока административный истец ничего не указал.

В связи с указанным суд полагает, что не имеется оснований для признания причины пропуска срока Межрайонной ИФНС России по <адрес> уважительными, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящими требованиями, налоговым органом не представлено, и как следствие, срок подачи искового заявления о взыскании задолженности за 2014-2015 годы, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

При этом суд отмечает, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд. Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от дата N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа инспекции в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения порядка и сроков взыскания налога и пени, а также отсутствие правовых оснований для восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014-2015 годы.

Кроме того, в силу статьи 12 Федерального закона от дата N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на дата, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Следовательно по указанным основаниям не подлежат также удовлетворению требования о взыскании налоговой недоимки за 2014 год.

Между тем, требования о взыскании задолженности по транспортному налогу исчисленному за 2016 год суд находит состоятельными.

Налог исчислен в соответствии с налоговым кодексом исходя из налогооблагаемой базы и налоговой ставки. Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании налоговой недоимки подано в мировой суд в установленные законом шестимесячный срок (дата), что следует из отметки мирового суда на сопроводительном письме, которым направлялось заявление. После отмены судебного приказа определением от дата также в установленный ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ шестимесячный срок (дата) административное исковое заявление подано в суд.

Сведений об исполнении налогового обязательства суду не предоставлено.

При указанных обстоятельствах суд полагает требование о взыскании налоговой недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в сумме 24855 руб. (налог) и 27,34 руб. (пени) обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку при предъявлении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России по СК освобождена от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России по СК к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налога – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1, дата года рождения (ИНН <***>), проживающего в <адрес>, задолженность по уплате транспортного налога за 2016 г. в размере 24855 руб. (налог) и 27,34 руб. (пеня).

В удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России по СК к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога за 2014 год – 2100 руб. (налог) и 2,31 руб. (пеня), 2015 год – 6769 руб. (налог) 7,33 руб. (пеня) – отказать.

Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 946,47 рублей.

Налог подлежит уплате получателю УФК по <адрес> (Межрайонная ИФНС России по <адрес>), ИНН<***>, расчетный счет отделение Ставрополь <адрес>, БИК 040702001, код ОКТМО 07701000.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.В. Рогозин