Дело №а-270/2021
УИД 44RS0023-01-2021-000580-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2021 г. г. Макарьев
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Борисова А.С.,
при секретаре Малушковой Т.В.,
с участием заместителя прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппова Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Макарьевского района Костромской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Макарьевского района Костромской области, действуя в порядке статьи 39 КАС РФ интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Макарьевский районный суд Костромской области с заявлением о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Макарьевского района Костромской области проведена проверка соблюдения законодательства об информации и информационных технологиях, в ходе которой установлено, что на страницах сайтов в сети «Интернет», расположенных по адресам: <...>, размещена информация о продаже ядов и способах убийства людей.
Вышеуказанные Интернет-сайты, находятся в открытом доступе, вход на них свободный, регистрация пользователей на сайте для доступа к использованию размещенной на них информации не требуется. Ознакомиться с их содержанием, а также скопировать их материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на распространение, передачу и копирование информации отсутствуют.
Продажа ядовитых веществ является противоправным деянием.Размещение в сети «Интернет» в свободном доступе информации о продаже ядовитых веществ, ответственность за которую предусмотрена уголовным законодательством, является распространением запрещенной информации.
Открытый доступ к Интернет-ресурсам, на которых размещена информация о продаже ядовитых веществ является прямым нарушением требований действующего законодательства о реализации товаров, ограниченных или запрещенных в обороте.
Обеспечение неограниченного доступа к информации носящей противоправный характер, пропагандирующей противоправные действия, такие как изготовление яда, применение его с целью причинения смерти, вреда здоровью, наносит вред нравственному и духовному развитию общества.
Информация, размещенная на указанных страницах сайтов сети «Интернет», не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют.
В судебном заседании заместитель прокурора Макарьевского района Костромской области Филиппов Н.М. административные исковые требования поддержал, просил признать информацию о продаже ядов и способах убийства людей, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам: <...>, запрещенной к распространению.
Заинтересованное лицо - Управление Роскомнадзора по Костромской области, извещенное о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило отзыв, в котором просило рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что на момент написания отзыва на интернет – ресурсах, расположенных по адресам: <...>, размещена информация о продаже ядов и способах убийства людей.
Данные интернет - ресурсы в Единый реестр не включены.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ от 27.07.2006) информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 10 Закона об информации предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1). Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6).
Согласно части 1 статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.
Статьей 105 УК РФ установлена уголовная ответственность за убийство – то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, в том числе через сеть «Интернет», способствующей деятельности, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
Таким образом, информация о продаже ядов и способах убийства людей, является незаконной и фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Согласно пункта 2 части 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 одним из оснований для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Размещение такой информации на сайтах сети «Интернет» со свободным доступом нарушает права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, может привести к нарушению публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на жизнь и здоровье, прав и законных интересов детей за защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Судом установлено, что на страницах Интернет-сайтов, расположенных по адресам: <...>, размещена информация о продаже ядов и способах убийства людей.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к данным сведениям.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.
Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайтах, расположенных по адресам: <...>, информации о продаже ядов и способах убийства людей.
Размещение данной информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Нахождение в сети «Интернет» на сайтах, расположенных по адресам: <...>, информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и административных правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства.
Таким образом, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайту, может причинить значительный ущерб публичным интересам, суд полагает необходимым решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения в Единый реестр в установленном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Макарьевского района Костромской области удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам: <...>, на которых размещена информация о продаже ядов и способах убийства людей, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области для внесения информации об электронных страницах сайтов, расположенных по адресам: <...>, на которых размещена информация о продаже ядов и способах убийства людей, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.С. Борисов
В окончательной форме решение принято 06.07.2021