ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-274/20 от 02.11.2020 Шамильского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а-274/2020

УИД 05RS0-86


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


02 ноября 2020 г. <адрес>
Шамильский районный суд РД в составе:

председательствующего судьи Хайбулаева М.Р.

при секретаре Магомедове М.Т.

рассмотрев административное дело по иску ФИО1 о признании невозможной к взысканию транспортного налога в сумме 20 067, 70 руб. в с истечением установленного срока их взыскания,
УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонная ИФНС России по РД о признании невозможной к взысканию транспортного налога в сумме 20 067,70 руб. в с истечением установленного срока их взыскания.

В обоснование иска указано на то, что он ФИО1 проживающая в селе. Хебда, <адрес> РД был владельцем автомобилей, перечень автотранспортных средств, указаны в налоговом уведомлении. Обратившись в МРИ ФНС мне стало известно, что на мое имя имеется неоплаченный транспортный налог на общую сумму 20 067 рублей.

Однако в соответствии с п. 3 ст. 363 НК налогоплательщик, уплачивает транспортный налог на основании налогового уведомления.

В силу ст. 52 НК РФ налоговое уведомление направляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа- не позднее 1 июля года следующего за истекшим налоговым периодом.

Если налогоплательщик не оплачивает налог в установленный срок, то это основание для направления требования об уплате налога. Согласно п.1 ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки.

Чаще всего требование направляется по почте заказным письмом и в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным в течении 6-ти дней с даты направления, независимо от факта его получения. Однако уведомление я не получал.

Согласно п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течении 8 ми дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный срок не установлен в самом требовании. После того как срок на исполнения требования истек, налоговые органы могут обратится, с иском в суд о взыскании сумм недоимок и пеней, что в данном моем случае сделано не было. В соответствии со ст. 48 НК РФ этот иск может быть предъявлен в течении 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой дехлорации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ) либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или по итогам которого налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период (статья 101 НК РФ). Пунктом 1 статьи 45 НК РФ определено, что каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу статей 69, 70 и 46 НК РФ является первым этапом процедуры принудительного взыскания налоговым органом недоимки.

Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4381/09, отражение в справке о состоянии расчетов недостоверных сведений о наличии у налогоплательщика недоимки, пеней или штрафов- по налогам, не соответствующим действительной обязанности по уплате либо без указания на невозможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с пропуском установленного статьями 46, 70 НК РФ пресекательного срока на взыскание в бесспорном или судебном порядке является неправомерным и такие действия, в том числе по выдаче справки с недостоверными сведениями могут быть оспорены в суде. Аналогичные достоверные сведения о недоимке, пенях и штрафах должны содержаться в совместном акте сверки, составляемом на основании п.п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ.

Таким образом на сегодняшний день срок 6 месяцев установленный п. 2 ст. 48 НК РФ пропущен.

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, мне необходимо было оплатить транспортный налог в сумме 13 665 рублей, не позднее 01.12. 2016 года.

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, мне необходимо было оплатить транспортный налог в сумме 6 402,70 рублей, не позднее 01.10. 2015года.

Однако данные уведомления мне не направлены, до истечения шести месяцев суд не поданы на взыскание, в связи с чем ответчиком пропущен срок.

Налоговый орган при наличии недоимки и пеней, взыскание которых невозможно в виду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе осуществлять Принудительное взыскание этой недоимки путем включения ее в требование об уплате налога с последующим бесспорным взысканием по решению о взыскании налогов за счет денежных средств инкассовыми поручениями или по решению о взыскании налогов за счет имущества судебными приставами; производить самостоятельно на основании п. 5 ст. 78 НК РФ зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты по этому или иным налогам; данная недоимка и пени не должны участвовать в расчетах налогоплательщика, а также не могут являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, право на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такс недоимки.

Ответчик в установленные статьями 46, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, требования об уплате налога, сбора, пени истцу не выставлял, следовательно, задолженность по налогу вместе с пенями в общей сумме 20 067,70 руб. является безнадежной к взысканию.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 59 НК РФ безнадежной к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки,: задолженности и по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежным к взысканию и их списании в силу пункта 2 названной статьи и принимается налоговым органом по месту учета налогоплательщиком в порядке и на основании документов, утвержденных ФНС России.

Порядок признания безнадежной к взысканию Недоимки, пеней и штрафов и ее списанию установлен, приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ.&apos;, Постановлением которым в качестве документа, являющегося основанием для списания недоимки в случаях, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, предусмотрено представление копии вступившего в законную силу решение суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

Соответственно, учитывая, что пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и приказ ФНС России т ДД.ММ.ГГГГ Пленум ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 требует для вынесения решения о признании недоимки, пеней, и штрафов безнадежными, к взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебно акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных ст. 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащих к взысканию в связи с истечением установленных ст. ст. 46, 70 НК РФ взыскание в принудительном порядке. Аналогичное мнение высказал и Верховный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1150-0, определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18-КГ17-179.

Таким образом, считаю, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания.

Административный ответчик не обращался в суд с административным иском о взыскании с административного истца причитающейся к уплате суммы налогов, пеней, штрафов, процентов.

Просит суд: Признать невозможной к взысканию налоговым органом МРИ ФНС с него административного истца ФИО1 транспортного налога в сумме 20 067,70 рублей в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Представитель административного ответчика МРИ ФНС по РД (по доверенности) ФИО2 просил рассмотреть дело без их участия и направил в суд возражение, из которого следует, что ФИО1 обратился с административным исковым заявлением к МРИ ФНС России по РД о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по транспортному налогу в связи с истечением установленного срока взыскания в размере 20 067 руб.

В своем заявлении истец указывает, что за ним числиться задолженность по транспортному налогу в размере 20067 руб. Истец утверждает, что налоговым органом нарушен порядок принудительного взыскания задолженности, предусмотренный налоговым законодательством, ссылаясь на статьи 46, 70 НК РФ.

Изучив данное заявление и требования заявителя МРИ ФНС России по РД сообщает, что в настоящее время задолженность истца по транспортном налогу согласно данным АИС Налог - 3 составляет: недоимка - 26174,84 руб., пеня 12736,90 рублей и в отношении истца проведена работа по принудительному взысканию недоимки и пени по транспортному налогу, а именно направлены требования об уплате (копии прилагаем) в установленном статьями 69, 70 НК РФ порядке, по истечении сроков добровольной уплаты указанной в требованиях направлено за 20&apos;16,2017,2018,2019,2020 гг. 5 заявлений на выдачу судебных приказов в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ в мировые суды судебных участков <адрес>.

В своем заявлении административный истец указывает, что налоговым органом нарушен порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьями 46,70 НК РФ. Статья 46 НК РФ предусматривает порядок принудительного взыскания задолженности в отношении только индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а не физических лиц как в данном случае.

В отношении физических лиц применяется порядок взыскания, предусмотренный статьей 48 НК РФ, который в данном случае соблюден в предусмотренные налоговым законодательством сроки. Налоговым органом направлено 5 заявлений па выдачу судебных приказов но истечении сроков добровольной уплаты указанных в соответствующих требованиях об уплате направленных истцу и в последующем переданы в службу судебных приставов для дальнейшего взыскания.

Истец в начале своего заявления указывает, что не получал налоговых уведомлений и платить транспортный налог он должен только при наличии налогового уведомления. Однако, в конце своего заявления указывает конкретные номера налоговых уведомлений и сумм недоимок указанных в этих уведомлениях, что подталкивает на вывод, что уведомления истец все же получал и вводит суд в заблуждение. Более того в соответствии со статьей 23 пункта 2.1, налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

В случае, несоблюдения налогоплательщиком статьи 23 пункта 2.1, пункта 3 статьи 129.1 НК влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 стал,и 23 настоящего Кодекса. При этом Налоговым кодексом не ограничено право налогоплательщика, не получившего своевременно налоговое уведомление в установленном порядке за истекший налоговый период, обратиться в налоговый орган для выяснения причин неполучения налогового уведомления.

Истцу были направлены налоговые уведомления об имеющейся задолженности согласно статье 52 НК РФ, копии уведомлений, требований, а также материалы принудительного взыскания и почтовые реестры, подтверждающие факт направление таковых налогоплательщику.

На основании чего, МРИ ФНС России по РД просит суд: Принять к сведению меры принудительного взыскания, предусмотренные статьями 69, 70, 48 НК РФ, которые были приняты налоговым органом в установленные сроки и отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1

Исследовав материалы административного дела, изучив доводы обеих сторон суд приходит к следующему.

В своем заявлении истец указывает, что налоговым органом нарушен порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьями 48,46 НК РФ. Статья 46 НК РФ предусматривается порядок принудительного взыскания задолженности в отношении только индивидуальны: предпринимателей и юридических лиц, а не физических лиц как в данном случае.

В отношении физических лиц применяется порядок взыскания, предусмотренный статьей 48 НК РФ, который в данном случае соблюден в предусмотренные налоговым законодательством сроки. Налоговым органом направлены заявления на выдачу судебных приказов по истечении сроков добровольной уплаты указанных в соответствующих требованиях об уплате направленных истцу и в последующем переданы в службу судебных приставов для дальнейшего взыскания.

Более того ФИО1 были направлены налоговые уведомления об имеющейся задолженности согласно статье 52 НК РФ, копии уведомлений и почтовые реестры подтверждающие факт направления таковых налогоплательщику представляет суду.

Административному ответчику ФИО1 направлены с 2016г. по сей день налоговые уведомление, требование и в последующем заявлении в мировой суд судебного участка о вынесении судебных приказов.

Поэтому административный ответчик каждый год принудительном взыскивал с административного ответчика транспортный налог по разным автотранспортными средствами.

Также ФИО1 как говорит в своем административном исковом заявлении, налоговым органом утрачена возможность к взысканию спорной суммы задолженности в связи с истечением установленных НК РФ сроков ее взыскания.

Административный ответчик не обращался в суд с административным иском о взыскании с административного истца причитающейся к уплате суммы налогов, пеней, штрафов, процентов. Так как в течение всего этого времени от получал налоговые уведомление, требований также получал и судебные приказы.

Согласно, приложенных к административному исковому заявлению ФИО1, налоговых уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за физическим лицом, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию ФИО1 ИНН <***> числится транспортный налог в размере 6 402,70 руб. + 13 665 руб. = 20 067, 70 руб.

Согласно ч. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Административным истцом не представлены в суд доказательства своевременной уплаты задолженности по транспортному налогу, хотя административным ответчиком административному истцу своевременно направлены налоговые уведомление, потом налоговые требований в установленные законом сроки.

В силу ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно п.п. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов (далее соответственно - взносы на выплату доплаты к пенсии, недоимка), и задолженность по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям, применяемым в соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае принятия судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Указанное Постановление Правительства применяется в отношении признания безнадежными к взысканию и списания сумм страховых взносов, взносов на выплату доплаты к пенсии, пеней и штрафов по основаниям, возникшим до 01.01.2017г. безнадежные.

С ДД.ММ.ГГГГ утратил силу ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», вопросы страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ. Порядок принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и пеней регулируется по общим правилам, предусмотренным частью 1 НК РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Исходя из толкования п.п.4 п.1 ст.59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путём подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадёжными к взысканию.

Задолженность по транспортному налогу образовавшийся за налогоплательщиком ФИО1 таковым, т.е. безнадежным не является. Поскольку налоговым органом согласно представленных им суду доказательств требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган - межрайонная инспекция ФНС РФ по РД ставил в известность административного истца – налогоплательщика ФИО1 о том, что за ним числится недоимка, задолженность по пеням, штрафам, процентам. На основании законодательства о налогах, сборах он обязан уплатить: Последняя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 согласно указанных требований числится общая задолженность в сумме 26 174,84 руб., и пеня в размере 12 736,90 которое подлежит уплате.

Согласно реестров почтовых отправлений заказных писем налоговым органом ФИО1 вышеуказанные уведомления и требования направлены по почте по адресу места его регистрации <адрес> РД с соблюдением 3-х месячного срока.

Как указал сам административный истец в исковом заявлении требование направляется заказным письмом и в силу п.6 ст.69 НК РФ считается полученным в течение шести дней с даты направления, не зависимо от факта его получения.

Прежде всего налогоплательщик в том числе и административный истец ФИО1 обязан добровольно в установленный Налоговым кодексом РФ ежегодно уплачивать налоги и сборы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае не исполнения налогоплательщиком- физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.

Согласно положениям пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, за исключением следующих случаев: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога такая сумма превысила 3000рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000рублей; если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, такая сумма налогов не превысила 3000рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следовало из материалов административного дела ФИО1 являясь собственником транспортных средств, допустил образование задолженности по транспортному налогу и пени, в связи с неуплатой транспортного налога в срок до 1 декабря следующего за отчетным года административным ответчиком в адрес административного истца было направлено требование о необходимости уплатить недоимку в сроки указанные выше.

По истечении срока исполнения указанного требования налоговый орган обратился к мировому судье с заявлениями о вынесении судебных приказов, который были выданы и исполняются.

Рассматривая заявленные требования, суд установил факт неуплаты налогов и пени, заявленных административным ответчиком, а также отклонил доводы административного истца о пропуске срока обращения с заявлением о выдаче судебного приказа со ссылкой на положения пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие направление налогового уведомления не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Исходя из изложенных обстоятельств суд не находит оснований признать, подлежащие уплате налоги и по которым проводится работа по взысканию их с должника, безнадежными к взысканию с истечением установленного срока их взысканию. Налоговым органом – административным ответчиком в установленные сроки проводилась и проводится надлежащая работа по принудительному взысканию с ФИО1 подлежащих уплате им налоговых платежей.

Административным истцом не представлены доказательства подтверждающие свои исковые требования, кроме заявления о том, что он не получил налоговые уведомление и требование.

В суде установилось, что на основании изложенных выше доказательств, налоговым органом налоговые уведомление и требование направлены ему. В связи с не исполнением им требований, налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о вынесении судебных приказов в установленные сроки.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении административного иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании невозможной к взысканию транспортного налога в сумме 20 067, 70 руб. в с истечением установленного срока их взыскания, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия.

Судья –