ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-276/2023 от 01.08.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело а-276/2023

УИД 26ОS0-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 01 августа 2023 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Кострицкого В.А.,

при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к местной религиозной организации Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» города Георгиевска о ликвидации местной религиозной организации,

установил:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю обратилось с административным иском к местной религиозной организации Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» города Георгиевска, в котором просит ликвидировать местную религиозную организацию Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» города Георгиевска; исключить организацию из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что местная религиозная организация Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» г. Георгиевска (далее - Организация) зарегистрирована в соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и статьи 10 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

24 ноября 2004 года общим учредительным собранием принято решение о создании Организации (протокол № 1 от 24 ноября 2004 года).

15 августа 2005 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение от 15 августа 2005 года № 522, учетный № 483).

Сведения о государственной регистрации юридического лица при создании внесены органом Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц 23 августа 2005 года (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 262501001).

17 января 2023 года Главным управлением на адрес (местонахождение) Организации, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и на адрес руководителя Организации было направлено уведомление о проведении проверки с приложением копии распоряжения (исх. № 26/03-218, 218/1 от 17 января 2023 года), в котором указано на необходимость предоставления Организацией к дате начала проведения проверки (13 февраля 2023 года) документов за период деятельности не превышающий трех лет.

15 марта 2023 года в Главное управление поступило заявление от лица, замещающего пастора ФИО1, о том, что руководитель Организации ФИО2 Ен с конца 2020 года находится за пределами Российской Федерации, уставная деятельность Организацией не ведется, количество членов Организации по состоянию на 15 марта 2023 года составляет менее 10 членов (3 члена), просят ликвидировать Организацию и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с отсутствием возможности проведения самостоятельно процедуры ликвидации в связи с отсутствием руководителя Организации и недостаточным количеством ее членов.

Административный истец полагает, что выявленные в ходе проверки нарушения положений Федерального закона 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», носят неустранимый характер, при этом принятие решения о добровольной ликвидации по решению общего собрания Организации невозможно, в связи с чем Организация подлежит ликвидации.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.

В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению административного дела в их отсутствие.

Исследовав материалы настоящего административного дела, представленные письменные доказательства, суд находит административные исковые требований подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.

Согласно Положению о Главном управлении Министерства юстиции Российской федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, а также Перечню Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденному приказом Минюста России № 25 от 03 марта 2014 года, уполномоченным органом по выдаче свидетельства о государственной регистрации, подтверждающего факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) и по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.

На территории Ставропольского края таким органом является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – Главное Управление).

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и принятые в соответствии с ней законы.

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Закон №125-ФЗ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации (п. 1 ст. 8 Закона №125-ФЗ).

Из материалов административного дела следует, что местная религиозная организация Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» г. Георгиевска (далее - Организация) зарегистрирована в соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и статьи 10 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

24 ноября 2004 года общим учредительным собранием принято решение о создании Организации (протокол № 1 от 24 ноября 2004 года).

15 августа 2005 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю принято решение о государственной регистрации Организации (распоряжение от 15 августа 2005 года № 522, учетный № 483).

Сведения о государственной регистрации юридического лица при создании внесены органом Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц 23 августа 2005 года (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 262501001).

17 января 2023 года Главным управлением на адрес (местонахождение) Организации, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и на адрес руководителя, было направлено уведомление о проведении проверки с приложением копии распоряжения (исх. № 26/03-218, 218/1 от 17 января 2023 года), в котором указано на необходимость предоставления Организацией к дате начала проведения проверки (13 февраля 2023 года) документов, за период деятельности не превышающий трех лет.

В нарушение статьи 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» документы по запросу Главного управления не представлены.

Проверка проведена путем изучения материалов учетного дела, выписки из ЕГРЮЛ, информации о деятельности Организации, полученной от иных органов власти. Составлен акт проверки от 15 марта 2023 года № 9.

15 марта 2023 года в Главное управление поступило заявление от лица, замещающего пастора ФИО1, о том, что руководитель Организации ФИО2 Ен с конца 2020 года находится за пределами Российской Федерации, уставная деятельность Организацией не ведется, количество членов Организации по состоянию на 15 марта 2023 года составляет менее 10 членов (3 члена), просят ликвидировать Организацию и исключить ее из единого государственного реестра юридических лиц, в связи с отсутствием возможности проведения самостоятельно процедуры ликвидации, отсутствием руководителя Организации и недостаточным количеством ее членов.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения, регулируются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц. Порядок и основания ее применения предусмотрены статьей 14 Федерального закона №125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона, и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).

Статья 10 Федерального закона №125-ФЗ устанавливает, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. В уставе религиозной организации указываются: наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации и (или) иностранной религиозной организации их наименования; цели, задачи и виды деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Согласно пункту 1 и 2 статьи 19 Федерального закона №125-ФЗ Централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.

Кроме того, положениями пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон № 82-ФЗ) на общественное объединение возложен ряд обязанностей, в том числе обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

В ходе проведения проверки деятельности Организации выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также осуществление деятельности, противоречащей уставным целям Организации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона №125-ФЗ религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.

Целью образования и деятельности Организации является совместное исповедание и распространение её участниками вероучения христиан веры евангельской (пресвитериан).

Однако Организация религиозную деятельность не осуществляет, не проводятся религиозные обряды и церемонии, руководящие органы не осуществляют свои полномочия, а цели, установленные уставом, не могут быть достигнуты.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении (пункт 3 статьи 8 Федерального закона №125-ФЗ).

Согласно сведениям, представленным Организацией в Главное управление, количество участников не соответствует установленному действующему законодательству (3 участника).

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.26 ГК РФ, пунктом 1 статьи 8 Федерального закона №125-ФЗ религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях доживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Лицом, действующим без доверенности от имени Организации, является Пастырь, назначаемый ЦРО, с правом неоднократного переизбрания на новый срок (п. 3.13. Устава).

Полномочия Старшего Пастыря указаны в п.п. 3.13, 3.14 Устава, пастырем является ФИО2 Ен, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> Избран протоколом № 1 Общего собрания от 10.03.2013.

02.04.2013 Главным управлением было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности – пастырь ФИО2 Ен, 08.04.2013 Межрайонной ИФНС России № 11 по Ставропольскому краю внесена запись о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы за ГРН 2132651196995.

Согласно представленной информации от ГУ МВД России по Ставропольскому краю 20 февраля 2020 года пастор Организации ФИО2 Ен выехал за пределы Российской Федерации, является гражданином Республики Корея ФИО2 Ен, на регистрационном учете по месту жительства пребывания) на территории Ставропольского края не значится, срок действия его вида на жительство истек 08 сентября 2020 года.

Таким образом, уставная деятельность Организации не ведется с 20 февраля 2020 года, поскольку Пастырь фактически не осуществляет руководство Организацией, тогда как в силу гл. 3 Устава Организации на него возложено представление ее интересов во всех российских и иностранных организациях, распоряжение имуществом и средствами Организации в пределах утвержденной Советом Организации сметы, заключение договоров, выдача доверенностей, открытие в банках расчетных и других счетов, а также осуществление иных полномочий, возложенных на него Советом Организации и общим собранием. Пастор является духовным руководителем Организации, проводит богослужения, совершает обряды и церемонии, занимается воспитательной и духовно просветительской работой, руководит работой Совета и подписывает принимаемые Советом решения, председателем Совета является также Пастор.

В соответствии с п.9 ст. 8 Федерального закона №125-ФЗ религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех рабочих дней с момента таких изменений.

Документы для внесения изменений в сведения о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лиц, а именно ФИО1 в должности пастыря Организации в Главное управление не представлены.

Кроме того, в соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» к грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительным документом.

Порядок ликвидации юридических лиц определен в ст.ст. 61-64 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п.3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 6 Устава Организация может быть ликвидирована по решению Общего собрания 2/3 голосов участников церкви, а также по другим основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Принять решение о добровольной ликвидации по решению общего собрания Организации не представляется возможным, поскольку отсутствует необходимое количество участников для принятия такого решения.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление о ликвидации местной религиозной организации Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» города Георгиевска подлежит удовлетворению, учитывая также, что требование о ликвидации данной местной религиозной организации предъявлено в суд уполномоченным государственным органом.

Суд также отмечает, что прекращение деятельности местной религиозной организации Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» города Георгиевска в связи с ее ликвидацией влечет за собой исключение Организации из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в указанный реестр соответствующих записей.

По мотивам изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к местной религиозной организации Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» города Георгиевска о ликвидации местной религиозной организации - удовлетворить.

Ликвидировать Местную религиозную организацию Христианская Пресвитерианская Церковь «Новая Жизнь» города Георгиевска и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.

Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2023 года.

Судья В.А. Кострицкий