Дело №а-279/2021
64RS0№-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Афанасьевой Н.А.при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
с участием прокурора ФИО4, представителя администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5, представителя комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования <адрес>ФИО3, представителя министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным, обязании произвести оценку объекта накопленного вреда окружающей среде, обязании направить результаты оценки на рассмотрение в министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, об обязании провести необходимые обследования после включения объекта накопленного экологического вреда в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде,
установил:
заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении оценки накопленного вреда окружающей среде объекта, расположенного по адресу: <адрес>, промзона <адрес> (в районе Сокурского тракта) с кадастровым номером 64:48:000000653, ранее предоставленного для ведения работ ООО «Экорос», об обязании произвести оценку объекта накопленного вреда окружающей среде в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, об обязании в течение 3-х дней со дня получения направить результаты оценки на рассмотрение в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> для дальнейшего включения в реестр объектов накопленного вреда окружающей среда, по истечении 3-х месяцев с момента включения объекта накопленного экологического вреда в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде провести необходимые обследования, в том числе инженерные изыскания, разработать проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, осуществить его согласование и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №А-13-292Ю-4 ООО «Экорос» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 64:48:000000653, для ведения работ, связанных с использованием недрами и для осуществления лицензируемой деятельности по приему и складированию отходов 3 и 4 классов опасности. ООО «Экорос» осуществляло на указанном земельном участке прием от промышленных предприятий области опасных отходов. Указанная деятельность привела к загрязнению земельного участка и атмосферного воздуха. В связи с истечением срока действия договора обременение в виде аренды земельного участка снято. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № запрещена деятельность ООО «Экорос» по приему и размещению щелочно-сернистых стоков на указанном земельном участке, а также возложена обязанность по рекультивации земельного участка. Решением Арбитражного суда <адрес> по делу №А57-1717/2016 от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Экорос» возложена обязанность освободить земельный участок и осуществить действия по подготовке и получению проекта рекультивации земельного участка и последующей его реализации. ДД.ММ.ГГГГ деятельность ООО «Экорос» прекращена в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А57-360/2016 о завершении конкурсного производства. Однако рекультивация земельного участка не произведена. В настоящее время на земельном участке размещены и не утилизированы высокотоксичные отходы. Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении рекультивации и консервации земель», в случае если лицо, деятельность которого привела к деградации земель, не является правообладателем земельного участка, то разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается органами местного самоуправления, уполномоченным на предоставление, находящегося в муниципальной собственности земельного участка. Прокурор указывает, что поскольку собственником земельного участка, ранее предоставленного в аренду ООО «Экорос», является администрация муниципального образования «<адрес>», то на последнее возложена обязанность по рекультивации земельного участка.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация <адрес>, комитет по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования «<адрес>», министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, учредитель ООО «Экорос» ФИО1.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требования, указывая, что решениями судов обязанность по рекультивации земельного участка возложена на ООО «Экорос». Ссылаясь на ст.3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» указывает, что ответственность по неисполненным обязательствам ликвидированного общества лежит на учредителе. Полагает, что административным истцом пропущен срок исковой давности. Указывает, что администрацией муниципального образования «<адрес>» разработан и подписан сводный план программы «ликвидация накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, загрязненном отходами 3 и 4 класса опасности в результате деятельности ООО «Экорос», в котором поочередно определены необходимые мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, даты их начала и окончания. Срок реализации программы установлен в период с 2020-2023 годы. На сегодняшний день выполнены пункты плана, со сроками исполнения с октября по декабрь 2020 года, то есть муниципальным образованием предпринимаются меры, направленные на рекультивацию земельного участка, находившегося на праве аренды в ООО «Экорос», что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны администрации муниципального образования «<адрес>».
Представитель заинтересованного лица - комитета по строительству и инженерной защите администрации муниципального образования <адрес>ФИО3 в судебном заседании пояснила, что в целях инвентаризации объекта накопленного вреда на земельном участке, ранее предоставленном ООО «Экорос», проведено рабочее совещание, осуществлен выезд на место, собрана информация об организациях, которые могут подготовить проект рекультивации, разработан и подписан сводный план ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, загрязненном отходами 3 и 4 класса опасности в результате деятельности ООО «Экорос», в котором определены мероприятия, даты начала и окончания их выполнения на период с 2020-2023 годы. В настоящее время определены организации, способные выполнить необходимый объем работ, предусмотренных заданием, получены коммерческие предложения, направлена заявка на выделение финансовых средств бюджета муниципального образования «<адрес>» в 2021 году, рассмотрение которой планируется на заседании Саратовской городской Думы в январе 2021 года.
Представитель заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии <адрес>ФИО6 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ министерством составлен акт обследования территории №-Ц/15, которым установлено, что ООО «Экорос» работы по рекультивации земельного участка не произведены, вследствие чего в адрес главы муниципального образования направлено предложение об организации проведения инвентаризации объекта накопленного вреда окружающей среде с постановкой на учет в государственный реестр объектов накопленного вреда в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. На основании приказа министерства от ДД.ММ.ГГГГ№ создана рабочая группа по включению земельного участка с кадастровым номером 64:48:000000653 в федеральный проект «Чистая страна». Согласно протоколу заседания рабочей группы администрации муниципального образования «<адрес>» было рекомендовано обеспечить разработку «дорожной карты» на проведение работ по оценке объекта накопленного опыта, постановке на учет в ГРОНВОС, разработке проектно-сметной документации и проведению работ по ликвидации накопленного вреда. Администрацией муниципального образования «<адрес>» разработана «дорожная карта», согласно которой выполнение мероприятий по оценке объекта накопленного вреда и его ликвидации запланировано на период с августа 2020 года по 2023 годы.
Иные стороны в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Выслушав представителя административного истца, ответчика и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено предоставление ООО «Экорос» в аренду сроком на один год земельного участка общей площадью 106612 кв.м. с кадастровым номером 64:48:000000653, расположенного по адресу: <адрес>, промзона <адрес> (в районе Сокурского тракта) для ведения работ, связанных с пользованием недрами. На основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №А-13-292Ю-4, заключенного между комитетом по управлению имуществом <адрес> и ООО «Экорос», последнему предоставлен в аренду вышеуказанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «<адрес>» направила ООО «Экорос» уведомление об отказе от договора аренды земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ проведена государственная регистрация прекращения обременения (ограничения) аренды в пользу ООО «Экорос» на рассматриваемый земельный участок.
Согласно п.3.5 протокола <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о совместном проведении работы с уполномоченными структурами области по устранению негативных последствий для населения <адрес> в части ликвидации химических отходов ООО «Экорос» в почве.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № запрещена деятельность ООО «Экорос» по приему и размещению щелочно-сернистых стоков на указанном земельном участке, а также возложена обязанность по рекультивации земельного участка.
Решением Арбитражного суда <адрес> по делу №А57-1717/2016 от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Экорос» возложена обязанность освободить земельный участок и осуществить действия по подготовке и получению проекта рекультивации земельного участка и последующей его реализации.
В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ деятельность ООО «Экорос» прекращена по причине ликвидации юридического лица в связи с завершением конкурсного производства в деле о несостоятельности (банкротстве).
Согласно акту №-Ц/15 от ДД.ММ.ГГГГ обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований, составленному старшим государственным инспектором <адрес> в области охраны окружающей среды, работы по рекультивации и благоустройству земельного участка не проведены. В границах земельного участка обнаружено захламление твердыми коммунальными и строительными отходами на общей площади 14100 кв.м. в объеме более 700 кв.м. (175 т.). Кроме того, обнаружены отходы нефтепродуктов на площади 7500 кв.м. в объеме более 130000 т.
В силу статьи 80.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ. Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении рекультивации и консервации земель» установлено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечивается органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Приказом министерства природных ресурсов и экологии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ создана рабочая группа по включению земельного участка КН 64648604031262, загрязненного в результате деятельности ООО «Экорос», в федеральный проект «Чистая страна».
Согласно протоколу заседания рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «<адрес>» было рекомендовано обеспечить разработку «дорожной карты» на проведение работ по оценке объекта накопленного опыта, постановке на учет в ГРОНВОС, разработке проектно-сметной документации и проведению работ по ликвидации накопленного вреда.
Администрацией муниципального образования «<адрес>» разработана «дорожная карта выполнения работ по оценке накопленного вреда окружающей среде и ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, загрязненном химическими отходами в результате деятельности ООО «Экорос».
Кроме того, администрацией муниципального образования «<адрес>» разработан проект «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, загрязненном отходами 3 и 4 класса опасности в результате деятельности ООО «Экорос» и утвержден сводный план указанного проекта.
Указанными документами поэтапно определены мероприятия, выполнение которых необходимо для оценки объекта накопленного опыта, инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ. Проведение указанных мероприятий запланировано в период с августа 2020 года по октябрь 2023 года.
На момент рассмотрения спора мероприятия по разработке технических заданий на проведение работ по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде на земельном участке, запрос коммерческих предложений от юридических и физических лиц, определение начальной (максимальной) цены контракта для проведения открытого конкурса в электронной форме по определению исполнителя на оказание услуг по выявлению и оценке объекта накопленного вреда окружающей среде запланированные на 2020 год выполнены администрацией муниципального образования «<адрес>». Административным ответчиком получены коммерческие предложения от ООО «НИИТОНХи БТ», ООО «ППП Горняк», ООО «Экострой», подготовлен запрос о выделении бюджетных ассигнований (средства бюджета МО «<адрес>») для проведения работ для рассмотрения на заседании Саратовской городской Думы.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт принятия администрацией муниципального образования «<адрес>» последовательных систематических мер, направленных на оценку объекта накопленного опыта, включения указанного объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, и последующей ликвидации указанного вреда, то есть отсутствие бездействия, на которое указывается в административном иске заместителя прокурора <адрес>.
В отсутствие незаконного бездействия на администрацию муниципального образования «<адрес>» не может быть возложена обязанность по проведению оценки объекта накопленного вреда окружающей среде, направлению результатов оценки на рассмотрение в министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, и проведению необходимые обследования после включения объекта накопленного экологического вреда в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
При этом довод администрации муниципального образования «<адрес>» об ответственности учредителя по обязательствам ООО «Экорос» несостоятелен, поскольку вина учредителя в несостоятельности (банкротстве) ООО «Экорос» не установлена.
Вопреки доводам администрации муниципального образования «<адрес>» установленный КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора <адрес> к администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении оценки накопленного вреда окружающей вреде объекта, расположенного по адресу: <адрес>, промзона <адрес> (в районе Сокурского тракта) с кадастровым номером 64:48:000000653, ранее предоставленного для ведения работ ООО «Экорос», об обязании произвести оценку объекта накопленного вреда окружающей среде в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, об обязании в течение 3-х дней со дня получения направить результаты оценки на рассмотрение в министерство природных ресурсов и экологии <адрес> для дальнейшего включения в реестр объектов накопленного вреда окружающей среда, по истечении 3-х месяцев с момента включения объекта накопленного экологического вреда в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде провести необходимые обследования, в том числе инженерные изыскания, разработать проект работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, осуществить его согласование и утверждение в министерство природных ресурсов и экологии <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца по истечении срока изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд <адрес>.
Решение в мотивированной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А. Афанасьева