ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-279/2022 от 22.08.2022 Завитинского районного суда (Амурская область)

Дело а-279/2022

УИД: 28RS0-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2022 года г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Никитиной А.Е.,

при секретаре судебного заседания Авдеевой Д.С.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Завитинского района Амурской области Антоненко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Завитинского района Амурской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Завитинского района обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой Завитинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере рыболовства и сохранения биологических ресурсов в «Интернет» сети. В ходе проведения проверки установлено, что в сети «Интернет» на странице сайта с адресом размещена информация о продаже электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления биологических ресурсов. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Ссылаясь на ст.ст. 9, 15, 15.1 Федерального закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», полагает, что в целях ограничения доступа к информации на указанной интернет-странице необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, просит признать информацию о продаже электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления биологических ресурсов, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на сайте с URL-адресом https информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Роскомнадзора в Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, направив в адрес суда письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении судебного заседания в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, в силу требований ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района Антоненко Ю.А. требования административного искового заявления поддержала, на доводах, изложенных в административном иске, настояла, указав, что до настоящего времени вход на страницу сайта возможен.

В письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Роскомнадзора в Амурской области указал, что безопасный доступ к станице https:// отсутствует.

Заслушав помощника прокурора Завитинского района Антоненко Ю.А., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 4 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это право может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно чч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», далее по тексту Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частями 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим, информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр), в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений является, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.

Согласно п. 9 Правил, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией или постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к основным принципам законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов относится приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных ресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.

Электроудочка - это прибор для ловли рыбы с помощью подачи в воду электрического разряда, ловля рыбы с помощью электричества называется электроловом.

Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

В соответствии с ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 694 утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Так, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с присоединенными проводниками и аккумуляторам (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.

Частью 1 статьи 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений.

Административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьями 8.17 КоАП РФ - «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии» и 8.37 КоАП РФ - «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира».

Приобретение электроудочек может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам, которые согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» являются собственностью Российской Федерации.

Таким образом, указанными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет продажи электроудочки для незаконного лова рыбы, в противном случае это может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что прокуратурой Завитинского района проведена проверка исполнения действующего законодательства, в ходе которой в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт , на котором размещена информация о продаже электроудочки, являющейся запрещенным орудием лова и способом массового истребления биологических ресурсов.

В ходе проверки владелец Интернет-сайта не установлен.

Доступ на указанный сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требует, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

Указанная информация носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования электроудочек, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

С учетом изложенного, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Настоящее решение является основанием для включения сайта с вышеуказанным адресом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Завитинского района Амурской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено, удовлетворить.

Признать информацию о продаже электроудочки, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на сайте с URL-адресом https информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Данное решение является основанием для внесения информации, размещенной на интернет-сайте по адресу: /, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Е. Никитина

Решение суда в окончательной форме составлено 22 августа 2022 года.