Дело №а-279/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2023г. <адрес>
Шамильский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Хайбулаева М.Р.,
при секретаре судебного заседания Магомедове Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) о принятии решения о ликвидации кредитного потребительского кооператива «ТИНАКИ» (сокращенное название КПК «ТИНАКИ»), Возложить на Кредитный потребительский кооператив «ТИНАКИ», ОГРН 1150536000207, ИНН 0536014693; КПП 053601001, местонахождение: <адрес>, дата государственной регистрации юридического лица: ДД.ММ.ГГГГ), а также членов (пайщиков) КПК «ТИНАКИ»: Магомедова Магомеда Сулеймановича, Алиева Магомеда Мусаевича, Кирееву Раисат Анваровну, обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации КПК «ТИНАКИ» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кредитного потребительского кооператива, предусмотренные законом и предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КПК «ТИНАКИ»,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения Национального банка по <адрес> главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение – НБ <адрес>) обратился в суд с административным исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу «ТИНАКИ» (сокращенное название КПК «ТИНАКИ»), Возложить на Кредитный потребительский кооператив «ТИНАКИ», ОГРН 1150536000207, ИНН 0536014693; КПП 053601001, местонахождение: <адрес>, дата государственной регистрации юридического лица: ДД.ММ.ГГГГ), а также членов (пайщиков) КПК «ТИНАКИ»: Магомедова Магомеда Сулеймановича, Алиева Магомеда Мусаевича, Кирееву Раисат Анваровну, обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации КПК «ТИНАКИ» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кредитного потребительского кооператива, предусмотренные законом и предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КПК «ТИНАКИ», по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный истец в лице представителя (по доверенности) ведущего юрисконсульта Отделения – НБ Республики Дагестан Изиев Руслан Рашитханович в судебном заседании поддержал свои требования и просил удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по <адрес> в судебное засеадание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без их участия.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Банком России направлено направлен запрос Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/9953 в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена.
В соответствии с Запросом Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/9953 Кооперативу в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ необходимо было представить в Банк России указанные в запросе документы и информацию о сроке ликвидации Кооператива (согласно решению общего собрания членов (пайщиков), при наличии), статусе ликвидационных процедур, планируемых и реализованных мероприятий в рамках ликвидации Кооаператива.
В ходе мониторинга поступающей в Банк России корреспонденции установлено, что КПК «ТИНАКИ» не представлена запрашиваемая информация, таким образом Кооператив не исполнил Запрос Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/9953.
Исходя из вышеизложенного, за нарушение КПК «ТИНАКИ» пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ, руководствуясь абзацем 1 статьи 76.5 Федерального закона №86-ФЗ и пунктом 8.2 части 2 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ Банком России направлено Кооперативу Предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/15413 (далее по тексту - Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/15413) в электронном виде с электронной подписью через личный кабинет участника информационного обмена.
В соответствии с предписывающей частью Предписание Банка России ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/15413, Кооперативу в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ необходимо было устранить нарушение законодательства Российской Федерации, исполнить Запрос Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/9953.
В соответствии с пунктом 4.2 Указания Банка России №-У3 электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена по истечении 24 часов с момента его размещения в личном кабинете.
Предписание получено Кооперативом ДД.ММ.ГГГГ так как размещено в личном кабинете КПК «ТИНАКИ» ДД.ММ.ГГГГ за номером ТЗ-2-2/15413.
В результате контроля исполнения Предписания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/15413 путем анализа поступающей в Банк России корреспонденции, установлено, что в установленный Предписанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/15413 срок, КПК «ТИНАКИ» не представил запрашиваемую информацию. Таким образом, Кооператив не исполнил Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-2/15413 и не устранил допущенное нарушение законодательства, в связи с чем Кооперативу направлено уведомление Банка России о неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ № ТЗ-2-2/18832.
Таким образом, Кооперативом допущено нарушение требований Федерального законы №190-ФЗ, которое в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ является одним из оснований для обращения Банка России в суд с заявлением о принудительной ликвидации Кооператива.
Кроме того, также Банком России установлены, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со стороны КПК «ТИНАКИ» в течении одного года допущены неоднократное нарушение законодательства Российской Федерации, в частности:
В соответствии с пунктом 3 Указания Банка России №-У1 организации обязаны ежемесячно составлять и представлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами.
Согласно пункту 1 Указания №-У1 кредитные потребительские кооперативы должны ежемесячно составлять отчетность об операциях с денежными средствами по данным за календарный месяц по состоянию на последний день отчетного периода.
В нарушении требований указанных норм, Кооперативом представлены отчетности об операциях с денежными средствами за январь, февраль, март, апрель и май 2022 года т.е. Кооператив допустил нарушение порядка их составления.
По устранению допущенных нарушений требований пункта 3 Указания Банка России №-У КПК «ТИНАКИ предприняты меры в части порядка составления отчетности, а именно: в Банк России ДД.ММ.ГГГГ представлена корректировочная отчетность за январь, февраль и март 2022 года, также Кооперативом предприняты меры по устранению допущенных нарушений требований пункта 3 Указания Банка России №-У и пункта 1 Указания №-У в части порядка составления отчетности, а именно: в Банк России ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ представлена корректировочная отчетность за май и апрель 2022 года соответственно.
Также Кооперативом допущены нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе нарушения требований:
пункта 2 Указания Банка России №-У6 в части несоблюдения порядка заполнения отдельных показателей формирования электронного сообщения;
пункта 2.5 Положения Банка России №-П7 в части нефиксирования в анкетах (досье) клиентов - физическиз лиц сведений о результатах каждой Проверки8, предусмотренных пунктом 3 Приложения 3 к Приложению №-П, а именно: дата Проверки, результаты Проверки (80 случаев);
Положения Банка России №-П9, в части несоответствия Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ10 (далее по тексту - ПВК) требованиям нормативных актов Банка России.
Так, в нарушение пункта 1.10 Положения №-П не приведены в соответствие с Указанием №-У, а именно:
пунктом 4.20.9 ПВК от ДД.ММ.ГГГГ определена совокупность условий, при наличии которых НФО вправе не проводить обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, при этом ни указанный пункт ПВК, ни иные разделы ПВК не предусматривают обязанность НФО при обращении клиента для проведения операции завершить обновление оценки степени (уровня) риска клиента до ее проведения, что установлено пунктом 1.5 Положения № -П (в редакции Указания №-У);
в ПВК от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют требования, предусмотренные подпунктом 2.12 пункта 2 приложения 2 к Положению №-П (в редакции Указания №-У), о фиксировании в анкетах (досье) клиентов - индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сведений о доменном имени, указателе страницы сайта в сети «Интернет», с использованием которых клиентом оказываются услуги (при наличии);
Кроме того, в ходе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Банком России в отношении КПК «ТИНАКИ», было установлено несоответствие редакции ПВК от ДД.ММ.ГГГГ требованиям законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а именно:
В соответствии с пунктом 3.1. Положения №-П некредитная финансовая организация разрабатывает программу идентификации с учетом требований к идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, установленных Положением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение №-П).
В нарушение пункта 3.1. Положения №-П:
в ПВК от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют требования, предусмотренные пунктом 11 приложения 1 к Положению 444-П, в части необходимости фиксирования в анкетах (досье) клиентов - физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сведений о должности клиента, являющегося должностным лицом публичной международной организации (подпункт 1 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ), сведений о наименовании и адресе его работодателя;
подпункт 4.1.2.2. ПВК от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает право НФО не проводить идентификацию представителя клиента, являющегося единоличным исполнительным органом, в отношении клиентов, указанных в пункте 1.3.1. Положения №-П, при этом ни указанный пункт ПВК от ДД.ММ.ГГГГ, ни иные разделы ПВК от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривают положения о неприменении НФО указанного права, в случае, когда у кооператива в отношении клиента, указанного в данном подпункте ПВК, или в отношении его операции с денежными средствами или иным имуществом возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также в случаях, если представитель клиента, являющийся единоличным исполнительным органом (руководителем), совершает от имени клиента действия, необходимые для приема клиента на обслуживание, либо совершает от имени клиента операцию с денежными средствами или иным имуществом (в соответствии с абзацем 5 пункта 1.3.1 Положения №-П).
В соответствии с пунктом 1.4. Положения №-П ПВК по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ. Положением №-П и иными нормативными актами Банка России с учетом особенностей вида и масштаба ее деятельности, организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
В нарушение требований пункта 1.4 Положения №-П:
абзац 6 пункта 4.16.1. ПВК от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает выполнение НФО обязанности уделять повышенное внимание операциям лиц, определенным подпунктом 5 части 1 статьи 7.3 Федерального закона №- ФЗ, при условии, не предусмотренным Федеральным законом № 115-ФЗ, а именно: в случае, если указанные лица находятся на обслуживании в кредитной организации;
абзац 5 пункта 6.5.3. ПВК от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает приостановление операции клиента по основанию, не предусмотренному Федеральным законом № 115-ФЗ, а именно: в случае подтверждения обоснованности предположений о том, что участие клиента в операции может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
в пункте 8.1 ПВК от ДД.ММ.ГГГГ указано, что НФО приостанавливает операции клиента, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, тогда как пункт 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ1 не содержит условия о том, что обязанность по приостановлению операции возникает исключительно в случае, если в отношении организации или физического лица, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем которых находится хотя бы одна из сторон операции, применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Достаточным и необходимым условием в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ для возникновения обязанности по приостановлению операции является включение организации или физического лица, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем которых находится хотя бы одна из сторон операции, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
пункта 4 Указания Банка России № 5075-У12 программа, определяющая порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, и иные разделы ПВК не содержат порядка организации работ по осуществлению приостановленной в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом.
Таким образом, неисполнение КПК «ТИНАКИ» требований пунктов 1.4, 3.1 Положения №-П, пункта 4 Указания №-У, выразившееся в несоответствии ПВК по ПОД/ФТ требованиям законодательства, а также требований пункта 1.10 Положения №-П, выразившееся в неприведении ПВК в соответствие с Указанием №-У, свидетельствует о ненадлежащей организации внутреннего контроля в Кооперативе.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 190-ФЗ кредитный кооператив обязан передавать сведения, содержащиеся в реестре членов кредитного кооператива (пайщиков), в Банк России в порядке, по форме и в сроки, которые установленные Указанием Банка России №-У13.
Согласно пунктам 2.6. и 4 Указания Банка России №-У кредитный потребительский кооператив обязан передать сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалификационной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа в соответствии с Указанием Банка России №-У14 в течение пяти календарных дней с даты принятия общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) решения о ликвидации кредитного кооператива.
Согласно данным ЕРГЮЛ2 КПК «ТИНАКИ ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации.
Таким образом, Кооперативу следовало в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ передать в банк России сведения, содержащиеся в реестре членов (пайщиков) в соответствии с Указанием Банка России №-У, однако, в установленный срок Кооператив не представил в Банк России сведения, содержащиеся в реестре членов (пайщиков) Кооператива.
Кроме того, за неисполнения запроса Банка России о предоставлении документов и информации от ДД.ММ.ГГГГ № ТЗ-2-3/6734 также Кооперативу было выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/12383. Указанное предписание не исполнено в установленный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ). Кооперативу направлено уведомление Банка России о неисполнении предписания от ДД.ММ.ГГГГ № ТЗ-2-3/16128.
Все вышеуказанные предписание Кооперативом получено ДД.ММ.ГГГГ, так как оно размещено16 в личном кабинете КПК «ТИНАКИ» ДД.ММ.ГГГГ.
В результате контроля исполнения Предписания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/12383 путем анализа поступающей в Банк России корреспонденции, установлено, что в установленное Предписанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/12383 срок, КПК «ТИНАКИ» не представил запрашиваемую информацию. Таким образом, Кооператив не исполнил Предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №ТЗ-2-3/12383 и не устранил допущенные нарушения законодательства.
Таким образом, Кооперативом допущено нарушение требований Федерального законы №190-ФЗ, которое в соответствии с подпунктом «в» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ также является одним из оснований для обращения Банка России в суд с заявлением о принудительной ликвидации Кооператива.
При таких обстоятельствах имеются основания для ликвидации Кооператива в соответствии с подпунктом «а» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона №190-ФЗ за неисполнение Предписания Банка России об устранении выявленных нарушений, а также в соответствии с подпунктом «в» пункта 9 части 3 статьи 5 указанного закона - за неоднократное нарушение кредитным кооперативом Федерального закона №190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
В силу пункта 5 статьи 61 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае возложения обязанности по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами в решении о ликвидации юридического лица указываются в частности сроки завершения ликвидационной процедуры.
В материалах дела имеется отчет о персональном составе органов управления Кредитного потребительского кооператива «ТИНАКИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Магомедов Магомед Сулейманович является председателем правления КПК «ТИНАКИ», а Алиев Магомед Мусаевич и Киреева Раисат Анваровна являются членами правления Кооператива.
В соответствии с ч.І ст.21 Федерального закона № 190-ФЗ члены правления кредитного кооператива избираются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) из числа членов кредитного кооператива (пайщиков) на срок, установленный уставом кредитного кооператива, а согласно 4.2 ст.21 Федерального закона № 190-ФЗ Правление кредитного кооператива возглавляет председатель кредитного кооператива (председатель правления кредитного кооператива), избираемый общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) из числа членов кредитного кооператива (пайщиков).
Таким образом, Магомедов Магомед Сулейманович, Алиев Магомед Мусаевич и Киреева Раисат Анваровна являются членами (пайщиками) КПК «ТИНАКИ», на которых, в соответствии с законом, могут быть возложены обязанности по ликвидации кооператива.
В связи с изложенным суд считает необходимым возложить на указанных лиц обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации КПК «ТИНАКИ» произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией потребительского кооператива, предусмотренные законом и предоставить в уполномоченный государственный орган, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КПК «ТИНАКИ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) о принудительной ликвидации Кредитного потребительского кооператива КПК «ТИНАКИ» удовлетворить полностью.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «ТИНАКИ».
Возложить на Кредитный потребительский кооператив «ТИНАКИ» (сокращенное наименование - КПК «ТИНАКИ»; ОГРН - 1150536000207; ИНН -0536014693; КПП - 053601001; местонахождение (адрес) юридического лица - <адрес>, домовладение 1, комната 2, <адрес>, 368440; дата государственной регистрации юридического лица - ДД.ММ.ГГГГ), а также на его членов (пайщиков):
Магомедова Магомеда Сулеймановича (дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; место рождения - <адрес>; паспорт: № серия - 479595, выдан - ТП УФМС России по <адрес> в <адрес>; дата выдачи - ДД.ММ.ГГГГ; место регистрации (адрес) - <адрес>, 368353; ИНН-051001381602,
Алиева Магомеда Мусаевича (дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; место рождения - <адрес>; паспорт: № серия - 307358, выдан - Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>; дата выдачи - ДД.ММ.ГГГГ; место регистрации (адрес) - <адрес>-I, <адрес>, корпус «К», <адрес>, 367018; ИНН - 056101179156),
Кирееву Раисат Анваровну (дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ; место рождения - <адрес>; паспорт: № серия - 889753, выдан - Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>; дата выдачи - ДД.ММ.ГГГГ; место регистрации (адрес) - микрорайон «Дружба», <адрес>, 368222; ИНН - 053301757063), обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда о ликвидации КПК «ТИНАКИ» провести все необходимые действия, связанные с ликвидацией кредитного потребительского кооператива, предусмотренные законом и представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрациююридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности КПК «ТИНАКИ».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья -