ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-27/19 от 20.05.2019 Курского областного суда (Курская область)

Дело а-27/2019

Курский областной суд

Решение

Именем Российской Федерации

20 мая 2019 года город Курск

Курский областной суд в составе:

судьи Курского областного суда Ермакова М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миломаевой А.Б.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Михайловой Е.В., представителя административных истцов адвоката по доверенности Синякова В.А., представителя административного ответчика Администрации Курской области по доверенности ФИО1, представителя заинтересованного лица ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к Администрации Курской области о признании недействующим в части Положения об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, утвержденного решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 N 294 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране",

установил:

решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 N 294 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" утверждено Положение об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина (Приложение № 1) (далее - Положение об охранной зоне).

Пунктом «б» раздела II Положения об охранной зоне установлено, что на территории охранной (буферной) зоны в соответствии со ст. 108 Земельного кодекса РСФСР запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры.

Также разделом II Положения об охранной зоне предусмотрено, что на территории охранной зоны допускается хозяйственная деятельность, которая не повлечет за собой коренного изменения естественного хода природных процессов. В любом случае порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником и утверждается райисполкомами.

ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просили признать недействующим пункт «б» раздела II Положения об охранной зоне, который запрещает на территории охранной (буферной) зоны «отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры», а также второе предложение абзаца 24 раздела II Положения в части слов "В любом случае порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником и утверждается райисполкомами».

В обоснование заявленных требований административные истцы сослались на противоречие оспариваемых норм статьям 27, 40, 56, 95 Земельного кодекса РФ, статье 7 ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статье 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановлению Правительства РФ от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства", Постановлению Администрации Курской области от 07.06.2016 № 379-па «Об установлении предельного количества процедур раздела II исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403, осуществляемых на территории Курской области», статье 1 ФЗ РФ от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», статье 1 ФЗ РФ от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», постановлению Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».

В судебном заседании представитель административных истцов адвокат по доверенности Синяков В.А. административный иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Курской области по доверенности ФИО1 не возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на правовую неопределенность оспариваемых норм.

Представитель заинтересованного лица ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина» по доверенности ФИО2 просила в удовлетворении административного иска отказать, поясняя, что оспариваемые нормы Положения об охранной зоне соответствует требованиям федерального законодательства об охране окружающей среды и правовым актам, определяющим деятельность государственного биосферного заповедника, находящегося в видении Минприроды РФ.

Представитель заинтересованного лица Минприроды РФ по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, направив письменные возражения на административный иск. В своих возражениях представитель заинтересованного лица просила в удовлетворении иска отказать, указывая на соответствие действующему законодательству оспариваемых положений нормативного правового акта.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора Михайловой Е.В., полагавшей правильным удовлетворить административный иск в части, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам "в", "д", "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из выписок из протокола Научно-Технического Совета Центрально-Черноземного заповедника № 13 от 10 сентября 2018 года № 13, № 1 от 18 января 2019 года, ФИО8, ФИО4, ФИО2 отказано в согласовании размещения жилых домов с подсобными помещениями в охранной зоне заповедника (т. 1 л.д. 39-41).

Уведомлением № Ф46/18-9845 от 27 марта 2018 года, направленным представителю ФИО5 – Синякову В.А., Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области для государственной регистрации права на сооружение в охранной зоне заповедника предложено представить согласования, предусмотренные разделом II Положения об охранной зоне (т. 1 л.д. 35-36).

Таким образом, административные истцы, как лица, к которым был применен нормативный правовой акт, в силу части 1 статьи 208 КАС РФ, вправе оспорить в судебном порядке Положение об охранной зоне.

Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина был учрежден 10 февраля 1935 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.

Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года N 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (п. 91 перечня).

Решением Президиума Международного координационного Совета программы ЮНЕСКО от 19.02.1979 года заповедник включен в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО.

Охранная (буферная) зона ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина» поставлена на кадастровый учет 18.01.2018 года, как зона с особыми условиями использования территорий (т. 1 л.д. 48-250, т. 2 л.д. 1-126).

В статье 40 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик указано, что землями заповедников признаются выделенные в установленном порядке участки земли, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, сообщества растительных и животных организмов, редкие геологические образования, виды растений, животных и т.п.). Всякая деятельность, нарушающая природные комплексы заповедников или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих особую научную или культурную ценность, запрещается как на территории заповедников, так и в пределах устанавливаемых вокруг заповедников охранных зон.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.

В настоящее время особенности режима особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.

Пунктом 10 этой же статьи предусмотрено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На момент принятия оспариваемого правового акта порядок создания охранных зон государственных заповедников был установлен Положением о государственных заповедниках РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.06.1962 N 769.

В соответствии с пунктом 17 данного Положения вокруг государственных заповедников или на примыкающих к ним отдельных участках, в случае необходимости, по решениям Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов может быть выделена охранная зона.

Таким образом, решение об утверждении Положения об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина принято в пределах полномочий исполкома Курского областного Совета народных депутатов.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят до вступления в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, а действовавшее на дату его принятия законодательство не предусматривало обязательного официального опубликования актов, издаваемых исполнительными комитетами областных Советов депутатов.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Согласно пункту 7 данной статьи на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

В силу пункта 11 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона государственного природного заповедника является видом зоны с особыми условиями использования территорий.

Как следует из пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий также создаются в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.

Пунктом 2 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон" установлено, что охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (п. 5). Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании (п. 28). В границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы (п. 29).

Как следует из раздела I Положения об охранной зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, на охранную зону возлагается задача поддержания естественных условий развития всех явлений и процессов в природном комплексе заповедника и защиты его от хозяйственной деятельности человека, а именно:

- проведение мероприятий по охране и восстановлению запасов ценных дикорастущих растений и животных, свойственных Центральному Черноземью;

- здесь проводится разработка и апробирование методов учета диких животных и ценных дикорастущих растений в условиях хозяйственного использования территории;

- размещение научных стационаров для проведения сравнительных исследований по изучению реакции биотических и абиотических компонентов биогеоценозов на хозяйственную деятельность человека;

- создание подкормочных площадок, посевов кормовых растений, укрытий, гнездовий и проведение других биотехнических мероприятий для животных, численность которых в заповеднике нуждается в увеличении;

- отвлечение избыточного поголовья животных, обитающих в заповеднике, путем проведения биотехнических мероприятий с целью дальнейшего распространения их в охотничьих угодьях, а также регулирования численности.

В целях решения вышеуказанных задач на территории охранной (буферной) зоны в соответствии со ст. 108 Земельного кодекса РСФСР запрещена всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры; на территории охранной зоны допускается хозяйственная деятельность, которая не повлечет за собой коренного изменения естественного хода природных процессов. В любом случае порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником и утверждается райисполкомами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что законодательством, как действовавшим на момент утверждения Положения об охранной зоне, так и действующим в настоящее время, предусмотрена возможность ограничения осуществления хозяйственной деятельности на земельных участках, входящих в границы охранной зоны, с целью недопущения отрицательного воздействия на природные комплексы и объекты заповедника.

Таким образом, оспариваемые Положения об охранной зоне устанавливают предусмотренные законом ограничения использования земельных участков в границах охранной зоны Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, а поэтому не могут нарушать права и законные интересы административных истцов.

Суд не может согласиться с доводами представителя истцов и Администрации Курской области о правовой неопределенности оспариваемых норм Положения об охранной зоне.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 15 июля 1999 г. N11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями.

Подпунктом «а» пункта 7.6 Положения о ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина», утвержденного приказом Минприроды России № 530 от 10.06.2003 года (в редакции приказа № 71 от 26.03.2009г.) предусмотрено, что главному государственному инспектору (директору заповедника) и его заместителям предоставлено право запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму Заповедника и его охранной зоны.

Подпунктом 19 пункта 34 Устава ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина», утвержденного приказом Минприроды России № 435 от 25.05.2011 года к полномочиям директора заповедника отнесена организация и обеспечение необходимых согласований в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росприроднадзора от 18.06.2007 N 169 "О совершенствовании организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора" утверждены Методические рекомендации по организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков.

Пунктом 8.5 данных Методических рекомендаций установлено, что научно-технический совет рассматривает и дает предложения и рекомендации по следующим вопросам:

регламентация и поддержание режима особой охраны территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны;

регулирование хозяйственной деятельности на территории заповедника (национального парка) и его охранной зоны.

Из анализа выписок из протокола Научно-Технического Совета Центрально-Черноземного заповедника № 13 от 10 сентября 2018 года № 13, № 1 от 18 января 2019 года об отказе в согласовании размещения жилых домов с подсобными помещениями в охранной зоне заповедника ФИО8, ФИО4, ФИО2, письма директора заповедника ФИО9 в адрес представителя истцов адвоката Синякова В.А. № 189 от 23.04.2019 года, правовой позиции представителя заповедника в судебном заседании следует, что во всех указанных случаях в согласовании размещения объектов и в осуществлении хозяйственной деятельности на территории охранной зоны заповедника было отказано, в связи с тем, что земельные участки, на которых планируется строительство и хозяйственная деятельность, на момент создания охранной зоны по состоянию на 17.11.1988 года не входили в границы населенного пункта д. Кукуевка, а их перевод из земель сельхозназначения в земли населенных пунктов и выделение под индивидуальное жилищное строительство в охранной зоне с заповедником не согласовывались.

Таким образом, вопреки доводам представителей административного истца и административного ответчика формальная практика применения заповедником оспариваемой нормы в отношении административных истцов носит последовательный, ясный и недвусмысленный характер. Всем им было отказано по причине несогласования с заповедником отвода земельных участков под застройку в охранной зоне заповедника. Соответствующие полномочия заповедника на согласование отвода земель под строительство и осуществление хозяйственной деятельности в его охранной зоне, были установлены, как оспариваемым Положением об охранной зоне, так и вышеуказанными Положением и Уставом ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина», Методическими рекомендации по организации научно-исследовательской и научно-технической деятельности государственных природных заповедников и национальных парков, утвержденными федеральными органами исполнительной власти.

Сам факт несогласия административных истцов, с принятыми в отношении них актами об отказе в согласовании размещения объектов в охранной зоне, не может свидетельствовать о правовой неопределенности оспариваемой нормы.

Постановлением Правительства Курской области № 24 от 19 февраля 2009 года «О включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в охранной зоне заповедника, включены в границы населенного пункта д. Кукуевка, и вид разрешенного использования изменен на «для жилищного строительства» без согласования с заповедником.

В сложившейся ситуации право заповедника не согласовывать застройку и хозяйственную деятельность в охранной зоне, оказывающие негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного биосферного заповедника, по существу стало единственным правовым механизмом, сдерживающим массовое и интенсивное антропогенное воздействие на охраняемые природные объекты, поскольку регистрация права на объекты, возведенные в охранной зоне, несмотря на установленные запреты и ограничения, осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области при условии предоставления согласований с заповедником.

Признание недействующими ранее принятых норм Положения об охранной зоне существенно затруднит или сделает невозможным для ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина» выполнять свои задачи по сохранению биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов, и приведет к легализации (государственной регистрации прав) застройки и использования в хозяйственной деятельности земель в охранной зоне заповедника, ранее совершенных с нарушением ограничений и запретов, установленных в оспариваемом нормативном правовом акте, в ситуации, когда перевод земель и представление их под строительство в охранной зоне федерального заповедника уже были осуществлены без учета мнения заповедника, Минприроды РФ и оценки влияния таких действий на охраняемые природные комплексы.

Как следует из частей 10 и 11 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" федеральным законодателем установлен срок приведения положений о зонах с особыми условиями использования территории в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 января 2022 года.

Минприроды РФ подготовлен проект Постановления Правительства РФ и Положение об охранных зонах особо охраняемых природных территориях, который был опубликован для общественного обсуждения: в период с 01.03.2019 - 22.03.2019. Данным проектом приводятся в соответствии с действующим законодательством и унифицируются на уровне Правительства РФ порядок установления, изменения и прекращения существования охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы, а также устанавливаются запреты в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в том числе: на предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства; строительство и размещение новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, а также строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения целей и задач особо охраняемой природной территории, либо для функционирования населенных пунктов, расположенных на территории охранной зоны.

Поэтому вопросы приведения оспариваемого Положения об охранной зоне в соответствие с главой XIX. «Зоны с особыми условиями использования территорий» Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 01 января 2019 года, подлежат разрешению при принятии нового Положения об охранной зоне, принимаемого Правительством РФ в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 342-ФЗ), а не посредством признания недействующими ряда норм Положения об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, утвержденного решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 N 294.

В части утверждения согласования с райисполкомами оспариваемый нормативный правовой акт не применяется в связи с фактическим прекращением действия в этой части.

Соответственно суд полагает правильным отказать в удовлетворении административного иска в части признания недействующими Положений об охранной зоне, устанавливающих необходимость согласований с заповедником.

Вместе с тем, суд полагает обоснованными требования о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта в части согласования отвода земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений «с областным отделом строительства и архитектуры».

Так, согласно уведомлению № Ф46/18-9845 от 27 марта 2018 года, направленному представителю ФИО5 – Синякову В.А., Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области для государственной регистрации права на сооружения в охранной зоне заповедника предложено представить согласование с областным отделом строительства и архитектуры.

То есть, данное положение было фактически применено к административному истцу.

Нормами Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о ФГУ «Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени проф. В.В. Алехина» не предусмотрено осуществление природоохранных мероприятий на особо охраняемой территории, находящейся в ведении Минприроды РФ, в виде согласований с отраслевым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Курской области, утвержденным постановлением Губернатора Курской области № 250 – пг от 21 августа 2017 года, департамент архитектуры и градостроительства Курской области никакими специальными полномочиями по согласованию деятельности на особо охраняемых территориях, находящихся в видении федерального министерства не наделялся и не мог быть наделен.

Директором департамента, главным архитектором Курской области ФИО10, на многочисленные обращения государственных регистраторов по поводу согласования размещения объектов, расположенных в охранной зоне заповедника, в письме № 01.7-01-65/454 от 05 апреля 2018 года сообщалось, что департамент архитектуры и градостроительства Курской области никакими полномочиями по проведению согласований в охранной зоне Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени проф. В.В. Алехина не наделен и соответствующие требования о согласовании с департаментом считает незаконными (т. 1 л.д. 231-233).

Представитель административного ответчика Администрации Курской области по доверенности ФИО1, чьим структурным подразделением является департамент архитектуры и градостроительства Курской области, признал заявленные требования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обосновании требований в этой части, и признает недействующим оспариваемый нормативный правовой акт со дня вступления решения суда в законную силу, в части слов : «… и областным отделом строительства и архитектуры;».

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении подлежит опубликованию Администрацией Курской области на официальном сайте (http://adm.rkursk.ru или http://администрация.курскаяобласть.рф) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 удовлетворить частично.

Признать недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт «б» раздела II Положения об охранной (буферной) зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина, утвержденного решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 N 294 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в части слов: «… и областным отделом строительства и архитектуры;».

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 - отказать.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию Администрацией Курской области на официальном сайте (http://adm.rkursk.ru или http://администрация.курскаяобласть.рф) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Курского областного суда М.И. Ермаков