ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2810/2022 от 02.06.2022 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело а-2810/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июня 2022 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Теркулова Х.А.,

при помощнике судьи Шведове Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области о признании решения незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Солнечногорску Московской области, в котором просит признать незаконным решение ИФНС по удержанию с него 130 801,85 рублей в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам за 2014, 2015, 2016, 2017, 2019 годы (решения , , , , , , , , от ДД.ММ.ГГГГ), обязать ИФНС провести перерасчет сумм недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим удержанию с учетом не более чем за три года (денежные средства за 2014, 2015, 2016 годы не подлежат удержанию), а также с учетом уже взысканных по исполнительным производствам за 2017 и 2019 года, обязании ИФНС выплатить ФИО1 незаконно удержанные денежные средства налогового вычета за 2020 г. на счет, указанный в заявлении на налоговый вычет.

В обоснование требований указано, что ФИО1 в ИФНС России по г. Солнечногорску было подано заявление на получение налогового вычета за 2020 год за покупку недвижимости в размере 190 422 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ему был перечислен налоговый вычет в размере 59 620,15 рублей на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем было установлено, что решениями №, 55365, 55368, 55367, 55366, 55363, 55362, 55361, 55360 от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 удержано 130 801,85 рублей в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 г.г. С ФИО1 незаконно удержаны налоги за период с 2014-2016 г.г., поскольку прошло более трех лет со дня их уплаты. Также, решением суда отказано во взыскании с ФИО1 недоимки за период с 2014 по 2016 г.г. по причине пропуска срока давности. Кроме того, ФИО1 оплачены налоги за 2017 и 2019 г.г. (взысканы по исполнительным производствам).

Административный истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют права: на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (п. 5); обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговый орган обязан производить зачет или возврат налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных обязательных платежей в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

Согласно п.7 ст.45 НК РФ, в случае, если при осуществлении зачета остатка денежных средств, признаваемых в качестве единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, зачет осуществляется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 6 настоящей статьи, пропорционально суммам таких обязанностей.

Правило, установленное настоящим пунктом, применяется также в случае недостаточности остатка денежных средств, признаваемых в качестве единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя, для исполнения обязанностей по уплате пеней, штрафов, процентов.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7).

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (п.5).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 102 718,70 рублей по налоговому периоду за 2014, 2016, 2017, 2018, 2019 г.г. в счет уплаты транспортного налога.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 18 236,28 рублей по налоговому периоду за 2014, 2016, 2017, 2018, 2019 г.г. в счет уплаты пеней по оплате транспортного налога.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 5,33 рублей по налоговому периоду за 2019 г. в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяем к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 118,73 рублей по налоговому периоду за 2017, 2018 г.г. в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяем к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 1071 рублей по налоговому периоду за 2017, 2018 г.г. в счет уплаты налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяем к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 307,51 рублей по налоговому периоду за 2016, 2017,2018 г.г. в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяем к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 126,82 рублей по налоговому периоду за 2014, 2015, 2019 г.г. в счет уплаты пеней по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяем к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 6 538,55 рублей по налоговому периоду за 2015 г. в счет уплаты пеней по оплате транспортного налога.

ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск принято решение о зачете суммы излишен уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) , согласно которому налоговым органом установлено, что у налогоплательщика на дату принятия решения о зачете имеется указанная сумма излишне уплаченного налога, образовавшаяся в результате излишней уплаты по налоговому периоду 2020 зачету сумма 1 678,93 рублей по налоговому периоду за 2016, 2017, 2018 г.г. в счет уплаты налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяем к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.

То есть, налоговым органом в соответствии с действующим законодательством, произведен зачет в уплату налогов и пеней.

Доводы административного истца о том, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по г.о. Солнечногорск отказано в удовлетворении административного иска о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2014-2016 г.г., в связи чем, оснований для удержания данной недоимки не имелось, судом проверены и не нашли своего подтверждения, поскольку, согласно п.9 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Таким образом, правовых оснований для возложения на налоговый орган обязанности по возврату излишне уплаченных сумм налога не имеется. Следовательно, в удовлетворении требований административного истца ФИО1 следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к ИФНС России по г. Солнечногорску Московской области о признании решения незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Х.А. Теркулов