ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2851/2022 от 06.06.2022 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Административное дело а-2851/2022

УИД: 68RS0-09

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

06 июня 2022 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Храпцовой Е.А.

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование административных исковых требований указало, что судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по <адрес>ФИО5 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ. С указанным постановлением Управление несогласно. Исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено на основании исполнительного документа исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским районным судом <адрес> по делу , решение по которому вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Октябрьский районный суд <адрес> в своем решении обязал управление предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. С целью исполнения решения суда должностными лицами управления ДД.ММ.ГГГГФИО2 был совершен телефонный звонок с целью уточнения желаемого местоположения жилого помещения и предложено рассмотреть вариант обеспечения ее жилым помещением на территории <адрес>, от предложенного варианта ФИО2 отказалась, указав, что желает получить жилое помещение в <адрес>. В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области управлением в адрес управления градостроительства ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с просьбой о приобретении квартиры на территории <адрес> или <адрес> для предоставления ФИО2. По информации от управления градостроительства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), из 20 размещенных 20 извещений на приобретение квартир в <адрес> и <адрес> под лимиты 2022 с использованием федеральной субсидии, из них состоялось торгов в <адрес> - 3, в <адрес> - 4. В настоящее время по состоявшимся торгам заключены все контракты в <адрес> и <адрес>, 4 квартиры в <адрес> и 3 квартиры в <адрес> переданы в комитет по управлению имуществом области. Кроме того, управлением градостроительства заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в <адрес> (зарегистрированы в Росреестре и находятся на стадии передачи в комитет по управлению имуществом области) и 4 контракта на приобретение 59 квартир в <адрес> путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Опубликовано 43 аукциона на приобретение квартир в <адрес> и <адрес>, из них состоялось в <адрес> -2, <адрес> - 7, <адрес> - 3, <адрес> - 6, в <адрес> торги не состоялись. ДД.ММ.ГГГГ управлением в адрес ФИО2 было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных управлением с целью исполнения решения суда, а так же о праве обращения с заявлением в управление для предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищный сертификат). После приобретения и передачи жилых помещений в комитет по имуществу с последующей передачей в оперативное управление подведомственных управлению учреждений, жилые помещения будут предлагаться детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе ФИО2. На основании вышеизложенного считаем, что управлением приняты все необходимые меры по исполнению решения суда и обеспечению жилым помещением ФИО2. В связи с отсутствием на балансе управления жилых помещений, расположенных в <адрес>, и тем, что управлением градостроительства не приобретались жилые помещения, у управления отсутствует возможность исполнить решение суда в отношении ФИО2 Просило освободить его от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Представитель административного истца ФИО4 поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>, представитель административного соответчика УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В этих целях судебный пристав совершает исполнительные действия, предусмотренные ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В силу ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть действий, совершаемых судебным приставом- исполнителем, и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного - документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего - немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причём данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Из анализа приведённых законоположений следует, что в законе заложены чёткие критерии признания исполнительского сбора недействительным, к которым относятся действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, направленные на лишение должника возможности исполнить решение суда в установленный законом, как правило, пятидневный срок; представление должником судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Наличие одного из названных критериев является достаточным основанием для удовлетворения административного иска.

Соответственно, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в настоящем деле - должником. Помимо этого должник согласно названным выше нормам процессуального закона должен доказать нарушение своих права, свобод и законных интересов, а также соблюдение сроков обращения в суд.

Кроме того, по смыслу закона исполнительский сбор является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное только в процессе исполнительного производства в период, начиная с момента, когда должником получена копия исполнительного документа.

Статьёй 1 Гражданского кодекса РФ определены основы гражданского законодательства, к числу которых относится то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, исполнительский сбор служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, которые должник должен был, но не исполнил добровольно вопреки принятому на себя по своей воле обязательству.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Управления социальной защиты и семейной политики <адрес>

Предметом исполнения является обязать управление социальной защиты и семейной политики <адрес> предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору соц.найма.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес>ФИО5 вынесла постановление о взыскании с Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.

Согласно п. 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

С учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнёс установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьёй 112 Закона № 229-ФЗ.

Из представленных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами управления социальной защиты и семейной политики по <адрес>ФИО2 был совершен телефонный звонок с целью уточнения желаемого местоположения жилого помещения и предложено рассмотреть вариант обеспечения ее жилым помещением на территории <адрес>, от предложенного варианта ФИО2 отказалась, указав, что желает получить жилое помещение в <адрес>. В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области управлением в адрес управления градостроительства ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо с просьбой о приобретении квартиры на территории <адрес> или <адрес> для предоставления ФИО2. По информации от управления градостроительства (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), из 20 размещенных 20 извещений на приобретение квартир в <адрес> и <адрес> под лимиты 2022 с использованием федеральной субсидии, из них состоялось торгов в <адрес> - 3, в <адрес> - 4. В настоящее время по состоявшимся торгам заключены все контракты в <адрес> и <адрес>, 4 квартиры в <адрес> и 3 квартиры в <адрес> переданы в комитет по управлению имуществом области. Кроме того, управлением градостроительства заключен 1 контракт на приобретение 17 жилых помещений в <адрес> (зарегистрированы в Росреестре и находятся на стадии передачи в комитет по управлению имуществом области) и 4 контракта на приобретение 59 квартир в <адрес> путём участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Опубликовано 43 аукциона на приобретение квартир в <адрес> и <адрес>, из них состоялось в <адрес> -2, <адрес> - 7, <адрес> - 3, <адрес> - 6, в <адрес> торги не состоялись. ДД.ММ.ГГГГ управлением в адрес ФИО2 было направлено письмо с указанием мероприятий, выполненных управлением с целью исполнения решения суда, а так же о праве обращения с заявлением в управление для предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищный сертификат). После приобретения и передачи жилых помещений в комитет по имуществу с последующей передачей в оперативное управление подведомственных управлению учреждений, жилые помещения будут предлагаться детям-сиротам и лицам из их числа, в том числе ФИО2. На основании вышеизложенного считаем, что управлением приняты все необходимые меры по исполнению решения суда и обеспечению жилым помещением ФИО2.

Суд отмечает, что действия, выполненные судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, соответствуют требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «"Об исполнительном производстве», совершены в полном соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.

Суд учитывает, что административным истцом предпринимались меры по скорейшему исполнению решения суда. Неисполнение требований исполнительного документа предоставленный срок также связано с необходимостью проведения закупочных процедур по приобретению жилых помещений. В связи чем, указанные выше обстоятельства в своей совокупности, суд признает исключительными и уважительными для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления социальной защиты и семейной политики <адрес> удовлетворить.

Освободить Управление социальной защиты и семейной политики <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по постановлению судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано течение месяца в Тамбовский областной суд.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.А. Храпцова