ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2870/2021 от 20.12.2021 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело а-2870/2021

УИД 26RS0017-01-2021-004907-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2021 года город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,

при помощнике судьи Ларюшкиной И.Д.

с участием представителя административного истца помощника прокурора г.Кисловодска Дубинкиной К.А.

представителя административного ответчика администрации города-курорта Кисловодска, ФИО1, действующего на основании доверенности №15/07-22 от 03.03.2021

представителей заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО2, действующего на основании доверенности № 64-01/12, и ФИО3, действующей на основании доверенности № 48-01/12,

представителя заинтересованного лица Управления городского хозяйства администрации г.Кисловодска ФИО4, действующей на основании доверенности № 10 от 14.09.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании с ведением аудиопротоколирования административное дело по административному иску прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», возложении обязанности по принятию мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории,

установил:

прокурор города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города-курорта Кисловодска с требованием признать незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, выраженное в непринятии мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятник природы краевого значения «Кольцо гора», возложить на администрацию города-курорта Кисловодска обязанность незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», а именно: на постоянной основе обеспечить охрану и уборку территории памятника природы, при наличии постоянных источников образования отходов (торговля, туристическая деятельность), в том числе организованный вывоз отходов, меры по обеспечению режима особой охраны памятника природы, в том числе, путем реализации полномочий по сносу (демонтажу) стихийных незаконных торговых объектов, расположенных на территории указанного памятника природы и в границах его охранной зоны.

В обоснование заявленных требований прокурором указано, что во исполнение поручения прокуратуры Ставропольского края прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, по результатам которой выявлены нарушения закона, допущенные в отношении памятника природы регионального значения «Кольцо гора».

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с Постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 № 676 «О мерах по охране природы в крае» гора Кольцо признана памятником природы краевого значения.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 04.02.2015 № 39-п утверждена граница памятника природы краевого значения «Кольцо гора».

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.04.2015 № 97 утвержден Паспорт памятника природы краевого значения «Кольцо гора». Общая площадь памятника природы составляет 1,24 га.

По сведениям ЕГРН «Кольцо гора» расположено в границах зоны с особыми условиями использования территории 26:34-6.41 (не имеет описания). Земельный участок не сформирован в установленном законом порядке.

В силу решения крайисполкома от 04.01.1978 о взятии под особую охрану памятника природы все виды хозяйственной деятельности, за исключением санитарных рубок и уходных работ запрещены. Захламление, загрязнение территории или нанесение другого ущерба естественному состоянию памятнику запрещены.

Согласно паспорту памятника природы краевого значения «Кольцо гора», утвержденному Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.04.2015 № 97 вдоль грунтовой дороги, на склоне горы, расположен стихийный вещевой рынок. Стоянка и рынок санитарно - гигиенически не обустроены. Активные рекреационные воздействия на природный комплекс в совокупности вызвали дигрессию растительного покрова, захламление территории и частичную утрату привлекательности природного ландшафта. Для восстановления растительного покрова с территории памятника природы должен быть удален рынок, а прилегающая территория отвечать требованиям санитарных норм и правил.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 26 Закона № 33-ФЗ паспорт указанного ООПТ утвержден приказом Минприроды Ставропольского края от 16.03.2020 № 94, который опубликован на Интернет - сайте министерства.

На основании ч.ч. 2, 3 ст. 27 Закона № 33 – ФЗ приказом Минприроды Ставропольского края от 08.07.2020 № 285 подписано охранное обязательство, и ООПТ передан под охрану администрации города – курорта Кисловодска.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Пунктом 19 паспорта памятника природы закреплено, что режим особой охраны памятника природы краевого значения «Кольцо гора» установлен в соответствии с решением исполкома Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы», в соответствии с которым на всей территории памятника природы запрещается, в том числе, уничтожение почвозащитной растительности.

В силу решения крайисполкома от 04.01.1978 о взятии под особую охрану памятника природы все виды хозяйственной деятельности, за исключением санитарных рубок и уходных работ запрещены. Захламление, загрязнение территории или нанесение другого ущерба естественному состоянию памятника запрещены.

В результате стихийно возникшей торговли рекреационная дигрессия травяного покрова реликтовой степи максимально проявилась на юго-западном склоне памятника, где скапливается основной поток посетителей и ведется торговля. Здесь густота травяного покрытия сократилась с 90% (по наблюдениям 1991 г.) до 60 - 70%. Вдоль стихийных троп природные фитоценозы заместились рудеральными - амброзией полыннолистной, крапивой двудомной, щирицей, лебедой, горцем птичьим, морковью и другими преимущественно однолетними травами. Захламление территории особенно велико на автостоянке, возле кафе, на рынке и в искусственном лесу, примыкающем с запада к автостоянке.

Пунктом 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ администрации города предоставлены полномочия по демонтажу самовольных некапитальных строений.

Однако, с 2016 года, на протяжении 5 лет, указанные полномочия не реализованы, стихийная торговля продолжается, угроза утраты памятника природы только возросла, а действенные меры администрацией города не приняты. При этом, торговые павильоны возведены с использованием подручных материалов и их демонтаж не повлечет большой «нагрузки» на бюджет города-курорта Кисловодска. Территория памятника природы не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, захламлена мусором, доступ неопределенного круга лиц к памятнику, в связи с его разрушением, не ограничен, отсутствуют информационные таблички и предупреждающие знаки, не устранены надписи, а также не исполняются иные требования закона, направленные на сохранение данного природного объекта.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой города главе города Кисловодска внесены представления от 15.04.2021 и 19.05.2021 об устранении выявленных нарушений, однако меры не принимались.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Кисловодска Дубинкина К.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города-курорта Кисловодска, действующий на основании доверенности ФИО1 административные исковые требования не признал, пояснил, что в ходе рассмотрения административного дела одно из требований прокуратуры выполнено, а именно произведен снос (демонтаж) стихийных незаконных торговых объектов, расположенных на территории указанного памятника природы и в границах его охранной зоны. 08.10.2021 И.о. Главы города-курорта Кисловодска первым заместителем главы администрации города-курорта Кисловодска ФИО5 на основании актов о выявлении самовольно установленных объектов и требования администрации города-курорта вынесено постановление администрации города-курорта Кисловодска № 1093, на основании которого УГХ администрации города-курорта Кисловодска в срок до 11.10.2021 поручено произвести демонтаж самовольно установленных некапитальных объектов, расположенных в охраняемой зоне «Кольцо гора», согласно реестру самовольно установленных некапитальных объектов, являющемуся приложением к указанному постановлению. УГХ администрации города-курорта Кисловодска заключен муниципальный контракт № 123 от 25.11.2021 с ООО КФХ «Клондайк» по которому произведены демонтаж и снос самовольных строений в г.Кисловодске, произведен вывоз некапитальных объектов, и передан на хранение администрации. По второму требованию, что касается обеспечения на постоянной основе охраны и уборки территории памятника природы, при наличии постоянных источников образования отходов (торговля, туристическая деятельность), в том числе организации вывоза отходов, принятия мер по обеспечению режима особой охраны памятника природы пояснил, что какого-либо постановления не выносилось, администрации необходимо знать, где заканчивается территория памятника природы «Кольцо-гора», чтобы решить вопрос об охране и уборке вверенной им территории. Администрацией направлялось письмо в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, на которое четкого ответа о разграничении территории памятника природы «Кольцо-гора» от другой прилегающей территории не поступило.

Представитель заинтересованного лица УГХ Администрации города-курорта Кисловодска ФИО4 в судебном заседании пояснила, что УГХ является структурным подразделением администрации города-курорта Кисловодска, исполняющим распоряжения администрации. Постановлением И.о. Главы города-курорта Кисловодска первым заместителем главы администрации города-курорта Кисловодска ФИО5 вынесено постановление администрации города-курорта Кисловодска № 1093 08.10.2021, на основании которого в срок до 11.10.2021 УГХ администрации города-курорта Кисловодска поручено произвести демонтаж самовольно установленных некапитальных объектов, расположенных в охраняемой зоне «Кольцо гора», согласно реестру самовольно установленных некапитальных объектов. Что касается обеспечения на постоянной основе охраны и уборки территории памятника природы, при наличии постоянных источников образования отходов (торговля, туристическая деятельность), в том числе организации вывоза отходов, принятия мер по обеспечению режима особой охраны памятника природы, каких-либо распоряжений со стороны администрации не поступало. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора г.Кисловодска отказать.

Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края ФИО2 и ФИО3, в судебном заседании административные исковые требования прокурора г. Кисловодска поддержали, просили удовлетворить их по основаниям, изложенным Министерством в своем отзыве на административный иск, в котором пояснили, что «Гора Кольцо» взята под особую охрану, как памятник природы в соответствии с постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета Депутатов трудящихся от 15.09.1961 №676 «О мерах по охране природы в крае».

Решением исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 4 января 1978 г. № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы» установлен режим особой охраны памятников природы, запрещающий, в том числе: распашку грунта; уничтожение почвозащитной растительности; добычу строительных материалов; проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятников природы.

Граница памятников природы утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 04. Февраля 2015 г. № 39-п «О границах памятников природы краевого значения «Кольцо гора».

Памятник природы, площадью 1,24 га расположен в границах города-курорта Кисловодска на земельном участке, ранее имевшим кадастровый номер <данные изъяты> (вид разрешенного использования земельного участка – охрана природных территорий (городские леса), однако, в настоящее время он снят с кадастрового учета.

Леса, расположенные на территории памятника природы, относятся к категории городских лесов.

Памятник природы Кольцо Гора» относится к особо охраняемым природным территориям краевого значения, любой земельный участок, сформированный в границах памятника природы, в силу закона является собственностью муниципального образования города-курорта Кисловодск.

Охранное обязательство на памятник природы возложено на администрацию города-курорта Кисловодск и утверждено приказом министерства от 08.07.2020 № 285.

Министерство неоднократно обращалось с письмами в адрес администрации города-курорта Кисловодска о соблюдении установленного режима особой охраны памятника природы и приведении в соответствие территории памятника природы, в том числе запрете на осуществление стихийной торговли в его границе.

Письмом от 17.02.2015 № 01/3-869 в адрес администрации города-курорта Кисловодска направлено обращение о проведении проверки осуществления торговой деятельности на территории памятника природы.

Письмом от 04.06.2021 №05/04-5467 министерство вновь предложило администрации города-курорта Кисловодска проверить законность осуществления торговой деятельности на территории памятника природы, принять меры к устранению существующих нарушений и осуществить снос некапитальных торговых точек.

Так как ответ из администрации не поступил, направлено повторное обращение от 01.09.2021 № 05/04-8704 о необходимости осуществления мер направленных на улучшение состояния памятника природы и устранение нарушений его режима.

ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» также направляло обращение в администрацию Кисловодска о принятии мер по ликвидации либо переносе торговых точек за границы памятника природы по недопущению разрушения памятника природы, потери природной эстетической ценности.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, изучив письменные материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

В силу Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» все земельные участки, находящиеся на границах курортов федерального значения, и не отнесенные к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, относятся к собственности муниципальных районов и городских округов.

Памятник природы «Кольцо-Гора» взята под особую охрану, как памятник природы в соответствии с постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета Депутатов трудящихся от 15.09.1961 №676 «О мерах по охране природы в крае».

Решением Исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 г. № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы» установлен режим особой охраны памятников природы, запрещающий, в том числе: распашку грунта; уничтожение почвозащитной растительности; добычу строительных материалов; проведение строительных работ, могущих вызвать эрозию почв и разрушение памятников природы.

Граница памятника природы утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 04.02.2015 г. № 39-п «О границах памятников природы краевого значения «Кольцо гора».

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.04.2015 № 97 утвержден Паспорт памятника природы краевого значения «Кольцо гора». Общая площадь памятника природы Кольцо гора составляет 1,24 га.

Охранное обязательство на памятник природы возложено на администрацию города-курорта Кисловодск и утверждено приказом министерства от 08.07.2020 № 285.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнения, истощения, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарных - гигиенических, противопожарных и иных правил; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2020 № 564 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов» в лесах, расположенных на землях населенных пунктов, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и выполняемыми ими полезными функциями.

Все леса на территории Ставропольского края относятся к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Как установлено в судебном заседании во исполнение поручения прокуратуры Ставропольского края прокуратурой города Кисловодска проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, по результатам которой выявлены нарушения закона, допущенные в отношении памятника природы регионального значения «Кольцо гора».

Вдоль грунтовой дороги, на склоне горы, расположен стихийный вещевой рынок. Стоянка и рынок санитарно-гигиенически не обустроены. Активные рекреационные воздействия на природный комплекс в совокупности вызвали дигрессию растительного покрова, захламление территории и частичную утрату привлекательности природного ландшафта. Для восстановления растительного покрова с территории памятника природы должен быть удален рынок, а прилегающая территория отвечать требованиям санитарных норм и правил.

В результате стихийно возникшей торговли рекреационная дигрессия травяного покрова реликтовой степи максимально проявилась на юго-западном склоне памятника, где скапливается основной поток посетителей и ведется торговля. Густота травяного покрытия сократилась с 90% (по наблюдениям 1991 г.) до 60 - 70%. Вдоль стихийных троп природные фитоценозы заместились рудеральными - амброзией полыннолистной, крапивой двудомной, щирицей, лебедой, горцем птичьим, морковью и другими преимущественно однолетними травами. Захламление территории особенно велико на автостоянке, возле кафе, на рынке и в искусственном лесу, примыкающем с запада к автостоянке.

В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории охранной зоны данного памятника природы осуществляется торговая детальность, самовольно установлено 48 некапитальных торговых павильонов.

Пунктом 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ администрации города предоставлены полномочия по демонтажу самовольных некапитальных строений.

Однако, с 2016 года, на протяжении 5 лет, указанные полномочия не реализованы, стихийная торговля продолжается, угроза утраты памятника природы только возросла, действенные меры администрацией города не приняты. Территория памятника природы не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, захламлена мусором, доступ неопределенного круга лиц к памятнику, в связи с его разрушением, не ограничен, отсутствуют информационные таблички и предупреждающие знаки, не устранены надписи, а также не исполняются иные требования закона, направленные на сохранение данного природного объекта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Пунктом 19 паспорта памятника природы закреплено, что режим особой охраны памятника природы краевого значения «Кольцо гора» установлен в соответствии с решением исполкома Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 04.01.1978 № 9 «О взятии под особую охрану памятников природы», в соответствии с которым на всей территории памятника природы запрещается, в том числе, уничтожение почвозащитной растительности.

Из материалов дела следует, что по результатам прокурорской проверки в адрес администрации в связи с выявленными нарушениями, прокуратурой города были внесены представления от 15.04.2021 и 19.05.2021 об устранении выявленных нарушений.

Также в адрес администрации города-курорта Кисловодска неоднократно обращалось и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, направлялись письма о соблюдении установленного режима особой охраны памятника природы и приведении в соответствие территории памятника природы.

Письмом от 17.02.2015 № 01/3-869 в адрес администрации города-курорта Кисловодска направлено обращение о проведении проверки осуществления торговой деятельности на территории памятника природы.

Письмом от 04.06.2021 №05/04-5467 министерство вновь предложило администрации города-курорта Кисловодска проверить законность осуществления торговой деятельности на территории памятника природы, принять меры к устранению существующих нарушений и осуществить снос некапитальных торговых точек.

В адрес администрации города-курорта Кисловодска направлено повторное обращение от 01.09.2021 № 05/04-8704 о необходимости осуществления мер направленных на улучшение состояния памятника природы и устранение нарушений его режима.

ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий» также направлено обращение в администрацию Кисловодска о принятии мер по ликвидации либо переносе торговых точек за границы памятника природы по недопущению разрушения памятника природы, потери природной эстетической ценности.

Между тем, на момент обращения в суд с настоящим административным иском меры по устранению указанных нарушений администрацией города-курорта произведены не были.

В судебное заседание 20.12.2021 административным ответчиком администрацией города-курорта Кисловодска представлен муниципальный контракт № 123 от 25.11.2021 на выполнение работ по сносу самовольных строений в городе курорте- Кисловодске в 2021 году, а также акт от 10.12.2021 о приемке выполненных работ, согласно которому в районе памятника природы «Кольцо-гора» произведена разборка индивидуальных металлических павильонов.

Между тем, из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что обязанность по принятию мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», а именно обеспечение на постоянной основе охраны и уборки территории памятника природы, при наличии постоянных источников образования отходов, как торговля и туристическая деятельность, в том числе организованный вывоз отходов, мер по обеспечению режима особой охраны памятника природы, в том числе, путем реализации полномочий по сносу (демонтажу) стихийных незаконных торговых объектов, расположенных на территории указанного памятника природы и в границах его охранной зоны, возлагается на орган местного самоуправления не только как на орган публичной власти, но и как на собственника объекта.

Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению сохранности особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», является обязанностью администрации города-курорта Кисловодска.

Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о непринятии административным ответчикам надлежащих мер на постоянной основе, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора».

Отсутствие в бюджете финансирования не может являться основанием для признания действий администрации муниципального образования правомерными.

Под бездействием органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, которое может быть оспорено лицом, считающим свои права нарушенными, в судебном порядке, относится неисполнение указанными органами и должностными лицами обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Наличие в материалах дела сведений о проведении органом местного самоуправления мероприятий по демонтажу павильонов, в период рассмотрения административного дела после обращения прокурора города Кисловодска в защиту интересов неопределенного круга с настоящим административным иском в суд, в рассматриваемом случае не свидетельствует о наличии оснований для вывода об отсутствии бездействия администрации города-курорта Кисловодска.

Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, на дату подачи административного иска имело место длительное непринятие администрацией действенных мер по охране территории памятника природы Кольцо-гора, приведшее к его частичному разрушению.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города-курорта Кисловодска о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории –памятника природы краевого значения «Кольцо гора» незаконным, возложении обязанности по принятию мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории на постоянной основе, являются законными и обоснованными, потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города курорта- Кисловодска, выразившееся в непринятии мер, направленных на сохранение особо охраняемой природной территории – памятник природы краевого значения «Кольцо гора».

Обязать администрацию города-курорта Кисловодска незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на сохранение особо охраняемой природной территории – памятника природы краевого значения «Кольцо гора», а именно: на постоянной основе обеспечить охрану и уборку территории памятника природы, при наличии постоянных источников образования отходов (торговля, туристическая деятельность), в том числе организованный вывоз отходов, меры по обеспечению режима особой охраны памятника природы, в том числе путем реализации полномочий по сносу (демонтажу) стихийных незаконных торговых объектов, расположенных на территории указанного памятника природы и в границах его охранной зоны.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кисловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 27.12.2021.

Председательствующий судья Т.С. Ивашина