ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2886/2021 от 22.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

КОПИЯ

УИД: 59RS0-72

Дело а-2886/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 г. г. Пер мь

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Манько А.В.,

при секретаре Елоховой А.С.,

с участием прокурора прокуратуры г. Перми Ивановой А.А.,

административного истца Федоровой Ю.А.,

представителя Федоровой Ю.А. – Фадеева В.Ю., действующего на основании ходатайства,

представителя администрации г. Перми Левиной С.А, действующей на основании доверенностей,

представителя администрации г. Перми, Департамента образования администрации г. Перми Орловой К.А., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федоровой ФИО13, действующей в интересах несовершеннолетней Федоровой ФИО14, к администрации г. Перми о признании с момента принятия недействующим в части Административного регламента предоставления образовательными учреждениями, расположенными на территории муниципального образования г. Пермь, подведомственными департаменту образования администрации г. Перми, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного постановлением администрации г. Перми от 30 августа 2019 г. № 515,

у с т а н о в и л:

Федорова Ю.А., действующая в интересах несовершеннолетней Федоровой А.С., обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Перми о признании с момента принятия недействующим в части Административного регламента предоставления образовательными учреждениями, расположенными на территории муниципального образования г.Пермь, подведомственными департаменту образования администрации г.Перми, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного постановлением администрации г. Перми от 30 августа 2019 г. №

В обоснование заявленных требований Федорова Ю.А. указывает о том, что она является матерью Федоровой ФИО15, которая является ученицей 11 класса МАОУ «» г. Перми, а также Федоровой А.С. 2014 года рождения. Их семья проживает и зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: г. <Адрес>

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ отказано в приеме в первый класс учебного заведения МАОУ «СОШ » <Адрес> по причине отсутствия преимущественного права, поскольку п. 1 приложения к административному регламенту предоставления образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования <Адрес>, подведомственными департаменту образования администрации <Адрес>, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее Административный регламент), регламентировано, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, обучающимися в 11-м классе образовательной организации, не обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации.

Пункт 1 приложения к Административному регламенту в оспариваемой редакции опубликован в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования <Адрес>» ДД.ММ.ГГГГ

Данный пункт к приложению является незаконным.

Федеральным законом № 411-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в ст. 54 Семейного кодекса РФ и ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнена ч. 3.1, согласно которой проживающие в одной семье и имеющие общее местожительство дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

Одной из целей внесения изменений в Закон № 273-ФЗ является обеспечение трудовых прав родителей детей путем сокращения времени нахождения в пути до места работы, а также обеспечение безопасного пути следования первоклассника до школы.

С 2018 года она трудоустроена в поликлинике ГБУЗ ПК «ГКП », расположенной по адресу: <Адрес>, с целью сопровождения ребенка до учебного заведения с незначительными временными затратами на дорогу до ее рабочего места, а также обеспечения безопасного пути следования ребенка до школы. В случае отказа в приеме ФИО1 2014 года рождения в МАОУ «СОШ » <Адрес> ей будет затруднительно сопровождать ее до МАОУ «СОШ », а также забирать из учебного заведения, так как время начала учебных занятий первоклассников и ее рабочее время, а также супруга не совпадают, то есть них отсутствует возможность приводить и забирать ребенка из школы.

В части 3.1 ст. 67 Закона № 273-ФЗ отсутствуют какие-либо ограничения распространения права преимущественного приема в образовательную организацию детей, чьи братья и сестры, проживающие с ними по одному месту жительства, обучаются в данной школе. В том числе отсутствуют ограничения по классам, в которых обучаются старшие братья и сестры, уровню образования, которое они получают. В федеральном законодательстве отсутствует правовая норма, которая запрещает применять льготу преимущественного приема в первый класс к детям, чьи братья и сестры учатся в 11 классе.

Кроме того, п. 1 к приложению к Административному регламенту содержит ограничения по льготе только для детей, чьи братья и сестры являются одинадцатиклассниками, однако не учитывает такие случаи, когда дети завершают обучение в школе после окончания иных уровней образования, например, после получения основного общего образования (окончание 9-ти классов), что дает преимущества в реализации права на образование иным категориям детей при сложившихся одинаковых условиях.

Органы местного самоуправления не вправе ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными ст. 4 Закона № 273-ФЗ.

Самостоятельное установление администрацией <Адрес> ограничений при предоставлении льготы на прием в школу является превышением полномочий администрации <Адрес> в сфере образования.

Пункт 1 приложения к Административному регламенту нарушает права ее ребенка на прием в МАОУ «СОШ » <Адрес>, то есть на доступное общее образование, гарантированное ч. 3 ст. 5 Закона № 273-ФЗ.

С учетом уточенных требований от 8 июля 2021 г. (л.д. 103-104), Федорова Ю.А. просит признать недействующим с момента принятия Административный регламент предоставления образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования г. Пермь, подведомственными департаменту образования администрации г. Перми, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного постановлением администрации г. Перми от 30 августа 2019 г. , в части положений п. 1 приложения к Административному регламенту, утверждённому постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: «дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, обучающимися в 11 классе образовательной организации, не обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации».

Определением судьи от 29 июня 2021 г. в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент образования администрации г. Перми.

Административный истец и представитель административного истца в судебном заседании требования поддерживают.

Представители администрации г. Перми и Департамента образования администрации <Адрес> возражают против заявленных требований, указывая в судебном заседании и в возражениях на заявленные требования о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах полномочий, отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления, с соблюдением установленной законом процедуры. Пункт 1 приложения Административного регламента в оспариваемой административным истцом части соответствует ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказу Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее-Порядок приема). Исходя из буквального содержания ч.3.1 ст. 67 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, п. 12 Порядка приема, а также содержания пояснительной записки к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 411-ФЗ «О внесении изменений в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что преимущественное право приема братьев и сестер детей, уже обучающихся в соответствующей образовательной организации, предусмотрено для детей, одновременно обучающихся на территории одной образовательной организации. В данном случае, принцип одновременного обучения в одной школе, не соблюдается, поскольку ученики 11 класса завершают обучение после сдачи государственного выпускного экзамена и единого государственного экзамена, после чего издается распорядительный акт об исключении из учебного заведения и выдается аттестат о получении полного общего образования. Официальными днями объявления результатов ГВЭ в соответствии с приказом Министерства образования и науки <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являются 11 июня 2021 г. (русский язык), 15 июня 2021 г. (математика), результатов ЕГЭ по русскому языку в соответствии с приказом Министерства образования и науки <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является 22, ДД.ММ.ГГГГ Распорядительный акт о принятии детей в первый класс издается образовательным учреждением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, распорядительный акт образовательного учреждения о прекращении образовательных отношений в связи с получением образования (завершения обучения) издается раньше, чем распорядительный акт руководителя образовательного учреждения о приеме на обучение в 1 класс, следовательно выпускники 11 класса и будущие первоклассники не будут одновременно числиться в контингенте одного образовательного учреждения и одновременно посещать одно образовательное учреждение. Старшая дочь административного истца ДД.ММ.ГГГГ отчислена из МАОУ «СОШ » <Адрес> в связи с успешной сдачей экзаменов и окончания обучения, распорядительный акт о приеме детей в 1 класс МАОУ «СОШ » <Адрес> издается позже, в связи с чем в данном случае преимущественное право, предусмотренное ч.3.1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», отсутствует. Ученики 9 классов не попадают под исключение из правил ч.3.1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и не включены в оспариваемый перечень только по той причине, что у них есть право продолжить обучение в образовательном учреждении в 10 классе. У учеников 11 классов такое право отсутствует, даже если ученик не сдаст экзамены, он все равно будет отчислен из образовательного учреждения.

Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагающего необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Согласно ст. 57 Устава г. Перми Глава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, Глава г. Перми в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законодательством Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления администрации города Перми по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законодательством Пермского края, а также распоряжения администрации города Перми по вопросам организации работы администрации города.

Порядок издания правовых актов, указанных в настоящей статье, определяется администрацией города.

Постановлением администрации г. Перми от 30 августа 2019 г. № 515 утвержден Административный регламент предоставления образовательными учреждениями, расположенными на территории муниципального образования г. Пермь, подведомственными департаменту образования администрации г. Перми, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (л.д. 8-42).

Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Административный регламент предоставления образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования <Адрес>, подведомственными департаменту образования администрации <Адрес>, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ», в приложение внесены изменения, а именно п.1 изложен в следующей редакции: «братья и сестры детей, обучающихся в данной образовательной организации, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства; дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, посещающими структурные подразделения образовательных организаций, реализующих дошкольные образовательные программы, обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации; дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, обучающимися в 11 классе образовательной организации, не обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации».

Процедура разработки и согласования указанного нормативного правового акта установлена постановлениями администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке подготовки правовых актов в администрации <Адрес>» и постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг и порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг».

Во исполнение п. 5.2 Порядка подготовки правовых актов в целях проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с п. 4.2 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов в администрации <Адрес>, утверждённого постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также в целях проведения независимой экспертизы Административного регламента в соответствии с абз.2 п. 5.1 Порядка разработки и утверждения административных регламентов ДД.ММ.ГГГГ проект Административного регламента размещен на официальном сайте муниципального образования <Адрес> в сети Интернет (л.д. 79).

В соответствии с п. 9.2.1 Порядка подготовки правовых актов для предварительного рассмотрения для предварительного рассмотрения проект Административного регламента направлен в прокуратуру <Адрес> по электронной почте (л.д. 86). Замечаний и предложений к указанному проекту правового акта не поступило.

ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановлений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень местного самоуправления муниципального образования <Адрес>».

Таким образом, Административный регламент утверждён уполномоченным органом. Порядок принятия нормативного правового акта, а также требования к его опубликованию соблюдены и не оспариваются административным истцом.

Как следует из материалов дела, Федорова Ю.А. является матерью несовершеннолетней ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения (18 лет).

Федорова Ю.А., Федорова А.С. и Федорова В.С. зарегистрированы и проживают по адресу: <Адрес>, бульвар Гагарина, <Адрес> В, <Адрес>(л.д. 45-51)

Согласно справкам МАОУ «СОШ с углубленным изучением английского языка» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является ученицей 11 «Б» класса МАОУ «СОШ » <Адрес>, расположенной по адресу: <Адрес>), в июне 2021 г. после успешной сдачи единого государственного экзамена Федоровой В.С. будет выдан аттестат о среднем общем образовании с отчислением из числа контингента обучающихся школы (л.д. 87).

Федорова Ю.А. обратилась в МАОУ «СОШ » с заявлением о приеме документов для зачисления в первый класс ФИО1 2014 года рождения.

Уведомлением МАОУ «СОШ » <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Федоровой Ю.А. отказано в приеме документов для зачисления в 1 класс МАОУ «СОШ » <Адрес>ФИО1 в связи с обращением заявителя в сроки, отличные от сроков приема заявлений, указанных в п. 2.7 Административного регламента (л.д. 53).

Федоровой Ю.А., Федоровым С.Н. в Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения РФ подано 20 апреля 2021 г. обращение № ПГ-МП-12403, в ответ на которое им сообщено о том, что в соответствии с п. 3.1 ст. 67 Закона об образовании и п. 12 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Порядок), проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры. Прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в п. 12 Порядка начинается 1 апреля текущего года и завешается 30 июня текущего года. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, при этом органы управления в сфере образования соответствующего уровня обязаны оказать содействие в устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию. Одновременно Департаментом сообщено о том, что основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющий образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию. В случае, если распорядительный акт о прекращении образовательных отношений в связи с получением образования (завершения образования) между обучающимся и организацией, обучающимся издан ранее распорядительного акта о возникновении образовательных отношений между обучающимися, имеющим право преимущественного приема, и этой организацией, льгота на зачисление не действует (л.д. 43-44).

На основании приказа директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» <Адрес>ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГФИО2 отчислена из МАОУ «СОШ » в связи с получением среднего общего образования обучающихся одиннадцатых классов (л.д. 82-85).

Как следует из заявленных требований и содержания Административного регламента административным истцом оспаривается п.1 приложения таблицы «Перечень категорий граждан, имеющих преимущественное, внеочередное и первоочередное право на прием в образовательные организации» к Административному регламенту предоставления образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования <Адрес>, подведомственными департаменту образования администрации <Адрес>, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденному постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), в части слов «дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, обучающимися в 11 классе образовательной организации, не обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно п.1 Таблицы «Перечень категорий граждан, имеющих преимущественное, внеочередное и первоочередное право на прием в образовательные организации» Приложения к Административному регламенту предоставления образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования <Адрес>, подведомственными департаменту образования администрации <Адрес>, муниципальной услуги «Прием и обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденному постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, действующего в редакции постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ:

- братья и сестры детей, обучающихся в данной образовательной организации, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства; дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, посещающими структурные подразделения образовательных организаций, реализующих дошкольные образовательные программы, обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации;

- дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, обучающимися в 11 классе образовательной организации, не обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации (л.д.33).

Разрешая заявленные требования на предмет соответствия оспариваемого положения правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра.

Согласно ч.ч.1-4 ст 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.2)

Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3)

Ребенок имеет право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственную или муниципальную образовательную организацию, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра (ч.3.1)

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч.4).

ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 411-ФЗ, согласно которому пункт 2 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации дополнен новым абзацем вторым, а статья 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнена частью 3.1 следующего содержания: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры».

В пояснительной записке к вышеуказанному федеральному закону указано на то, что прием в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам осуществляется с учетом проживания на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В то же время семьи, имеющие двух и более детей школьного возраста, нередко сталкиваются с проблемами устройства на обучение детей в одну школу, в том числе в случае изменения места жительства семьи при приеме младших детей на обучение, что создает очевидные неудобства, как для детей, так и их родителей, и соответственно не способствует укреплению семьи, созданию благоприятных условий решения демографической проблемы в стране. В том случае, если в семье даже два ребенка учатся в разных школах, доставить их к началу занятий в разные учебные учреждения, зачастую отдаленные по территориальному признаку, представляется довольно затруднительным, а иногда и вовсе невозможным, в том числе с учетом начала рабочего времени родителей. Право ребенка на обучение в образовательной организации вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, настоящим законопроектом предлагается закрепить право преимущественного приема при прочих равных условиях на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, где уже обучаются братья, сестры ребенка. Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье. Преимущественное право приема братьев и сестер детей, уже обучающихся в соответствующей образовательной организации, предусмотрено нормативными правовыми актами отдельных субъектов Российской Федерации (<Адрес>, Санкт-Петербург) и муниципальных образований. Названные меры направлены на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, будут способствовать укреплению семьи, развитию института многодетности и обеспечивать реализацию прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.

Таким образом, анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что преимущественное право на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в одном образовательном учреждении предусмотрена для братьев и (или) сестер, проживающих в одной семье и имеющих общее жительство, для одновременного прохождения обучения в данном образовательном учреждении.

Исключение данного преимущественного права у детей, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства с детьми, обучающимися в 11 классе образовательной организации, предусмотренное оспариваемым пунктом Приложения Административного регламента, не противоречит вышеуказанным правовым нормам.

Согласно п.1 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1) в связи с получением образования (завершением обучения); 2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.2 приказа Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году» в 2021 году аттестат и приложение к нему выдаются:

-лицам, не планирующим в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - образовательные организации высшего образования), за исключением лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также лиц, являющихся детьми-инвалидами, инвалидами, при условии завершения обучения по основным образовательным программам среднего общего образования и получения при прохождении ГИА в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» отметки не ниже удовлетворительной (3 балла);

-лицам, планирующим в 2021 году поступление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования, при условии завершения обучения по основным образовательным программам среднего общего образования и получения при сдаче единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по учебному предмету «Русский язык» количества баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором.

Согласно графику информирования участников о результатах единого государственного экзамена и подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами в основной период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории <Адрес> в 2021 году, утверждённым приказом Министерства образования и науки <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, результаты ЕГЭ по русскому языку и математике объявляются 22, ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с подпунктом 2.7.1 п. 2.7 Административного регламента прием заявлений о приеме на обучение в 1 класс образовательной организации для детей, имеющих преимущественное право, право на внеочередной, первоочередной прием в образовательную организацию, а также проживающих на закрепленной территории, начинается с 1 апреля и завершается 30 июня текущего года.

Согласно подпункту 3.7.5 п.3.7 Административного регламента прием ребенка в образовательную организацию оформляется приказом директора образовательной организации, который издается в течение 5 рабочих дней с даты регистрации заявления и размещается в день издания на информационном стенде образовательной организации, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта.

Прием детей, имеющих преимущественное право, право на внеочередной, первоочередной прием в образовательную организацию, а также проживающих на закрепленной территории, в образовательную организацию в период с 1 апреля текущего года до 30 июня текущего года оформляется приказом директора образовательной организации, который издается в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс (приема заявлений, количество которых соответствует муниципальному заданию образовательной организации) и размещается в день издания на информационном стенде образовательной организации.

Таким образом, на момент зачисления детей в 1 класс, ученики 11 класса завершают свое обучение в образовательной учреждении, в связи с чем совместное их обучение в следующем учебном году (в данном случае с ДД.ММ.ГГГГ) является невозможным.

Судом установлено, что приказ о зачислении детей, имеющих преимущественное право на внеочередной, первоочередной прием в образовательную организацию, а также проживающих на закрепленной территории, в 1 класс МАОУ «СОШ » <Адрес> должен быть издан с 1 по ДД.ММ.ГГГГ

В то время как приказом директора МАОУ «СОШ с углублённым изучением английского языка» <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ отчислена из МАОУ «СОШ » в связи с получением среднего общего образования обучающихся одиннадцатых классов.

Следовательно, на момент зачисления несовершеннолетней ФИО1 2014 года рождения в МАОУ «СОШ » у нее отсутствует право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в данное учебное заведение, поскольку ее полнородная сестра завершила обучение и отчислена со школы в связи с получением среднего общего образования обучающихся одиннадцатых классов, совместное обучение в учебном году ФИО1 и ФИО2 невозможно.

При изложенных обстоятельствах пункт 1 приложения Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца в указанных им аспектах.

Доводы административного истца и его представителя о том, что оспариваемая норма ставит в неравное положение детей, поступающих в 1 класс образовательного учреждения, чьи братья и сестры, проходят обучение и заканчивают его в образовательной организации в 9 классе, по сравнению с детьми, чьи братья и сестры, которые заканчивают 11 класс, суд не может принять во внимание.

Из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации№ в связи с жалобой гражданина ФИО12», следует, что прекращение образовательных отношений данный Федеральный закон связывает с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в частности по основанию получения им образования (завершения обучения) (часть 1 статьи 61). В свою очередь завершение обучения предполагает освоение обучающимися образовательной программы, степень и уровень которого определяется проведением государственной итоговой аттестации, являющейся для образовательных программ основного общего и среднего общего образования обязательной (части 1 - 4 статьи 59 этого же Федерального закона). В силу части 6 статьи 60 названного Федерального закона по результатам прохождения соответствующей итоговой государственной аттестации получение общего образования по уровню основного общего образования подтверждается аттестатом об основном общем образовании, а получение общего образования по уровню среднего общего образования - аттестатом о среднем общем образовании. Соответственно, данными документами об образовании подтверждается завершение обучения по образовательным программам основного общего образования или среднего общего образования. Однако по смыслу приведенного регулирования получение образования по образовательной программе основного общего образования не свидетельствует о завершении получения образования данного вида и в силу вытекающего из действующей системы федерального правового регулирования стандарта обязательности среднего общего образования (в том числе в силу части 2 статьи 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - для последующего допуска к освоению программ бакалавриата или программ специалитета) предполагает необходимость, по общему правилу, для лица, не достигшего совершеннолетия, продолжения получения общего образования по уровню среднего общего образования, имея при этом не ограниченный в действующем правовом регулировании какими-либо условиями выбор - продолжать получать его в рамках образовательных программ среднего общего образования или среднего профессионального образования на базе основного общего образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В этом плане сама по себе итоговая аттестация, завершающая освоение основной образовательной программы основного общего образования, являясь подтверждением пройденного этапа получения гражданами Российской Федерации общего образования и формой оценки степени и уровня освоения обучающимися соответствующей образовательной программы (часть 1 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), никак не влияет на наличие права и обязанности получения среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего общего образования, за тем лишь исключением, что обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования (часть 5 статьи 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Это, однако, не исключает оформления продолжения получения общего образования после завершения основного общего образования в качестве приема в соответствующую образовательную организацию. В этом случае предусмотренные статьей 67 названного Федерального закона гарантии приема на обучение по общеобразовательным программам в равной мере распространяются и на лиц, завершивших обучение по образовательным программам основного общего образования и выразивших намерение продолжить обучение по образовательным программам среднего общего образования, независимо от того, в какой образовательной организации - в той же или иной территориально доступной общеобразовательной организации им будет предоставлена такая возможность.

Таким образом, ученики 9 класса после получения основного общего образования имеют безусловное право на продолжение обучения по образовательным программам среднего общего образования в той же или иной территориально доступной общеобразовательной организации, в которой им будет предоставлена такая возможность, в то время как ученики 11 класса права на дальнейшее обучение в образовательной организации вне зависимости от результатов сданных экзаменов, не имеют.

Вопреки позиции административного истца оспариваемой нормой Административного регламента право ее несовершеннолетней дочери на получение доступного образования, предусмотренное ФЗ «Об образовании РФ», не нарушено. Несовершеннолетняя Федорова А.С. имеет право на зачисление как в образовательную организацию, закрепленную по месту ее жительства - МАОУ «СОШ » <Адрес>, так и в МАОУ «СОШ » <Адрес> в случае наличия в данной школе свободных мест.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Федоровой ФИО16, действующей в интересах несовершеннолетней Федоровой ФИО17, к администрации <Адрес> о признании недействующим с момента принятия п.1 приложения таблицы «Перечень категорий граждан, имеющих преимущественное, внеочередное и первоочередное право на прием в образовательные организации» к Административному регламенту предоставления образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования <Адрес>, подведомственными департаменту образования администрации <Адрес>, муниципальной услуги «Прием на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), в части слов «дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства с детьми, обучающимися в 11 классе образовательной организации, не обладают преимущественным правом на предоставление места в этой образовательной организации» отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 августа 2021 г.

Судья: Манько А.В.