ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2896/20 от 21.07.2020 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело а-2896/2020 г.

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дошина П.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя Администрации г\о Балашиха ФИО4.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа Балашиха, Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха, Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>, о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №Р33120294 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведе6ния торгов, в собственность без проведения торгов», обязании Администрации г.о. Балашиха расторгнуть договор аренды -С ОТ ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, обязании заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка,

установил:

ФИО1 предъявила к Администрации городского округа Балашиха, Комитету по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха административный иск, уточнив и дополнив который, в порядке ст.46 КАС РФ, окончательно просила суд: признавать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ №Р33120294 об отказе в предоставлении государственной услуги « Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведе6ния торгов, в собственность без проведения торгов»; обязать Администрацию г.о. Балашиха расторгнуть договор аренды земельного участка -С от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 площадью 376 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, с КН: 50:15:0030124:9, обязать заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка за плату по цене равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка, площадью 376 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, с КН: 50:15:0030124:9, с последующей его регистрацией в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии. В обоснование административного иска указано о том, что Администрация городского округа Балашиха ДД.ММ.ГГГГ года предоставила ей в аренду для ведения подсобного хозяйства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, площадью 376 кв.м. с кадастровым номером 50:15:0030124:9. На земельном участке расположена одноэтажная нежилая хозяйственная постройка (сарай), на которую зарегистрировано право собственности. Постановлением Администрации городского округа Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ-ПА договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-С расторгнут, земельный участок предоставлен ей в собственность. Однако, указанное постановление не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г.о. Балашиха с заявлением о предоставлении в ее собственность указанного земельного участка за плату, но оспариваемым ответом ей было отказано, поскольку сарай является вспомогательным строением, объектом, сопутствующим основному объекту, и цель предоставления земельного участка арендатором не достигнута.

В судебном заседании административный истец ФИО1
и ее представитель по доверенности – ФИО3 поддержали уточненный административный иск, который просили удовлетворить в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.

Представитель административного ответчика – Администрации городского округа Балашиха по доверенности – ФИО4 административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска в соответствии с доводами представленных в дело письменных возражений.

Административный ответчик – Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте извещены надлежащим образом, о причинах неявки представителей суду не сообщили.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав мнение явившихся в судебное заседание административного истца, представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) следует, что гражданские права и обязанности возникают,
в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права,
и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено
ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа
или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Статьей 264 ГУ РФ установлено, что лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Как следует из положений ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из положений ст. 39.1 ЗК РФ усматривается, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти
или органом местного самоуправления в пределах их компетенции
в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа, в числе иных, земельных участков,
на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей
39.20 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ, в соответствии с которой заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются
или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок
и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель. Из положений ст. 39.20 ЗК РФ следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального
или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

Из материалов административного дела следует что ДД.ММ.ГГГГФИО1 (арендатор) и <адрес> (арендодатель) заключили договор -С аренды земельного участка,
в соответствии с которым арендатору передан в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>,
<адрес>, общей площадью 0,0376 га (приусадебные земли) из земель поселений с кадастровым номером 50:15:030124:0009. Срок аренды
по данному договору продлевался в установленном законом порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением строительного комплекса Администрации городского округа Балашиха дано заключение
о возможности предоставления ФИО1 в собственность участка площадью 0,0376 га (кадастровый ).

Постановлением Администрации городского округа Балашиха
от ДД.ММ.ГГГГ-ПА постановлено расторгнуть с ФИО1 договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-С, предоставить ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок с кадастровым номером 50:15:0030124:9, площадью 0,0376 га, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, входящий в состав земель населенных пунктов, в собственность за плату по цене, равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка. Также ФИО1 постановлено оформить в Управлении имущественных отношений администрации городского округа Балашиха соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, договор купли – продажи земельного участка, зарегистрировать в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, переход права собственности на земельный участок по договору купли-продажи земельного участка.

На испрашиваемом ЗУ расположен объект недвижимости. Согласно выписки из ЕГРН этот объект представляет собой вспомогательное строение (сарай, назначение – нежилое, количеством этаже -1, площадь 22 кв.м., КН 50:15:0030124:65.

Земельный участок с кадастровым номером 50:15:0030124:9, площадью 376 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В графе правообладатель указано – государственная собственность, подлежащая разграничению. Значится зарегистрированным ограничение прав и обременение объекта недвижимости – аренда в пользу ФИО1, основанием указан договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ-С.

Как следует из письменного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ года
№ № Р33120294 на имя ФИО1, рассмотрено ее обращение о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов арендуемого земельного участка.

Согласно имеющимся документам на земельном участке расположено вспомогательное строение (сарай). Объекты капитального строительства, соответствующие виду разрешенного использования земельного участка, отсутствуют. Цель предоставления земельного участка арендатором не достигнута. В связи с изложенным, учитывая решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от 20.02.2020г., отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Выписка из протокола от 20.20.2020г. Межведомственной комиссии
по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес>
представлена в материалы дела.

Иные представленные сторонами письменные документы не имеют значения для рассмотрения и разрешения данного административного дела.

Иных доказательств не представлено. Ходатайства лиц, участвующих
в деле, судом разрешены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности
и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что иск не подледжит удовлетворению.

По данному административному делу установлено, что постановлением Администрации городского округа Балашиха -ПА от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 50:15:0030124:9, площадью 0,0376 га, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, был предоставлен ФИО1 в собственность за плату по цене, равной трем процентам кадастровой стоимости земельного участка.

Вместе с тем, указанное Постановление в разумные сроки административным истцом реализовано не было.

Истицей признано, что после вынесения данного постановления, она потеряла интерес к его реализации и не выкупила земельный участок, добровольно отказавшись от совершения сделки.

Земельным Кодексом Российской Федерации (ст.39.1, 39.20) предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, в том числе предоставленных на основании договора аренды, в случае предоставления земельного участка в аренду.

Соглашение о расторжение договора аренды, равно как и договор купли- продажи административным истцом с Комитетом по управлению имуществом не заключены, денежные средства в размере трех процентов кадастровой стоимости земельного участка не оплачены.

Кроме того, административный истец не обратился в уполномоченный орган и за продлением договора аренды, продолжив пользоваться спорным земельным участком безвозмездно, в то время как законом предусмотрен принцип платности земли.

В связи с отсутствием продленного договора аренды у уполномоченного органа отсутствуют правовые основания для его расторжения, ровно как и заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, поскольку договор данный договор является вытекающим из договора аренды, в связи с чем суд находит не подлежащими удовлетворению требования административного истца в части расторжения договора аренды и заключения договора купли - продажи.

Также, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным решения Администрации г.о. Балашиха от ДД.ММ.ГГГГ № Р33120294 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведе6ния торгов, в собственность без проведения торгов», поскольку согласно норм действующего законодательства п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, не всякое возведенное строение предусматривает возможность получения ЗУ в собственность без проведения торгов, а только, которое является капитальным. Между тем истцом на спорном ЗУ возведена хозяйственная постройка, т.е. вспомогательное нежилое строение, а не капитальный объект, что свидетельствуют о недостежении цели договора аренды, а также злоупотреблением права со стороны ФИО1

Таким образом, Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха, в пределах своих полномочий и компетенции, дал законный и обоснованный отказ в предоставлении истице спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Иных требований по данному административному делу не заявлено.

Правовая позиция истца основана на неверной интерпретации положений действующего законодательства которая не может быть положена судом в обоснование удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В административном исковом заявлении ФИО1
к Администрации городского округа Балашиха, Комитету по управлению имуществом, Межведомственная комиссия по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №Р33120294 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведе6ния торгов, в собственность без проведения торгов», обязании Администрации г.о. Балашиха расторгнуть договор аренды -С ОТ ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, обязании заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда
в окончательной форме.

Федеральный судья Дошин П.А.

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Федеральный судья Дошин П.А.