ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-28/19 от 18.03.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело а-28/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Солдатенковой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Автомобилист» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Автомобилист» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы следующим. В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности Ивановской областной общественной организации «Автомобилист» (далее – Организация) Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Организации. Так, в наименовании организации отсутствует указание на характер деятельности; Организация не осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей; не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание; не переизбиралось Президиум, Председатель, Ревизионная комиссия; не проводились заседания постоянно действующего руководящего органа Организации - Президиума; Ревизионной комиссией не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации; членами Организации не уплачивались членские взносы; не публиковался отчет об использовании имущества; не составлялись сметы доходов и расходов. Кроме того, некоторые положения Устава не соответствуют действующему законодательству. 30 ноября 2018 года Управлением в адрес Организации направлено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки. В срок, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Из письма, представленного учредителями Организации Виноградовой С.В., Юмшановой А.В. следует, что Организация не предполагает осуществлять свою деятельность, в связи с чем устранение выявленных в ходе проверки нарушений невозможно.

В судебное заседание административный истец Управление Минюста РФ по Ивановской области, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела представителя не направил, в заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика Организации в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Управлением Минюста РФ по Ивановской области зарегистрирована некоммерческая организация – Ивановская областная общественная организация «Автомобилист», что подтверждается свидетельством о регистрации некоммерческой организации; 04 февраля 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об Ивановской областной общественной организации «Автомобилист» как о юридическом лице за основным государственным регистрационным номером

На основании распоряжения № 333-р от 05 октября 2018 года, в период со 02 ноября 2018 года по 30 ноября 2018 года Управлением Минюста РФ по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава Организации, отраженные в акте проверки № 44 от 30 ноября 2018 года.

По итогам проверки в адрес Организации административным истцом 30 ноября 2018 года направлено предупреждение с требование устранить нарушения требований действующего законодательства и учредительных документов.

Выявленные истцом нарушения представителями Организации не оспаривались. В ответе на предупреждение от 18 января 2019 года Учредители Организации проинформировал Управление Минюста РФ по Ивановской области о прекращении деятельности Организации, об отсутствии намерения осуществлять деятельность в будущем.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона «Онекоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Судом установлено, что Устав Организации к высшему руководящему органу Организации относит Общее собрание, которое созывается не реже одного раза в год.

Проверкой выявлено, что в нарушении данных положений Устава высший руководящий орган организации не созывался.

В соответствии с пунктом 4.6 Устава в период между Общими собраниями постоянно действующим руководящим органом организации является Президиум.

В нарушение пунктов 4.2, 4.6 Устава высшим руководящим органом Организации – Общим собранием переизбрание Президиума и Ревизионной комиссии Организации в сроки, определенные Уставом (каждые четыре года), не производилось.

В нарушение пункта 4.6 Устава заседание Президиума не проводилось с 02 октября 2016 года.

В соответствии с пунктом 4.12 Устава Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности исполнительного аппарата Организации не реже одного раза в год.

Однако в ходе проведения проверки установлено, что проверка финансово-хозяйственной деятельности Организации членами Ревизионной комиссии не производилась.

В нарушение пункта 5.3 Устава членами Организации не исполнялась обязанность по своевременной уплате членских взносов.

В нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 123.18 ГК РФ, абзаца 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также п. 4.2 Организацией не осуществлялась публикация отчетов, содержащих сведения об имуществе Организации.

В нарушение пункта 1 статьи 3, пункта 3 статьи 14 Федерального закона «Онекоммерческих организациях» Организацией не составлялись и не утверждались сметы доходов и расходов, а Устав Организации не содержит указания на предмет деятельности Организации.

Кроме того, проверкой установлено, что отдельные положения Устава Организации противоречат требованиям закона.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено создание некоммерческих организаций в организационно-правовых формах, определенных главой 4 Кодекса.

В силу статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

На основании п. 2 ч. 3 указанной статьи, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в организационно-правовой форме общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса РФ).

Права и обязанности участников корпорации (общественного объединения), к которым в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса РФ, относятся в том числе участники Организации, предусмотрены статьями 65.2, 123.6 Гражданского кодекса РФ.

В нарушение указанных положений закона, в пунктах 5.2, 5.3 Устава Организации, которыми установлены права и обязанности членов Организации, не отражены такие права членов Организации как:

- участвовать в управлении делами Организации;

- получать информацию о деятельности Организации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

- безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами;

- обжаловать решения органов Организации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и порядке, предусмотренных законом;

- требовать, действуя от имени Организации, возмещения причиненных корпорации убытков;

- оспаривать, действуя от имени Организации, совершенные ею сделки и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок Организации;

- по своему усмотрению в любое время выйти из организации,

а также обязанности членов Организации:

- участвовать в образовании имущества Организации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, предусмотренные Уставом Организации;

- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Организации;

- участвовать в принятии корпоративных решений, без которых Организация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

- не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда Организации;

- не совершать действия (бездействие), которое существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Организация.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.

Вопросы исключительной компетенции высшего органа корпорации (общественного объединения) закреплены в статьях 65.3, 123.7 Гражданского кодекса.

Однако положения пунктов 4.2 и 4.7 Устава организации, которым установлена исключительная компетенция высшего органа управления Организацией – Общего собрания и постоянно действующего руководящего органа Организации – Президиума, упомянутым положениям закона не соответствуют.

Так, в Уставе организации не отражены такие вопросы исключительной компетенции Общего собрания как:

- определение порядка приема в состав членов Организации и исключения из числа ее членов;

- принятие решений о создании других юридических лиц;

- принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

- назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Отнесение в Уставе Организации к исключительной компетенции Президиума определения размера и порядка уплаты членами Организации вступительных и членских взносов, также не соответствует положениям пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих отнесение настоящего полномочия к исключительной компетенции высшего органа общественной организации.

Кроме того, в нарушение пункта 3 статьи 65.3, статьи 123.7 Гражданского кодекса РФ Уставом не предусмотрен единоличный исполнительный орган Организации.

На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении вышеуказанных нарушений ни в Управление Минюста РФ по Ивановской области, ни в суд от административного ответчика не поступило.

Учитывая, что Организация допустила нарушения Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Устава организации, которые не были устранены после вынесенных предупреждений, суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – Ивановской областной общественной организации «Автомобилист» и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Автомобилист» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Автомобилист», исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.