Дело №а - 2914/19
Поступило в суд «23» июля 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
«16 » октября 2019 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
Судьи Бычковой О.Л.
При секретаре Носачёвой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к КПК «Рассвет», Соловьеву А. Г., Аюковой Д. В., Афанасьевой С. О., Иголкину Д. В., Светличному А. Ю., Протасевич Н. А., Радионову Д. В., Голушковой Г. А., Иванову П. А., Худоногову И. А., Юльевой Е. С., Кузнецову Н. В., Сметанюк С. Н., Духовникову О. С., Корешниковой П. С. о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Рассвет»,
У С Т А Н О В И Л:
Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации обратилось в суд с административным исковым заявлением к КПК «Зенит», Соловьеву А.Г., Аюковой Д.В., Афанасьевой С.О., Иголкину Д.В., Светличному А.Ю., Протасевич Н.А., Радионову Д.В., Голушковой Г.А., Иванову П.А., Худоногову И.А., Юльевой Е.С., Кузнецову Н.В., Сметанюк С.Н., Духовникову О.С., Корешниковой П.С. о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Зенит», ссылаясь на то, что КПК «Зенит» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> и в настоящее время является действующим юридическим лицом.
В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ, подпунктом 6 пункта 3 статьи 5 Закона № 190-ФЗ в адрес кредитного потребительского кооператива «Зенит» (№) через личный кабинет участника информационного обмена направлено предписание Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № № о запрете на осуществление привлечения денежных средств членов (пайщиков), прием новых членов и выдачу займов, согласно которому Банком России введен запрет КПК на осуществление привлечения денежных средств членов (пайщиков), прием новых членов и выдачу займов, в том числе путем заключения дополнительных соглашений к ранее заключенным договорам займа, с даты получения предписания до устранения нарушений, послуживших основанием для направления предписания, а именно:
- нарушения требований подпунктов 1.4, 1.6, 1.14 пункта 1 Указания №-№ подпунктов 2, 3, 7 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, в части нарушения предельных значений финансовых нормативов №;
- нарушений подпунктов 1.1, 1.3, 1.5, 1.7, 1.13, 1.15 пункта 1 Указания №-№ в части порядка расчета КПК финансовых нормативов №;
- нарушений требований абзаца 1 пункта 1 Указания №-У, пунктов 9, 12, 13, 28 Приложения 1 к Указанию №-У в части порядка составления Отчетности № на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
КПК должен был в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения Предписания, устранить нарушения требований абзаца 1 пункта 1 Указания №-№, пунктов 9, 12, 13, 28 Приложения 1 к Указанию №-У, путем представления в Банк России Отчетности № за первый квартал ДД.ММ.ГГГГ года, соответствующей требованиям Указания №-У; ежемесячно в течение срока, указанного в п. 1 предписывающей части Предписания, в срок не позднее пятого рабочего дня каждого месяца представлять в Банк России информацию о выполнении введенного запрета на привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов по состоянию на отчетную дату с приложением документов (в формате MS Excel), актуальных на дату их представления:
- расчеты числовых значений финансовых нормативов № с отражением каждой промежуточной величины, используемой при расчете (руководствуясь требованиями по порядку расчетов финансовых нормативов Указания №-№);
- реестр членов (пайщиков), соответствующий требованиям, установленным статьей 12 Закона № 190-ФЗ;
- реестр договоров по привлеченным денежным средствам с указанием фамилии, имени, отчества вкладчика (наименования юридического лица), даты и номера договора, срока действия договора, суммы по договору;
- реестр договоров по предоставленным денежным средствам с указанием фамилии, имени, отчества заемщика (наименования юридического лица), даты и номера договора, срока действия договора, суммы по договору;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского аналитического учета (далее - ОСВ) № за каждый месяц (в помесячной разбивке и нарастающим итогом с начала календарного года);
- расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований контрагентов, суммы задолженности по каждому контрагенту, даты возникновения и даты погашения задолженности, просроченной задолженности и основания ее возникновения. Отчет об исполнении Предписания следовало направлять через личный кабинет участника информационного обмена.
Предписание направлено КПК ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет участника информационного обмена.
В соответствии с п. 4.3 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете, т.е. датой получения предписания следует считать ДД.ММ.ГГГГ. В отношении исполнения Предписания установлено:
Ответ КПК об исполнении п. 2.1 предписывающей части Предписания в установленный срок, то есть ДД.ММ.ГГГГ не представлен: последняя представленная в Банк России Отчетность №: за первый ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ № №, за ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ № №, за ДД.ММ.ГГГГ года от ДД.ММ.ГГГГ № №, указанная Отчетность № представлена до направления в адрес КПК Предписания - ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, КПК не представлена Отчетность № за первый квартал ДД.ММ.ГГГГ, за полугодие ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующая требованиям Указания №-У.
Согласно п. 2.2 предписывающей части Предписания КПК ежемесячно (не позднее пятого рабочего дня каждого месяца) следует представлять отчет о соблюдении Запрета. Срок представления очередной (ежемесячной) информации об исполнении Предписания (ДД.ММ.ГГГГ) нарушен: ответ направлен через личный кабинет участника информационного обмена ДД.ММ.ГГГГ, то есть позднее указанного в Предписании срока (до ДД.ММ.ГГГГ включительно).
В представленном реестре членов (пайщиков) на ДД.ММ.ГГГГ не отражена информация о номере телефона членов кредитного кооператива (пайщиков), что является признаком нарушения требований, установленных пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона № 190-ФЗ.
В реестре договоров по привлеченным денежным средствам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не указаны сроки действия договоров; ОСВ по счетам 55 и 59 не представлены.
Очередная (ежемесячная) информации об исполнении Предписания (за март 2019 года, до ДД.ММ.ГГГГ включительно) КПК также не представлена.
На основании изложенного, Предписание КПК не исполнено в части исполнения пунктов 2.1 и 2.2 предписывающей части предписания, что является нарушением подпункта 6 пункта 3 статьи 5 Закона № 190-ФЗ
Проверкой расчетов числовых значений финансовых нормативов на основании данных ОСВ, представленных КПК в ответ на предписание, на предмет соблюдения КПК финансовых нормативов, предусмотренных пунктом 1 Указания №-У, установлено следующее:
- КПК не соблюдается норматив ФН1 на ДД.ММ.ГГГГ (1,1% при предельно допустимом числовом значении 4%), следовательно, КПК нарушены требования подпункта 1.2 пункта 1 Указания №-№, подпункта 1 пункта 4 статьи 6 Закона № 190-ФЗ.
- КПК не соблюдается финансовый норматив ФНЗ на ДД.ММ.ГГГГ (23,7% при максимально 20%), следовательно, КПК нарушены требования подпункта 1.6 пункта 1 Указания №-№, подпункта 3 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ. - № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;
- КПК не соблюдается финансовый норматив ФН4 на ДД.ММ.ГГГГ (1,7% при минимальном 6%), следовательно, КПК нарушены требования подпункта 1.8 пункта 1 Указания №-№, подпункта 4 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ.
- КПК нарушены требования подпункта 1.16 пункта 1 Указания №, подпункта 8 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, в части несоблюдения финансового норматива № на ДД.ММ.ГГГГ (56,77% при минимальном 75%). Банком России произведен контрольный расчет финансовых нормативов КПК на ДД.ММ.ГГГГ на основании Отчетности №ДД.ММ.ГГГГ год (от ДД.ММ.ГГГГ № №).
Таким образом, по результатам проверки соблюдения финансовых нормативов, предусмотренных Указанием №-У, установлены факты неоднократного существенного нарушения финансовых нормативов, а именно: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФН8 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением подпунктов 1, 3, 4, 8 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ и подпунктов 1.2, 1.6, 1.8, 1.16 пункта 1 Указания №-№
Ввиду того, что с момента внесения в государственный реестр записи о ликвидации юридическое лицо утрачивает правоспособность, прекращают деятельность и утрачивают полномочия органы управления юридического лица, а нереализованные права требования к кооперативу, погашаются, для соблюдения прав и интересов неопределенного круга лиц, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена определенная процедура ликвидации юридического лица.
На основании изложенного административный истец просит суд ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Зенит» (№).
Обязать кредитный потребительский кооператив «Зенит» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок.
Возложить обязанность по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива «Зенит» на Соловьева А.Г., Аюкову Д.В., Афанасьеву С.О., Иголкина Д.В., Светличного А.Ю., Протасевич Н.А., Радионова Д.В., Голушкову Г.А., Иванова П.А., Худоногова И.А., Юльеву Е.С., Кузнецова Н.В., Сметанюк С.Н., Духовникова О.С., Корешникову П.С.
Обязать учредителей кредитного потребительского кооператива «Зенит» представить в суд утвержденный ликвидационный баланс и завершить ликвидацию кооператива в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации по доверенности Рахманова Ю.М. в судебном заседании исковые требования уточнила в части наименования кооператива, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ ответчик сменил наименование на КПК «Рассвет».
Представитель административного ответчика кредитного потребительского кооператива «Зенит» («Рассвет»), ответчики Соловьев А.Г., Аюкова Д.В., Афанасьева С.О., Иголкин Д.В., Светличный А.Ю., Протасевич Н.А., Радионов Д.В., Голушкова Г.А., Иванов П.А., Худоногов И.А., Юльева Е.С., Кузнецов Н.В., Сметанюк С.Н., Духовников О.С., Корешникова П.С. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе общедоступным способом посредством размещения информации о дате, месте и времени слушания дела на официальном сайте ГУ Министерства Юстиции РФ по НСО, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 12 ст. 76.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4, ст. 76.5 указанного Федерального закона Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Так, согласно п. 8 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:
1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);
3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
Согласно ч. 5 ст. 35 Закона до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
В силу ч. 1 ст. 8 ФЗ №- ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 названного Закона № 223-ФЗ Банк России вправе отозвать лицензию (разрешение) на осуществление соответствующего вида деятельности или исключить сведения о финансовой организации из реестра финансовых организаций соответствующего вида либо обратиться в суд с заявлением о ликвидации финансовой организации в случае нарушения финансовой организацией требований, установленных настоящей статьей.
Согласно подпункту «г» п. 9 ч. 3 ст. 5 Закона о кредитной кооперации Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае нарушения установленного ФЗ № 223-ФЗ требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Судом установлено, что Кредитный потребительский кооператив Зенит» (№) зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес>, что подтверждается выпиской Единого государственного реестра юридических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации через личный кабинет КПК «Зенит» направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, а именно:
- нарушения требований подпунктов 1.4, 1.6, 1.14 пункта 1 Указания №-У подпунктов 2, 3, 7 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, в части нарушения предельных значений финансовых нормативов №
№ подпунктов 1.1, 1.3, 1.5, 1.7, 1.13, 1.15 пункта 1 Указания №-У в части порядка расчета КПК финансовых нормативов №;
- нарушений требований абзаца 1 пункта 1 Указания №-У, пунктов 9, 12, 13, 28 Приложения 1 к Указанию №-У в части порядка составления Отчетности № на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Предписывает кредитному потребительскому кооперативу «Зенит»: в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания, устранить нарушения требований абзаца 1 пункта 1 Указания №-У, пунктов 9, 12, 13, 28 Приложения 1 к Указанию №-У, путем представления в Банк России Отчетности № за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, соответствующей требованиям Указания №-У; ежемесячно в течение срока, указанного в п. 1 предписывающей части Предписания, в срок не позднее пятого рабочего дня каждого месяца представлять в Банк России информацию о выполнении введенного запрета на привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов по состоянию на отчетную дату с приложением документов (в формате MS Excel), актуальных на дату их представления:
- расчеты числовых значений финансовых нормативов ФН1, ФН2, ФНЗ, ФН4, ФН5, ФН6, ФН7, ФН8 с отражением каждой промежуточной величины, используемой при расчете (руководствуясь требованиями по порядку расчетов финансовых нормативов Указания №-У);
- реестр членов (пайщиков), соответствующий требованиям, установленным статьей 12 Закона № 190-ФЗ;
- реестр договоров по привлеченным денежным средствам с указанием фамилии, имени, отчества вкладчика (наименования юридического лица), даты и номера договора, срока действия договора, суммы по договору;
- реестр договоров по предоставленным денежным средствам с указанием фамилии, имени, отчества заемщика (наименования юридического лица), даты и номера договора, срока действия договора, суммы по договору;
- оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского аналитического учета (далее - ОСВ) № за каждый месяц (в помесячной разбивке и нарастающим итогом с начала календарного года);
- расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований контрагентов, суммы задолженности по каждому контрагенту, даты возникновения и даты погашения задолженности, просроченной задолженности и основания ее возникновения. Отчет об исполнении Предписания следовало направлять через личный кабинет участника информационного обмена.
Отчет об исполнении настоящего предписания следует направить через личный кабинет участника информационного обмена. ( л.д. 43-60).
Из реестра членов (пайщиков) на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в реестре не отражена информация о номере телефона членов кредитного кооператива (пайщиков). (л.д. 76-91).
В реестре договоров по привлеченным денежным средствам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не указаны сроки действия договоров; ОСВ по счетам № не представлены. (л.д. 93-97).
Очередная (ежемесячная) информации об исполнении Предписания (за ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ включительно) КПК также не представлена.
Из акта проверки КПК «ЗЕНИТ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки, рабочей группой установлены факты неоднократного несоблюдения порядка составления Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, предусмотренного Положением 1 Указанного Банка России №-У:
- в строках 12, 12.1, 13 и 13.1 Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отражены сведения, не соответствующих данным реестра членов (пайщиков);
- в строках 3.1, 3.1.1 и 3.2, 3.2.1 Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отражены сведения не соответствующих данным по сумме привлеченных средств от физических лиц – членов КПК, срок погашения по которым наступает в <данные изъяты> месяцев от отчетной даты соответственно на конец отчетного периода;
- в строках 1.1, 1.1.1, 1.2 и 1.2.1 Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражены сведения не соответствующих данным по сумме предоставленных займов членам КПК – физическим лицам, срок погашения по которым наступает в <данные изъяты> месяцев от отчетной даты соответственно на конец отчетного периода;
- в строках 38 и 39 Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отражены сведения, не соответствующих данным по суммам долгосрочных и краткосрочных обязательств КПК соответственно на конец отчетного периода.
Указанные факты, по оценке рабочей группы, свидетельствуют о нарушении Кооперативом:
- части 3 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ,
- абзаца 1 пункта 1 Указания Банка России №-У.
- пункта 9 порядка составления Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, предусмотренного Приложением 1, в части:
- формирования показателей Раздела II Отчета о деятельности Кооператива по состоянию на 2 даты не на основании данных бухгалтерского учета;
- формирования показателей Раздела VI Отчетов о деятельности Коопертива по состоянию на 1 дату не на основании данных внутреннего учета, по состоянию на 2 даты не на основании данных внутреннего и бухгалтерского учета.
- пунктов 12 и 13 порядка составления Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, предусмотренного Приложением №, в части указания в Отчетах о деятельности Коопертива недостоверных сведений на последний календарный день отчетного периода. Факты предоставления в СРО недостоверной отчетности указывают на наличие риска исключения Кооператива из членов СРО за несоблюдение внутренних стандартов и иных внутренних документом СРО, в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 223-ФЗ.
В ходе проверки, рабочей группой установлены факты неоднократного и существенного нарушения максимально / минимально допустимых значений финансовых нормативов, что указывает на нарушение части 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ и пункта 1 Указания Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У:
ФН2 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: Значение финансового норматива - №
- по данным Отчета о деятельности – 0; - по расчету рабочей группы №; Максимальное допустимое числовое значение финансового норматива №;
ФНЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- Значение финансового норматива - ФНЗ, %;
- по данным Отчета о деятельности - №
- по расчету рабочей группы- №
Максимальное допустимое числовое значение финансового норматива – №
ФН7 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
Значение финансового норматива - №
- по данным Отчета о деятельности – №
- по расчету рабочей группы - №
Минимальное допустимое числовое значение финансового норматива – №
По результатам анализа представленных сведений рабочей группой выявлены следующие нарушения в части порядка расчета Кооперативом финансовых нормативов.
- требования пунктов 1.1, 1.3, 1.7 Указания Банка России №-У в части расчета финансовых нормативов № соответственно, с использованием в качестве значения показателя ЗПЧ общего размера задолженности по сумме основного долга (отражается по счету № уменьшенного на сумму начисленных процентов (отражается по счету №);
- требования пунктов 1.5, 1.13 Указания Банка России №-У в части расчета финансовых нормативов № соответственно, с использованием в качестве показателя № общего размера задолженности по сумме основного долга (отражается по счету 58.03) уменьшенного на сумму начисленных процентов (отражается по счету №);
- требование пункта 1.13 Указания Банка России №-№ в части расчета финансового норматива №, с использованием в качестве значения показателя ПДС общего размера задолженности по сумме основного долга (отражается по счету 66.03) уменьшенного на сумму начисленных процентов (отражается по счету №);
- требование пункта 1.15 Указания Банка России № (в части расчета финансового норматива № с использованием в качестве показателя СДТ суммы денежных требований кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение 12 месяцев после отчетной даты без учета сведений о процентах по займам (отражается по счету №);
- требование пункта 1.15 Указания Банка России №-№ в части расчета финансового норматива ФН8, с использованием в качестве показателя СДО суммы денежных обязательств кредитного кооператива, срок погашения по которым наступает в течение 12 месяцев после отчетной даты без учета сведений о процентах по привлеченным денежным средствам (отражается по №).
Установленные нарушения порядка расчета финансовых нормативов приводят к недостоверности отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива по состоянию на проверяемые даты, что свидетельствует о нарушении пункта 1 Указания Банка России №-У.
Неоднократные нарушения финансовых нормативов, а также установленный в ходе проверки соблюдения предельных значений нормативов значительный дисбаланс сроков привлечения и размещения средств пайщиков свидетельствуют о неудовлетворительном финансовом состоянии КПК, а также о повышенных рисках потери ликвидности и невозврата личных сбережений пайщикам - физическим лицам, что может указывать на наличие риска угрозы правам и законным интересам пайщиков Кооператива. (л.д. 139-183).
Из акта проверки КПК «ЗЕНИТ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе проверки КПК «ЗЕНИТ» установлены следующие нарушения действующего законодательства, нормативных актов Банка России, а также риски в деятельности Кооператива (с учетом информации, отраженной в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № (Приложение № к настоящему Акту проверки)).
В ходе проверки достоверности учета (отчетности) рабочей группой установлены нарушения в части ведения бухгалтерского (внутреннего) учета и предоставления отчетности в Банк России:
- учет обязательств по договорам передачи личных сбережений (привлеченных средств) без учета деления на краткосрочные и долгосрочные. Обязательства по всем договорам передачи личных сбережений относились к краткосрочным, без учета фактического срока сбережений (100% привлеченных средств). Общая сумма сбережений составила: на ДД.ММ.ГГГГ - 655 тыс.руб., на ДД.ММ.ГГГГ - 7 231 тыс.руб.;
- учет требований по договорам финансовых вложений (предоставленных займов без учета деления на краткосрочные и долгосрочные. Требования по всем договорам займа относились к краткосрочным, без учета фактического срока займа (100% размещенных средств). Общая сумма займов на ДД.ММ.ГГГГ составила 4 400 тыс.руб.;
- отражение обязательств по договорам передачи личных сбережений (привлеченных средств) и финансовых вложений (предоставленных займов) в Отчетах о деятельности на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с некорректным делением на краткосрочные и долгосрочные активы / обязательства;
- неверное отражение (занижение) количества пайщиков на дату / количества пайщиков принятых в члены кооператива / количества пайщиков исключенных из членов кооператива в Отчетах о деятельности на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ;
- формирования показателей Разделов III и IV Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива (на все проверяемые даты) не на основании данных внутреннего и бухгалтерского учета, в том числе:
- сведений о доходах КПК (в виде процентов по договорам займа, прочий доходах);
- сведений о расходах КПК (общей сумме расходов, на оплату труда, на содержание КПК, по содержанию объединений кредитных кооперативов и прочих расходах);
- сведений о чистом доходе (убытке) КПК;
- сведений о количестве действующих / заключенных / исполненных договоров привлечения денежных средств;
- сведений о задолженности по договорам, одобренным общим собранием КПК до их заключения, образовавшаяся в связи с привлечением денежных средств от одного и (или) нескольких членов КПК (пайщиков), являющихся аффилированными лицами;
- неприменение учетной политики последовательно из года в год, вследствие неутверждения учетной политики ДД.ММ.ГГГГ год, и отсутствия приказа о действии в ДД.ММ.ГГГГ Учетной политики на ДД.ММ.ГГГГ;
- неверное ведение регистров бухгалтерского учета (несвоевременная регистрация данных (6 случаев), накопление данных не соответствующих данным первичных учетных документов - несоответствие суммы операции (1 случай));
- неверное оформление первичных учетных документов - отсутствие подписи главного бухгалтера (бухгалтера, руководителя) при оформлении приходного / расходного кассового ордера (260 случаев);
- неверное оформление первичных учетных документов - несоответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью в приходном кассовом ордере (1 случай);
- несвоевременное предоставление Отчета о персональном составе в СРО и Банк России. Количество дней нарушения установленного срока составило 269 и 276 дней;
- формирование Отчета о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива не на основании первичных данных (паспортных данных лиц, входящих в органы КПК).
По оценке рабочей группы установленные факты свидетельствуют о нарушении Кооперативом требований:
- Федерального закона № 190-ФЗ (пункта 6 части 3 статьи 3, пункта 3 части 1 статьи 12, пункта 4 части 1 статьи 12, части 3 статьи 28);
Федерального закона № 402-ФЗ (части 5 статьи 8, пункта 4 части 2 статьи 9, части 1 статьи 10);
Федерального закона № 223-ФЗ (части 3 статьи 4);
Указания Банка России №-№ (пункта 1, пункта 3, пункта 9, пунктов 12 и 13 порядка составления Отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива, предусмотренного Приложением 1, пункта 3 порядка составления Отчета о персональном составе кредитного потребительского кооператива, предусмотренного Приложением 2);
Указания Банка России №-№ (пункта 5.1, пункта 6.1, пункта 6.2);
- Базового стандарта (подпункта 3.8.1 пункта 3.8, подпункта 3.10.3 пункта 3.10,
подпункта 3.10.5 пункта 3.10);
Постановление Госкомстата РФ № (указания по применению и заполнению форм приходного / расходного кассового ордера, являющегося Приложением к Постановлению);
Положения СРО о порядке предоставления отчетности (пунктов 2.7 и 3.3).
Также в ходе проверки данного вопроса рабочей группой установлены:
Факторы, указывающие на повышенные риски:
- исключения Кооператива из членов СРО за несоблюдение внутренних стандартов и иных внутренних документов СРО;
- представления в Банк России недостоверной отчетности СРО, в связи с неисполнением КПК внутренних стандартов СРО, а также с несвоевременным отражением договоров передачи личных сбережений в бухгалтерском учете;
- финансовых потерь Кооператива в связи с отсутствием доказательств получения денежных средств физическими лицами вследствие неподписания получателем этих денежных средств расходного кассового ордера;
- утраты и / или хищения наличных денежных средств Кооператива в связи с перемещением денежных средств собственными силами КПК, что, в свою очередь, может негативно отразиться на финансовой устойчивости КПК и способности отвечать по свои обязательствам перед пайщиками.
2. Факты, указывающие на нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в части несоблюдения требований частей 1-7 статьи 6 Федерального закона № 353-ФЗ, при указании Кооперативом во всех 11 рассмотренных договорах займа (100% заключенных в проверяемом периоде договоров займа) информации о величине ПСК, рассчитанной не в соответствии с установленными требованиями.
В ходе проверки соблюдения финансовых нормативов рабочей группой установлены следующие нарушения:
Кооперативом, в составе отчетности в СРО, направлялись данные, свидетельствующие о нарушении Кооперативом минимальных (максимальных) значений финансовых нормативов, а именно:- числовое значение ФНЗ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражено в размере 27,5% при максимально допустимом значении 20%;
- числовое значение ФН7 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражено в размере 15,8%, при минимально допустимом значении 70%.
По информации, представленной Кооперативом, мер воздействия, в связи с несоблюдением числовых значений нормативов, со стороны СРО не применялось.
Установлены факты в части некорректного определения показателей, участвующих в расчете финансовых нормативов ФН1, ФН2, ФНЗ, ФН4, ФН7, ФН8, что привело к недостоверности
Отчетов о деятельности кредитного потребительского кооператива по состоянию на проверяемые даты (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ)
В ходе проверки, рабочей группой произведен расчет финансовых нормативов, в ходе которого по отдельным нормативам установлены следующие значения:
Норматив | Дата | Значение финансового норматива, (%) | |
по расчету рабочей группы | допустимое числовое значение | ||
ФН2 | ДД.ММ.ГГГГ | № | |
ФНЗ | ДД.ММ.ГГГГ | № | |
ФН7 | ДД.ММ.ГГГГ | № |
Нарушения финансовых нормативов, установленный в ходе проверки соблюдения предельных значений нормативов, значительный дисбаланс сроков привлечения и размещения средств пайщиков, свидетельствуют о неудовлетворительном финансовом состоянии КПК, а также о повышенных рисках потери ликвидности и невозврата личных сбережений пайщикам - физическим лицам, что может указывать на наличие риска угрозы правам и законным интересам пайщиков Кооператива
По оценке рабочей группы установленные факты свидетельствуют о нарушении Кооперативом требований:
Федерального закона № 190-ФЗ (части 4 статьи 6);
Указания Банка России №-У (пункта 1);
Указания Банка России №-У (пункта 1).
В ходе анализа финансовых потоков установлены факты:
- формирования расходного кассового ордера в количестве более 1 экземпляра;
- передачи кассиром расходного кассового ордера для подписи лицу иному, чем указано в расходном кассовом ордере.
По оценке рабочей группы установленные факты свидетельствуют о нарушении Кооперативом требований:
- Постановления Госкомстата РФ № (пункта 2);
- Указания Банка России №-У (пункта 6.2).
В ходе проверки выявлены факты визуального различия подписей заемщиков на договорах займа и в расходных кассовых ордерах, что по оценке рабочей группе может указывать на:
- возможное получение денежных средств по договорам займа иными лицами, а не заемщиками, указанными в договоре;
- наличие признаков, указывающих на мнимость договоров займа, т.е. заключение договоров займа лишь для вида, без намерения создать соответствующих им правовых последствий.
Проведенный рабочей группой анализ выявил факторы, свидетельствующие о повышенных рисках потери ликвидности и невозврата личных сбережений пайщикам - физическим лицам.
По оценке рабочей группы, в связи со значительным дисбалансом сроков привлечения и размещения средств пайщиков, способность Кооператива своевременно исполнять свои обязательства по договорам привлечения сбережений в значительной мере зависит от сторонней финансовой помощи Кооперативу (добровольных взносов), что указывает на наличие риска неисполнения обязательств перед кредиторами (пайщиками физическими лицами) в среднесрочной перспективе.
Проведенный рабочей группой анализ выявил факторы, которые могут свидетельствовать о наличии повышенных рисков в деятельности Кооператива:
- обещаемый уровень процентной ставки равен максимально возможному, с учетом законодательных ограничений;
- активная рекламная кампания, направленная на привлечение сбережений. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ затраты Кооператива на рекламу составили более 42 млн. рублей, при этом общая сумма привлеченных сбережений пайщиков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 41 млн. рублей;
- несогласованность сбережений и займов по срокам возврата.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ средневзвешенный срок, оставшийся до возврата Кооперативом привлеченных сбережений составлял 146 - 202 дня, тогда как средневзвешенный срок, оставшийся до возврата Кооперативу выданных займов составлял 433 - 500 дней;
- возврат сбережений за счет средств иных пайщиков. (л.д. 54-83).
ДД.ММ.ГГГГ Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации через личный кабинет КПК «Зенит» направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, а именно: КПК «Зенит» надлежало устранить нарушения ч. 5 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О кредитных историях», ст. 4.1 ФЗ № 190-ФЗ, ч.12 ст. 5, ч. 1ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе), п.п. 1,3 Указания №-У.
Согласно п. 2 предписывающей части указанного предписания Кооператив должен был представить в БанкРоссии отчет об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов, со всеми приложениями, дополнениями и их неотъемлемыми частями (копии приказов, распоряжений, иных документов КПК «Зенит», свидетельствующих о принятии КПК «Зенит» мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности КПК «Зенит» нарушений, указанных в устанавливающей части предписания.
Однако, п.2. предписывающей части предписания не был исполнен. (л.д. 37-40).
Постановлением №о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, КПК «Зенит» признан виновным по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и на КПК «Зенит» наложен штраф в размере 250 000 рублей. (л.д. 26-31).
Из постановления № о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КПК «Зенит» признан виновным по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и на КПК «Зенит» наложен штраф в размере 250 000 рублей. (л.д. 32-36).
Акт о невступлении КПК «ЗЕНИТ» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что по результатам проведения мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети Интернет на предмет вступления КПК «Зенит» в саморегулирующую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КПК «Зенит» не является членом одной из саморегулирующих организаций, входящих в единый реестр саморегулирующих организаций в сфере финансового рынка. (л.д. 52-53).
С учетом изложенного, деятельность КПК «Зенит» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и является основанием для его ликвидации.
В соответствии с п. 5 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ).
Решение об учреждении КПК «Зенит» было принято ДД.ММ.ГГГГ следующими физическими лицами: Соловьевым А.Г., Аюковой Д.В., Афанасьевой С.О., Иголкиным Д.В., Светличным А.Ю., Протасевич Н.А., Радионовым Д.В., Голушковой Г.А., Ивановым П.А., Худоноговым И.А., Юльевой Е.С., Кузнецовым Н.В., Сметанюк С.Н., Духовниковым О.С., Корешниковой П.С., что подтверждается сведениями полученными от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на Соловьева А.Г., Аюкову Д.В., Афанасьеву С.О., Иголкина Д.В., Светличного А.Ю., Протасевич Н.А., Радионова Д.В., Голушкову Г.А., Иванова П.А., Худоногова И.А., Юльеву Е.С., Кузнецова Н.В., Сметанюк С.Н., Духовникова О.С., Корешникову П.С., поскольку последние являются учредителями данного кооператива.
Возражения административного ответчика Иголкина Д.В. о том,что он не является учределителем КПК «Зенит», не ставил подписи в уставных документных, не участвовал в процедуре создания кооператива, в связи с чем он является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются как необоснованные. Данные доводы административного ответчика объективно ничем не подтверждены.
Возражения представителя ответчика КПК не опровергают доводы искового заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Никаких доказательств в обоснование своих возражений ответчиком суду не представлено. Справка о том,что Иголкин Д.В. является военнослужащим войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ. не опровергает тот факт,что ответчик мог быть учредителем кооператива в ДД.ММ.ГГГГ
Судом не усматривается оснований для удовлетворения требования истца о понуждении последних представить в суд утвержденный ликвидационный баланс в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, поскольку, по мнению суда, данное требование заявлено истцом излишне, указанные действия отнесены законом к стадии исполнительного производства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174,175, 178,179,180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Рассвет» (№).
Возложить на Соловьева А. Г., Аюкову Д. В., Афанасьеву С. О., Иголкина Д. В., Светличного А. Ю., Протасевич Н. А., Радионова Д. В., Голушкову Г. А., Иванова П. А., Худоногова И. А., Юльеву Е. С., Кузнецова Н. В., Сметанюк С. Н., Духовникова О. С., Корешникову П. С. обязанность произвести в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда все необходимые действия, связанные с ликвидацией КПК.
Настоящее решение суда является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что кредитный потребительский кооператив «Рассвет» находится в стадии ликвидации на основании решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья – (подпись)
Копия верна.
Подлинник решения находится в материалах дела №а-2914/2019 (54RS0№-17) Кировского районного суда <адрес>.
На ДД.ММ.ГГГГ решение не вступило в законную силу.
Судья-
Секретарь-