Дело №а-2952/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 30 августа 2021 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Балина М.В., при секретаре судебного заседания ФИО4, с участием представителя административного истца по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени,
У С Т А Н О В И Л :
ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд к ФИО2 с административным иском о взыскании налога на доходы физических лиц в размере 60 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 127,50 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО2 состоит на налоговом учете в ИФНС России № по <адрес> с 17.07.2015г., является плательщиком налога на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ. В соответствии со ст.226 НК РФ, АО «Страховое общество газовой промышленности» предоставило справку № от 29.02.2020г. о доходах, и суммах налога ФИО2 за 2019 год, с рассчитанной суммой дохода налогоплательщика в размере 200000 рублей и суммой налога, не удержанной налоговым агентом, в размере 60000 рублей. ИФНС России № по <адрес> в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020г., с отраженными в нем в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ: суммами налогов, подлежащих уплате, исходя из имеющихся сведений об объектах налогообложения, налоговой базе, а также установленном сроке уплаты налога. Однако ответчик требования не исполнил. В связи с наличием задолженности по имущественным налогам, должнику соответствии со ст.69,70 НК РФ направлено требование (требования) от 17.12.2020г. № об оплате налога. До настоящего времени требования инспекции должником не исполнены, сумма налогов, пени, подлежащих уплате, в бюджет не поступили. Определением мирового судьи судебного участка № ЦВО <адрес> от 15.03.2021г. судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по имущественным налогам отменен в связи с подачей должником возражения относительно исполнения судебного приказа. До настоящего времени должником обязанность по уплате налогов, закрепленная в ст.57 Конституции РФ, п.1 ст.23 НК РФ, в установленные законодательством сроки не исполнена. В ходе налогового администрирования в пределах своих полномочий в целях урегулирования задолженности в досудебном порядке уполномоченный орган принял все возможные меры, предусмотренные НК РФ, которые не привели к урегулированию образовавшейся задолженности.
Представитель административного истца ИФНС России № по <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежаще извещен, причин неявки суду не сообщил, ранее представил возражения на иск, в которых указал, что в административном исковом заявление указано о том, что он получил в 2019 году доход в размере 200000 рублей от АО «СОГАЗ». Более конкретно об образовании данной суммы нигде не расписано и ничем не подтверждено. Никакого дохода от данной компании он не получал. В его пользу на основании судебного решения были принудительно взысканы денежные средства в счет возмещения ущерба по ДТП, а также денежные средства в качестве штрафной санкции, установленной ФЗ «О защите прав потребителей». Штрафные санкции, установленные государством, для взыскания по решению суда в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по гражданскому кодексу РФ не подпадают под понятие «Доходы или прибыль». Считает, что ИФНС России № по <адрес> злоупотребляет своим правом, так как придумывает разного рода инструкции для увеличения поступлений, которые противоречат духу закона и нарушают конституционные права граждан. Кроме того административное исковое заявление подано в суд без обоснования требований указанных в нем. Административный иск предъявлен на сумму в размере 60000 рублей, однако откуда взялась такая сумма и каким-образом получилась не обосновано. Ответчик постоянно проживает и зарегистрирован на территории России с ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу и является резидентом РФ.
В соответствии с положениями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Положениями ч.1 ст.286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей, и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять правомерные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно положениям ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика при наличии оснований установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пп.4 п.1 ст.228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков - физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
На основании ст.210 НК РФ при определении налоговой базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми, у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
Согласно п.2 ст.230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган, по месту учета, по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов: расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По общему правилу страховая компания, выплачивающая страховую выплату при наступлении страхового случая, признается налоговым агентом. Она обязана исчислить, удержать и перечислить НДФЛ в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты (ст.24, п.1,2.4, 6 ст.226 НК РФ).
Из материалов дела следует, что ФИО2 состоит на налоговом учете в ИФНС России № по <адрес> с 17.07.2015г., является плательщиком налога на доходы физических лиц, с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст.228 НК РФ.
Согласно п.4 и п.5 ст.226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 01 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме не удержанного налога.
В соответствии со ст.226 НК РФ, налоговый агент АО «Страховое общество газовой промышленности» предоставило справку № от 29.02.2020г. о доходах, и суммах налога ФИО2 за 2019год, с рассчитанной суммой дохода налогоплательщика в размере 200000 рублей и суммой налога, не удержанной налоговым агентом, в размере 60000 рублей.
Сумма налога начислена я в соответствии с предоставленной налоговым агентом справкой о доходах физического лица.
Поскольку у налогового органа отсутствуют полномочия корректировать данную сумму или налоговую ставку, то налоговый агент имеет право предоставить корректировочную справку о доходах, на основании которой, сумма налога может быть пересчитана. Данным правом административный ответчик не воспользовался.
В своем возражении административный ответчик указывает, что данные денежные средства были им получены в качестве штрафной санкции, установленной Федеральным законом «О защите прав потребителей», а также выражает несогласие с налогообложением таких доходов.
Однако, суд не может принять во внимание данные доводы, поскольку по данному вопросу были даны разъяснения в Письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 Налог на доходы физических лиц НК РФ.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства - в частности, в случае просрочки исполнения.
Таким образом, суммы штрафа и неустойки за нарушение условий договора отвечают вышеуказанным признакам экономической выгоды и являются доходом налогоплательщика.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 НК РФ. Положений, предусматривающих освобождение от налогообложения сумм указанных штрафа и неустойки, выплачиваемых организацией на основании решения суда, в статье 217 НК РФ не содержится, соответственно, такие доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Указанная позиция нашла подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в пункте 7 которого указано, что:
производимые гражданам выплаты неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения;
предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя;
поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений статей 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Требованием об уплате налога, в силу п.1 ст.69 НК РФ, признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2 ст.69 НК РФ).
В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах. Согласно п.2 ст.57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня, как это определено в п.3 ст.75 НК РФ, начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.3 ст.75 НК РФ).
При этом, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4 ст.75 НК РФ).
В силу п.5 названной статьи, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
ИФНС России № по <адрес> в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020г., с отраженными в нем в соответствии с п.4 ст.52 НК РФ: суммами налогов, подлежащих уплате, исходя из имеющихся сведений об объектах налогообложения, налоговой базе, а также установленном сроке уплаты налога. Однако ответчик требования не исполнил.
В связи с наличием задолженности по имущественным налогам, должнику соответствии со ст.69, 70 НК РФ направлено требование (требования) от 17.12.2020г. №, об оплате налога. До настоящего времени требования инспекции должником не исполнены, сумма налогов, пени, подлежащих уплате, в бюджет не поступили.
Определением мирового судьи судебного участка № ЦВО <адрес> от 15.03.2021г. судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по имущественным налогам отменен в связи с подачей должником возражения относительно исполнения судебного приказа.
На момент рассмотрения дела остаток не погашенной задолженности составляет 169127,50 рублей, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2019г. в размере 60000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за период с 02.12.2020г. по 16.12.2020г. в размере 127,50 рублей.
В добровольном порядке задолженность ответчицей не погашена, все подтверждающие документы административным истцом суду представлены, доказательств погашения задолженности суду не представлено.
Представленный административным истцом расчет задолженности суд находит верным и правильным, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы административного ответчика о наличие у него статуса резидента РФ, также подтверждает его обязанность по уплате налога.
Так, обязанность устанавливать налоговое резидентство любого физического лица, в том числе гражданина РФ, на основании полученных от него документов, при подаче в налоговый орган справки о доходах физических лиц, лежит на налоговом агенте. Налоговый статус определяется на каждую дату выплаты дохода (Письма Минфина России №, №). Ответственность за исчисление, удержание и перечисление НДФЛ, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода, несет налоговый агент (Письмо ФНС России №БС-4- 11/9701).
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец подлежит освобождению от уплаты госпошлины.
На основании ст.ст.103,114 КАС РФ с ответчика следует взыскать госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 2003,83 рублей.
Руководствуясь ст.23,48,362 НК РФ, ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ИФНС России № по <адрес> - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу ИФНС России № по <адрес> задолженность на общую сумму 60 127 (шестьдесят тысяч сто двадцать семь) рублей 50 копеек, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2019г. в размере 60 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц пени по налогу на доходы физических лиц за период с 02.12.2020г. по ДД.ММ.ГГГГ 127,50 рублей.
Взыскать с ФИО2 госпошлину в доход местного бюджета в размере 2 003 (две тысячи три) рубля 83 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.