ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-2954/2021 от 13.09.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело а-2954/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 13 сентября 2021 года

Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Балина М.В., при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Краснодарской таможне о признании незаконным решения государственного органа,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратился в суд к Краснодарской таможне с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Южного таможенного управления от 22.10.2020г. о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.

В обоснование требований указал, что решения Южного таможенного управления от 22.10.2020г., ему не разрешен въезд на территорию Российской Федерации. Принятие данного решения нарушает его права, так как он был вынуждена покинуть территорию РФ, и расстаться со своей работой на территории РФ, где у него так же проживают близкие родственники граждане РФ, которых постоянно он посещает с 2000 <адрес> о неразрешении въезда в РФ в отношении него является незаконным, так как никаких доказательств его вины представлено не было, а наказание было реализовано в виде не разрешения на въезд. В данном случае принятие решения Южным таможенным управлением не может рассматриваться как объективно необходимая мера, продиктованная необходимостью. Указанные выше обстоятельства позволяют делать вывод о том, что оспариваемое решение административного ответчика представляет собой серьезное нарушение прав заявителя, в связи с чем, его нельзя признать законным и обоснованным.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Краснодарской таможни в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, также представил возражения на иск, в которых указал, что

31.12.2019г. из <адрес> на таможенную территорию ЕАЭС, через таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни, ФИО2, заявившим о постоянном месте проживания в <адрес>, с отметкой о постоянной регистрации в указанном государстве, было временно ввезено, без уплаты таможенных пошлин, налогов, для личных целей, транспортное средство - автомобиль марки HONDA STREAM, 2006 года выпуска, VIN RN12017413, регистрационный номер <***> АВН. Срок временного ввоза транспортного средства установлен и зафиксирован в пассажирской таможенной декларации - до 31.01.2020г. В связи с отсутствием информации о вывозе указанного автомобиля за пределы таможенной территории ЕАЭС, Сочинской таможней были приняты меры по розыску, установлению места нахождения транспортного средства, установлению места регистрации проживания ФИО2 Место нахождения транспортного средства таможенным органом не установлено.

26.02.2020г. исх. по адресу постоянной регистрации ФИО2 на территории Республики Абхазия, был направлен запрос информации об указанном выше транспортном средстве (его местонахождение, время вывоза с территории ЕАЭС). Одновременно ФИО2 были разъяснены последствия нарушения требований таможенного законодательства в части пропуска срока временного ввоза транспортного средства и/или передачи транспортного средства в пользование иному лицу. По результатам таможенного контроля 04.09.2020г. принято Решение /ТСЛП/0075, которым установлен факт нарушения ФИО2 таможенного законодательства - нарушение срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, предусмотренного ст. 264 ТК ЕАЭС, влекущего наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.268 ТК ЕАЭС. В соответствии со ст. 55 ТК ЕАЭС уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, пени от ДД.ММ.ГГГГ/У2020/0000109 на сумму 416303,45 рублей было направлено сопроводительным письмом от 15.09.2020г. заказной корреспонденцией по адресу регистрации места жительства ФИО2 в Республику Абхазия, а также по адресу пребывания в <адрес>. Срок добровольной уплаты по уведомлению, установленный ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истек 15.10.2020г. В соответствии с подп. 10 ч.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в ФИО1» по причине наличия у иностранного гражданина ФИО2 задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, 22.10.2020г. Краснодарской таможней принято решение о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного лица или лица без гражданства. В связи с отсутствием информации о месте регистрации ФИО2 в Российской Федерации, а также о местонахождении имущества указанного должника на территории Российской Федерации, Краснодарская таможня в судебные органы с заявлением о взыскании задолженности не обращалась. По состоянию на 10.09.2021г. в Краснодарской таможне отсутствует информация о погашении ФИО2 задолженности по уплате таможенных платежей, либо приобретении гражданства Российской Федерации. Поскольку решение об отмене решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации не носит заявительного характера, оно может быть принято таможенным органом в установленном порядке в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для принятия Решения о неразрешении въезда в РФ, без предоставления соответствующего заявления иностранного лица или лица без гражданства. Таким образом, основания для прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, а также для принятия решений об отмене Решений о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации в отношении истца отсутствуют.

Руководствуясь требованиями ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующему.

На основании п.4 ст.4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с ФИО1 гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации (далее - товары для личного пользования), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

На основании п.п.4,5,6 ч.2 ст.268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, прекращается у декларанта в следующих случаях:

-при вывозе с таможенной территории Союза временно ввезенных транспортных средств для личного пользования (далее - ТСЛП) до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза;

-при вывозе с таможенной территории Союза временно ТСЛП по истечении срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, при одновременном соблюдении следующих условий: таможенное декларирование таких транспортных средств с целью вывоза с таможенной территории Союза осуществляется не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, или не позднее более продолжительного срока, который вправе определять Комиссия; в отношении таких транспортных средств не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подп.1 п.6 ст.268 ТК ЕАЭС;

- при помещении ТСЛП под таможенные процедуры в соответствии с абз.2 п. 5 ст. 264 ТКЕАЭС при условии, что до такого помещения не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов, установленный п.6 ст.268 ТК ЕАЭС.

Также ч.2 ст.268 ТК ЕАЭС установлены иные случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации.

Как следует из материалов дела, 31.12.2019г. из <адрес> на таможенную территорию ЕАЭС, через таможенный пост МАПП Адлер Сочинской таможни, ФИО2, заявившим о постоянном месте проживания в <адрес>, с отметкой о постоянной регистрации в указанном государстве, временно ввезено, без уплаты таможенных пошлин, налогов, для личных целей, транспортное средство - автомобиль марки HONDA STREAM, 2006 года выпуска, VIN RN12017413, регистрационный номер <***> АВН.

Срок временного ввоза транспортного средства установлен и зафиксирован в пассажирской таможенной декларации - до 31.01.2020г.Порядок и условия временного ввоза физическими лицами на территорию Евразийского экономического союза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, регулируются главой 37 ТК ЕАЭС.

В связи с отсутствием информации о вывозе указанного автомобиля за пределы таможенной территории ЕАЭС, Сочинской таможней были приняты меры по розыску, установлению места нахождения транспортного средства, установлению места регистрации проживания ФИО2

Место нахождения транспортного средства таможенным органом не установлено.

26.02.2020г. исх. по адресу постоянной регистрации ФИО2 на территории <адрес> направлен запрос информации об указанном транспортном средстве (его местонахождение, время вывоза с территории ЕАЭС). Одновременно ФИО2 разъяснены последствия нарушения требований таможенного законодательства в части пропуска срока временного ввоза транспортного средства и/или передачи транспортного средства в пользование иному лицу.

По результатам таможенного контроля 04.09.2020г. принято Решение /ТСЛП/0075, которым установлен факт нарушения ФИО2 таможенного законодательства, выразившийся в нарушении срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, предусмотренного ст.264 ТК ЕАЭС, влекущего наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.268 ТК ЕАЭС.

В силу ст.55 ТК ЕАЭС, уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, пени от 15.09.2020г. /У2020/0000109 на сумму 416303,45 рублей, было направлено сопроводительным письмом от 15.09.2020г. , заказной корреспонденцией по адресу регистрации места жительства ФИО2 в республику Абхазия, а также по адресу пребывания в <адрес>.

Срок добровольной уплаты по уведомлению, установленный статьей 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истек 15.10.2020г.

В соответствии с подп.10 ч.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в ФИО1», по причине наличия у иностранного гражданина ФИО2 задолженности по уплате таможенных платежей, пеней, 22.10.2020г. Краснодарской таможней, было принято решение о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного лица или лица без гражданства.

В связи с отсутствием информации о месте регистрации ФИО2 в Российской Федерации, а также о местонахождении имущества указанного должника на территории Российской Федерации, Краснодарская таможня в судебные органы с заявлением о взыскании задолженности не обращалась.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Краснодарской таможне отсутствует информация о погашении ФИО2 задолженности по уплате таможенных платежей, либо приобретении гражданства Российской Федерации.

В соответствии с подп.10 ч.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в ФИО1» въезд в ФИО1 иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин, или лицо без гражданства, в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации, уклонились от уплаты налога или административного штрафа, либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме. Порядок погашения иностранными гражданами и лицами без гражданства такой задолженности определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ) решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов

исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в ФИО1, в отношении иностранного гражданина, или лица без гражданства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке принятия решения о неразрешении звезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства".

Согласно п.5 Правил, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда.

Указанное уведомление направляется либо вручается под подпись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации.

В случае невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомление о принятом в отношении них решении о неразрешении въезда не направляется (не вручается).

В соответствии с п.6 Правил при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в ФИО1.

Согласно п.1 Порядка в случаях, предусмотренных подп.4 ст.26, подп.10 ч.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в ФИО1» и относящихся к компетенции ФТС России, подразделением (должностным лицом) таможенного органа подготавливаются материалы, содержащие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Также Порядком предусмотрены действия должностных лиц таможенных органов при принятии решения об отмене Решения о неразрешении въезда в РФ, утверждена форма решения об отмене Решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.

В случае, если уполномоченному должностному лицу таможенного органа станет известно об изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия Решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, во исполнение п. 8 Порядка готовится проект решения об отмене решения о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Поскольку решение об отмене решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации не носит заявительного характера, оно может быть принято таможенным органом в установленном порядке в случае изменения обстоятельств, послуживших основанием для принятия Решения о неразрешении въезда в РФ, без предоставления соответствующего заявления иностранного лица или лица без гражданства.

Таким образом, основания для прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, а также для принятия решений об отмене Решений о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации в отношении указанных лиц отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что обжалуемое им решение нарушает его права, свободы, законные интересы является необоснованным, поскольку последним не были выполнены требования таможенного законодательства по соблюдению правил временного ввоза транспортного средства. Публично-правовая обязанность по уплате таможенных пошлин возникла у ФИО2 вследствие наступления события, предусмотренного законом – ввоз товара на таможенную территорию, определенные законом льготы, позволяющие освободить его от исполнения такой обязанности, не представлены.

Отказывая в удовлетворении требований, суд учитывает, что в случае погашения ФИО2 задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, будет принято решение об отмене решения о неразрешении въезда в ФИО1 в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, в связи с чем, реализация его права на въезд на территорию Российской Федерации, в рассматриваемом случае, зависит непосредственно от истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований заявлению ФИО2 к Краснодарской таможне о признании незаконным решения государственного органа - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.