Дело №а-29/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2019 года р.п. Умет
Уметский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Белькова К.Е.,
с участием представителя административного истца прокуратуры Уметского района Тамбовской области- заместителя прокурора Уметского района Васяхина С.А.,
представителя административного ответчика администрации Уметского района Тамбовской области по доверенности Смоляковой Е.А.,
при секретаре Архиповой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, по административному иску прокурора Уметского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уметского района Тамбовской области о признании бездействие администрации Уметского района Тамбовской области, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и направлению проекта решения о внесении изменений в Устав Уметского поссовета для рассмотрения в представительный орган поссовета, незаконными и обязать администрацию Уметского района Тамбовской области принять меры направленные на разработку и направление проекта решения изменений в Устав Уметского поссовета в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на рассмотрение в представительный орган - Уметский поселковый Совет народных депутатов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уметского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уметского района Тамбовской области, в котором просит признать бездействие администрации Уметского района Тамбовской области выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и направлению проекта решения о внесении изменений в Устав Уметского поссовета для рассмотрения в представительный орган поссовета незаконными и обязать администрацию Уметского района Тамбовской области принять меры направленные на разработку и направление проекта решения изменений в Устав Уметского поссовета в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на рассмотрение в представительный орган - Уметский поселковый Совет народных депутатов.
В обосновании административного иска указав, что прокуратурой района на постоянной основе, во исполнение п.2.2 приказа Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», организовано изучение нормативных правовых актов органов местного самоуправления на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федёральному законодательству, путем принесения протестов. Решением Умётского поселкового Совета народных депутатов Умётского района Тамбовской области от 07.05.2010г № 33 утвержден Устав Умётского поссовета Умётского района Тамбовской области Российской Федерации (далее Устав). Проводимым прокуратурой мониторингом изменений федерального законодательства установлено, что в 2017, 2018 году в силу вступил ряд федеральных законов, требующих приведению в соответствие с ними Устава Уметского поссовета Уметского района. Федеральным законом от 30.10.2017 N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу с 09.11.2017 г. внесены изменения в перечень полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов дополнен полномочиями в сфере стратегического планирования, предусмотренными Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (пункт 4.4 части 1). Кроме того, изменения внесены в часть 3 статьи 28, устанавливающую перечень вопросов, которые выносятся на публичные слушания. Согласно предлагаемым изменениям обязательному вынесению на публичные слушания подлежит проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования (пункт 2.1 части 3 статьи 28). Следует отметить, что проекты планов и программ развития муниципального образования теперь не выносятся на публичные слушания (пункт 3 части 3 статьи 28). Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступившим в силу с 29.12.2017) в новой редакции изложено название статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ публичные слушания, общественные обсуждения. Этим же законом утратившим силу признан пункт 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ согласно которому на публичные слушания подлежали вынесению: проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
Федеральным законом от 29.12.2017 N 455-ФЗ часть 4 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ изложена в новой редакции, согласно которой порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. Этим же законом статья 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ дополнена частью 5 следующего содержания: по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Указанные нормы претерпели изменения после вступления в силу с 11.11.2018 изменений внесенных Федеральным законом от 30.10.2018 N 387-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С 06.03.2018 вступил в силу Федеральный закон от 05.12.2017 N 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы». Указанным законом в новой редакции изложен пункт 13 части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) согласно которому органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, а также применение результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями при оценке деятельности руководителей подведомственных организаций и осуществление контроля за принятием мер по устранению недостатков, выявленных по результатам независимой оценки качества условий оказания услуг организациями, в соответствии с федеральными законами.
С 01.05.2018 вступил в силу Федеральный закон от 05.02.2018 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» которым внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Указанным законом внесены изменения в пункт 25 части 1 статьи 15 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ; которым к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству). В соответствии с частью 9 статьи 44 Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что изменения в Устав Уметского поссовета Уметского района внесены решением Уметского сельского Совета народных депутатов Уметского района Тамбовской области и зарегистрированы в Управлении министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области 29.03.2017 года №RU 685231142017001.
Как показала проверка в 2018 году изменения в Устав Уметского поссовета Уметского района не вносились, в Управлении министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области не регистрировались. Несоблюдение требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, в части приведения Устава муниципального образования в соответствие с ним приводит к нарушению процедуры принятия ряда муниципальных актов и как следствие нарушению прав и свобод граждан.
Согласно п.3 ч.2 ст. 41. Устава Уметского района Тамбовской области к полномочиям администрации Уметского поссовета, исполняемым администрацией района, относится подготовка проектов решений Уметского поселкового Совета, иных муниципальных правовых актов.
Однако до настоящего времени, администрацией района мер направленных на разработку проектов Устава в соответствии с требованиями законодательства не принято. В представительный орган вопрос о внесении изменений в Устав не вносился. Более того, в 2018 году принят ряд федеральных законов, на основании которых также должны корректироваться нормы Устава.
Таким образом, бездействие администрации Уметского района Тамбовской области, выраженное в непринятии мер по разработке проекта решения изменений в Устав Уметского поссовета и направлении его на рассмотрение в представительный орган - Уметский поселковый Совет народных депутатов, приводит к существенному нарушению действующего законодательства и прав неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Уметского районного суда Тамбовской области заместитель прокурора Васяхин С.А. административные исковые требования, поддержал в полном объеме и просит их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Просит суд установить срок на совершение ответчиком действий по принятию мер, направленных на разработку и направлению проекта решения о внесении изменений в Устав Уметского поссовета Уметского района Тамбовской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на рассмотрение в представительный орган -Уметский поселковый Совет народных депутатов, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Уметского районного Тамбовской области Смолякова Е.А. в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав представителей сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Устав Уметского поссовета Уметского района Тамбовской области принят решением Уметского поселкового Совета народных депутатов Уметского района Тамбовской области от 07 мая 2010 г. № 33 (с изменениями и дополнениями от 24.12.2010 г. № 77, от 09.12.2011 г. № 154, от 24.04.2012 г. № 188, 18.09.2012 г. №221, 20.12.2012 г. №242, от 27.04.2013 г. № 271, от 24.04.2015 г. №74, от 01.03.2017 г. № 150) /л.д. 13-43/.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 ч. 10 п. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ч. 9 ст.44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Согласно п.3 ч.2 ст. 41. Устава Уметского района Тамбовской области к полномочиям администрации Уметского поссовета, исполняемым администрацией района, относится подготовка проектов решений Уметского поселкового Совета, иных муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Как установлено судом, прокуратурой Уметского района Тамбовской области, организовано изучение нормативных правовых актов органов местного самоуправления на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов.
Проведенной прокуратурой Уметского района проверкой установлено, что отдельные положения Устава Уметского поселкового Совета Уметского района Тамбовской области, противоречат требованиям федерального законодательства, в связи с изменениями внесенными: Федеральным законом от 30.10.2017 г. № 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 09.11.2017 г.); Федеральным законом от 29.12.2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 29.12.2017г.); Федеральным законом от 30.10.2018 № 387-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступил в силу с 11.11.2018 г.); Федеральным законом от 05.12.2017 г. № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (вступил в силу 06.03.2018 г.); Федеральным законом от 05.02.2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» (вступил в силу 01.05.2018 г.)
27 апреля 2018 года прокуратурой Уметского района в адрес Уметского поселкового Совета народных депутатов внесен протест № 02-01-27-2018, в соответствии с которым необходимо Устав Уметского поссовета Уметского района Тамбовской области привести в соответствие с требованиями действующего законодательства /л.д. 50-51/.
Из сообщения главы Уметского поссовета от 11 мая 2018 года следует, что протест прокуратуры рассмотрен Уметским Советом народных депутатов, указанные недостатки в части несоответствия Устава требованиям федерального законодательства нашли свое подтверждение. Уметским поселковым Советом народных депутатов Уметского района Тамбовской области будет разработан проект изменения в Устав и принято соответствующее решение /л.д. 52/.
Однако нарушения, отраженные в протесте, на момент рассмотрения дела в суде административным ответчиком не устранены, что свидетельствует о его бездействии, которое не может быть признано законным.
Не приведение Устава Уметского поссовета Уметского района Тамбовской области в соответствие с действующим федеральным законодательством в течение длительного времени, свидетельствует о бездействии представительного органа муниципального образования в осуществлении исключительной компетенции по внесению изменений и дополнений в Устав, в соблюдении федерального законодательства.
Данным бездействием представительного органа нарушаются права и интересы граждан - жителей муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Уметского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Уметского района Тамбовской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Уметского района Тамбовской области, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке и направлению проекта решения о внесении изменений в Устав Уметского поссовета для рассмотрения в представительный орган поссовета, незаконными.
Обязать администрацию Уметского района Тамбовской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на разработку и направление проекта решения изменений в Устав Уметского поссовета в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на рассмотрение в представительный орган - Уметский поселковый Совет народных депутатов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Уметский районный суд Тамбовской области в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Бельков К.Е.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29 января 2019 года.
Судья Бельков К.Е.