Дело №а-2/2021
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
12 февраля 2021 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Солоповой И.В.
при секретаре – ФИО8,
с участием прокурора – Тюхтеневой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6, ФИО7 к Правительству Республики Алтай, ФИО2 – Эл Курултай Республики Алтай, Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай о признании Закона Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» частично недействующим и не соответствующим федеральному законодательству,
УСТАНОВИЛ:
Законом Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 23 декабря 2020 года № 75-РЗ) «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» (принятым Государственным Собранием – Эл Курултай Республики Алтай 20 декабря ДД.ММ.ГГГГ года), опубликованным на сайте http://www.pravo.gov.ru 30 декабря ДД.ММ.ГГГГ года, пунктом 2 статьи 2 установлено, что право на получение ежемесячной выплаты возникает у граждан в случае рождения (усыновления) с 1 января по 31 декабря 2021 года третьего или последующего ребенка, и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Алтай за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
ФИО6, ФИО7 обратились в Верховный суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Правительству Республики Алтай о признании пункта 2 статьи 2 указанного Закона Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ недействующим и не соответствующим федеральному законодательству, поскольку административные истцы, имея право на государственную поддержку многодетным малоимущим семьям с третьим ребенком в возрасте до трех лет, согласно Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2020 года № 2433-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606, незаконно лишен такой поддержки ввиду того, что обжалуемым Законом такая поддержка осуществляется только детям, рожденным в 2020 году, хотя федеральная программа, целевые средства и Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» предусматривали финансирование всех детей до трех лет независимо от года их рождения на равных основаниях. По всем критериям федерального значения семья ФИО12 имеет все основания и права для включения их в списки наравне с другими участниками программы, однако в назначении ежемесячной денежной выплаты третьему ребенку отказано, поскольку он рожден <дата>. Вместе с тем, данного критерия в федеральном законодательстве нет. Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Правительству Российской Федерации поручено осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2. Республика Алтай в 2020 году вошла в перечень субъектов Российской Федерации, в которых в 2020 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606. Независимо от критериев рождаемости, в перечень включены все субъекты, входящие в состав Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов. Таким образом, оспариваемые положения Закона Республики Алтай от 24 декабря № 78-РЗ нарушают права и законные интересы на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Определением судьи Верховного Суда Республики Алтай от <дата> возвращено административное исковое заявление ФИО6, ФИО7 к Правительству Республики Алтай в части требований о восстановлении в правах на получение ежемесячной денежной выплаты на территории Республики Алтай в связи с рождением третьего ребенка, за истекший период, начиная с января 2020 года.
Административные истцы ФИО6, ФИО7 в последующем уточнили заявленные требования, просили признать Закон Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 23 декабря 2020 года № 75-РЗ) в части статьи 2 пункта 2 частично недействующим и не соответствующим федеральному законодательству, противоречащей правовому регулированию статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
Определением судьи Верховного суда Республики Алтай от 25 декабря 2020 года Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай привлечены к участию в деле в качестве административных соответчиков.
ФИО2 – Эл Курултай Республики Алтай в возражениях на административное исковое заявление требования не признал, указав, что софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, осуществлялось с 01 января 2020 года, независимо от суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах. В соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов Федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав Национального проекта «Демография», посредством осуществления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296, субъекты Российской Федерации, включаемые в перечень на очередной финансовый год впервые, учитываются в указанном перечне в отношении детей (родных, усыновленных), родившихся начиная с периода, когда эти субъекты Российской Федерации соответствовали установленным критериям отбора. Впервые в эту программу Республика Алтай вошла в 2020 году, в связи с чем, оспариваемый Закон Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», соответствует федеральному законодательству.
Представитель административного ответчика Главы Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай, Правительства Республики Алтай в возражениях на административное исковое заявление, заявленные требования не признал, указав, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 2968-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации в отношении которых в 2020 году за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606», Республика Алтай впервые была включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». В пояснительной записке к указанному распоряжению было указано, что финансирование будет осуществляться на детей, рожденных в 2020 году. Республика Алтай в силу высокого суммарного коэффициента рождаемости в течение 2013-ДД.ММ.ГГГГ годов не включалась в изложенный Перечень, в связи с чем, в эти годы не устанавливалась ежемесячная денежная выплата при рождении третьего и последующего ребенка до достижения его возраста трех лет, так как собственных средств на установление такой выплаты в Республике Алтай не имелось. В ДД.ММ.ГГГГ году, независимо от суммарного коэффициента рождаемости, Республика Алтай была включена в указанный Перечень с правом на софинансирование в 2020 году расходных обязательств на меры социальной поддержки.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, ФИО2 истца ФИО10, который просил признать недействующим Закон Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» пункте 2 статьи 2 со дня его принятия с 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года, обсудив доводы административного искового заявления, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора ФИО9, полагавшей заявленное требование не подлежащим удовлетворению, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктами «ж.1» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях, административное и административно-процессуальное законодательство.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст.73 Конституции Российской Федерации).
Частями 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подп. 24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, относится решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
По вопросам, указанным в ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (п. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 8 Конституции Республики Алтай (Основной Закон) (принята Законом РА от 07.06.1997 № 21-4) (ред. от 13.06.2018) государственную власть в Республике Алтай осуществляют Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Правительство Республики Алтай и суды Республики Алтай.
Согласно п. 8 ст. 113 Конституции Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай обладает правом законодательной инициативы в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай.
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Алтай от 27.03.1998 № 3-44 «О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай», Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай в пределах своих полномочий принимает конституционные законы Республики Алтай, законы Республики Алтай и постановления Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 606), принятого в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Статьей 2 Закона Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 23 декабря 2020 года № 75-РЗ) «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» определено, что право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей (усыновителей) в связи с рождением (усыновлением) совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Республики Алтай (далее - граждане) (пункт 1). Право на получение ежемесячной выплаты возникает у граждан в случае рождения (усыновления) с 1 января по 31 декабря 2021 года третьего или последующего ребенка, и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Республике Алтай за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 2). Ежемесячная выплата предоставляется на одного ребенка (третьего или последующего) до достижения им возраста трех лет (пункт 3). При наличии у гражданина права на ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с абзацем пятым части 2 статьи 2 Закона Республики Алтай от 1 декабря 2004 года № 60-РЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» и в соответствии с настоящим Законом выплата предоставляется по одному из оснований по выбору гражданина (пункт 4).
Закон Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», как следует из его проекта, прошел необходимые согласительные процедуры, подписан уполномоченным лицом, в соответствии с Законом Республики Алтай от 05 марта 2008 года № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай», опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru 27 декабря ДД.ММ.ГГГГ года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 декабря 2019года.
Закон Республики Алтай от 11 июня 2020 года № 27-РЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Алтай «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 11 июня 2020 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 16 июня 2020 года.
Закон Республики Алтай от 23.12.2020 № 75-РЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Республики Алтай "О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» опубликован на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 23 декабря 2020 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 24 декабря 2020 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что ФИО7 обратилась в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», в связи с рождением <дата> третьего ребенка ФИО5
Согласно справки КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>», семья ФИО12 является многодетной, несовершеннолетние дети: ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения, проживают постоянно на территории Республики Алтай, <адрес>, <адрес>
На день подачи заявления ФИО7 Закон Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» действовал в редакции Закона Республики Алтай от 11 июня 2020 года № 27-РЗ "О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Алтай «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».
Решением КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» от <дата>ФИО7 отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка в связи с отсутствием у заявителя права на получение государственной услуги.
Кроме того, при обращении ФИО7 в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, в составе членов ее семьи был указан, в том числе ФИО6, доход которого учитывался при исчислении общей суммы доходов семьи.
ФИО6, ФИО7 являются родителями несовершеннолетних ФИО3, <дата> года рождения, ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 19 марта 2020 года № 95 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, пунктом 3 которого предусмотрено, что право на получение ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Алтай, указанные в частях 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей (усыновителей) в связи с рождением (усыновлением) совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Республики Алтай.
Таким образом, поскольку Законом Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ предусмотрено право на получение ежемесячной выплаты одним из родителей (усыновителей) в связи с рождением (усыновлением) совместно проживающего с ним третьего ребенка или последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих на территории Республики Алтай, суд приходит к выводу о том, что административные истцы являются потенциальными субъектами правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании этого акта, полагая, что этим актом нарушены их права и законные интересы.
Вместе с тем, оценивая доводы административных истцов о дискриминационном характере нормативного правового акта, не предусматривающего возможность установления ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет всем нуждающимся в поддержке семьям, имеющим трех и более детей, родившихся в ДД.ММ.ГГГГ году, суд не может с ними согласиться по следующим основаниям.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (в редакции от 03 марта ДД.ММ.ГГГГ года) установлено, что реализация положений Указа осуществляется на принципах софинансирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2; Правительству Российской Федерации предписано определить перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с достижением результатов федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав национального проекта «Демография», посредством осуществления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее - Правила).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 (в редакции от 20 марта ДД.ММ.ГГГГ года) «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и Правилами критериями отбора субъектов Российской Федерации для включения в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, являются данные о величине суммарного коэффициента рождаемости. В перечень включаются субъекты Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.
Как следует из представленных материалов, Республика Алтай в период с 2013 года по ДД.ММ.ГГГГ год имела высокий суммарный коэффициент рождаемости, превышающий коэффициент 2: 2012 год – 2,906, 2013 год – 2,815, 2014 год – 2,883, 2015 год – 2,677, 2016 год – 2,634, 2017 год – 2,361, 2018 год – 2,346, ДД.ММ.ГГГГ год – 2,114.
25 ноября ДД.ММ.ГГГГ года Указом Президента Российской Федерации № 570 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 30 ноября ДД.ММ.ГГГГ года № 1559 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в том числе в состав Сибирского федерального округа, осуществлять с 1 января 2020 года независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации. Также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры, направленные на оказание дополнительной государственной помощи нуждающимся в поддержке семьям, имеющим трех и более детей.
Как следует из распоряжений Правительства Российской Федерации об утверждении перечней субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, Республика Алтай Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 2968-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», впервые включена в изложенный перечень.
В пояснительной записке к проекту Распоряжения Правительства РФ от 10 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 2968-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых в 2020 году за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 указано, что в отношении 11 субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Алтай, финансирование будет осуществляться на детей, рожденных в 2020 году.
18 декабря ДД.ММ.ГГГГ года между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Алтай заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 149-09-2020-189 согласно которого, бюджету Республики Алтай предоставлены из федерального бюджета в 2020-2022 годах субсидии на софинансирование расходных обязательств субъекта, связанных с достижением результатов федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей», входящего в состав национального проекта «Демография», посредством осуществления ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, в рамках федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 15 апреля 2014 года № 296.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Приложения № 7 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации за счет субсидии не может быть установлен: а) выше: в 2013 году - 90 процентов; в 2014 году - 82 процентов; в 2015 году - 74 процентов; в 2016 году - 66 процентов; в 2017 году - 58 процентов; в 2018 году - 50 процентов; с ДД.ММ.ГГГГ года - предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1438); б) ниже 5 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты.
Средний уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты устанавливается в размере: в 2013 году - 55 процентов; в 2014 году - 50 процентов; в 2015 году - 45 процентов; в 2016 году - 40 процентов; в 2017 году - 35 процентов; в 2018 году - 30 процентов; начиная с ДД.ММ.ГГГГ года - не устанавливается (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 № 1438).
Предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Алтай только с 2020 года также следует из заявок Республики Алтай на перечисление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекту Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
Распоряжением Правительства РФ от 24 августа 2018 года № 1747-р (ред. от 25.05.ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606» Республика Алтай не включена в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых в ДД.ММ.ГГГГ году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
В соответствии с ч. 3 ст. 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п.2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, с учетом приведенных норм следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.
Кроме того, пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.
Названный пункт Указа Президента Российской Федерации № 606 (в редакции от 20 марта ДД.ММ.ГГГГ года) вытекает из положений о софинансировании и распространятся исключительно на субъекты Российской Федерации, отвечающие критериям и всключенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации № 606, в свою очередь, адресован высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации и носит рекомендательный характер. Указанное изложено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 июля 2013 г. № 1073-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ПМИ на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» положение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей из федерального бюджета на указанные цели за период с 2013 года по ДД.ММ.ГГГГ год не направлялось, Республика Алтай вправе была самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетных семей, исходя из социально-экономического и финансового положения субъекта Российской Федерации, но не реализовала соответствующие полномочия, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемая по настоящему административному делу норма принята в пределах вышеизложенного федерального законодательства, а также компетенции субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения, федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административных истцов не нарушает.
Кроме того, то обстоятельство, что Закон Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года, также не свидетельствует о его несоответствии федеральному законодательству, поскольку как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, действие закона, по общему правилу, распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность) (Постановление от 22 апреля 2014 года N 12-П; определения от 18 января 2005 года N 7-О, от 29 января 2015 года N 211-О и др.).
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), то есть в порядке абстрактного нормоконтроля суд применяет правовые предписания федерального законодательства в соответствующей редакции, и не устанавливает фактические обстоятельства возникшего в ходе применения оспариваемого нормативного правового акта спора.
Установленные по делу обстоятельства приводят суд к убеждению о том, что оспариваемый административными истцами нормы приняты в полном соответствии с требованиями законодательства, имеющего более высокую юридическую силу без нарушения их прав.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО6, ФИО7 к Правительству Республики Алтай, ФИО2 – Эл Курултай Республики Алтай, Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай о признании пункта 2 статьи 2 Закона Республики Алтай от 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года № 78-РЗ (в редакции Закона Республики Алтай от 23 декабря 2020 года № 75-РЗ) «О ежемесячной денежной выплате на территории Республики Алтай нуждающимся в поддержке семьям, имеющим детей, в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» недействующим и не соответствующим федеральному законодательству, со дня его принятия 24 декабря ДД.ММ.ГГГГ года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Верховный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Солопова
Мотивированное решение составлено 15 февраля 2021 года.