ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3-136/2023 от 25.12.2023 Урицкого районного суда (Орловская область)

Дело а-3-136/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Шаблыкино 25 декабря 2023 года

Урицкий районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Забелина А.Ю. при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием представителя административного истца – помощника Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Щеголевой О.Г., представителя административного ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Урицкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании бездействия администрации Шаблыкинского района Орловской области незаконным и понуждении к совершению действий,

установил:

Урицкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с административным иском о признании бездействия администрации Шаблыкинского района Орловской области незаконным и понуждении к совершению действий, указав в обоснование следующее.

Проверкой прокуратуры установлено, что Приокским Управлением Ростехнадзора при проверке подготовки муниципального образования Шаблыкинский район к работе в осенне-зимний период 2023-2024 годов выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 18 приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду» Органом местного самоуправления не выполнены требования по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающей организации ООО «Теплосеть», а именно: не представлены сведения об укомплектованности диспетчерской и аварийной служб персоналом, факты эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации. В адрес администрации Шаблыкинского района Орловской области выдан акт № 230-3 от 15.11.2023 г. с особым мнением Приокского Управления Ростехнадзора о неготовности муниципального образования Шаблыкинский район к прохождению осенне-зимнего периода 2023-2024 годов и об отсутствии права на получение паспорта готовности к отопительному периоду. Прокуратурой в адрес главы администрации Шаблыкинского района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако, акт готовности к отопительному сезону 2023-2024 годов муниципальным образованием Шаблыкинский район до сих пор не получен.

Ссылаясь на нарушение положений ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях», а также требований ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», с учётом последующего уточнения, просит признать незаконным бездействие администрации Шаблыкинского района Орловской области в части непринятия мер по обеспечению готовности муниципального образования к отопительному периоду 2023-2024 годов и обязать администрацию Шаблыкинского района Орловской области в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, выявленные Приокским Управлением Ростехнадзора, в целях получения акта готовности муниципального образования Шаблыкинский район Орловской области к отопительному периоду 2023-2024 годов.

В судебном заседании представитель административного истца Щеголева О.Г. уточнённые заявленные требования подержала в полном объёме.

Представитель административного ответчика ФИО2 уточнённые требования административного истца признал полностью.

Представитель заинтересованного лица ООО «Теплосеть» извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства не просил.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов с внутригородским делением внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения соответствующих территориях относятся:

организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае исполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми ганизациями своих обязательств либо отказа указанных организаций исполнения своих обязательств;

рассмотрение обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации;

реализация полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;

выполнение требований, установленных правилами оценки готовности селений, городских округов к отопительному периоду, и контроль готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, дельных категорий потребителей к отопительному периоду;

в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт из эксплуатации;

утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации;

согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения;

осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1.1. ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное ; установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования; теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Согласно пунктам 9, 10 Приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду», паспорт готовности к отопительному периоду выдаётся уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем.

Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной п. 10 настоящих Правил оценки готовности к отопительному периоду, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

В соответствии с п. 2.1 Порядка ежегодной подготовки и проведения отопительного сезона в Орловской области, утверждённого постановлением Правительства Орловской области от 10.05.2011 № 144 «Об утверждении Порядка ежегодной подготовки и проведения отопительного сезона в Орловской области» (далее - Порядок № 144), контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона предприятиями, организациями и службами, расположенными на территории Орловской области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Распоряжением Правительства Орловской области от 27.04.2023 № 269-р органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципального округа и городских округов Орловской области рекомендовано, в том числе организовать проверку готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утверждёнными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» (далее - Правила), с включением в состав комиссий по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций представителей Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию).

В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», органы местного самоуправления разрабатывают схемы теплоснабжения, обеспечивают получение в установленный срок паспортов готовности муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан: осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять за свой счет техническое обслуживание объекта концессионного соглашения, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

При исполнении концессионного соглашения концедент обязан осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением администрации Шаблыкинского района от 24.05.2023 № 103 утверждён План подготовки жилищно-коммунального хозяйства Шаблыкинского района к работе в зимних условиях 2023-2024 годов.

03.11.2022 г. муниципальным образованием «Шаблыкинский район Орловской области», от имени которого выступал орган местного самоуправления – администрация Шаблыкинского района Орловской области (концедент), обществом с ограниченной ответственностью «Теплосеть» (концессионер) и субъектом Российской Федерации – Орловской областью, от имени которой выступает Губернатор Орловской области, заключено концессионное соглашение (зарегистрированное в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области), в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования «Шаблыкинский район Орловской области».

По соглашению концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять на территории Шаблыкинского района Орловской области деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Объектом соглашения являются: теплотрасса «Школа», расположенная по адресу: Орловская область, Шаблыкинский район, пгт. Шаблыкино, пер. Пионерский; теплотрасса «Администрация», расположенная по адресу: Орловская область, Шаблыкинский район, пгт. Шаблыкино, ул. Ленина; здание котельной, расположенное по адресу: Орловская область, Шаблыкинский район, пгт. Шаблыкино, пер. Пионерский, д. 8; здание котельной, расположенное по адресу: Орловская область, Шаблыкинский район, пгт. Шаблыкино, ул. Ленина. Соглашение подписано на срок до 01 апреля 2032 года.

Согласно п. 6.1 соглашения, концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объект соглашения в установленном соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в п. 1.1 соглашения.

Пунктом 6.2 соглашения установлено, что концессионер обязуется, в том числе, поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования санитарно- эпидемиологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности концессионера и назначения объекта соглашения и обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем (центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения) для обеспечения нормального функционирования объекта соглашения.

Согласно п. 11.2 соглашения, концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности, указанной в п.1.1 соглашения, обязательств по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с целями, установленными соглашением, а также сроков исполнения обязательств, установленные в п. 9 соглашения.

Так, должностными лицами администрации Шаблыкинского района Орловской области подписан акт проверки готовности к работе в осенне- зимний период 2023-2024 годов Шаблыкинского района.

Однако, при проверке готовности муниципального образования Шаблыкинский район к работе в осенне-зимний период 2023-2024 Приокским Управлением Ростехнадзора установлены нарушения требований ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 18 приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении правил оценки готовности к отопительному периоду»: не выполнены требования по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающей организации ООО «Теплосеть», а именно: не представлены сведения об укомплектованности диспетчерской и аварийной служб персоналом, факты эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации.

В адрес администрации Шаблыкинского района Орловской области выдан акт № 230-3 от 15.11.2023 г. с особым мнением Приокского Управления Ростехнадзора о неготовности муниципального образования Шаблыкинский район к прохождению осенне-зимнего периода 2023-2024 годов и об отсутствии права на получение паспорта готовности к отопительному периоду.

Представление об устранении выявленных нарушений, внесённое 23.11.2023 г. в адрес главы администрации Шаблыкинского района Орловской области, фактически не исполнено, акт готовности к отопительному сезону 2023-2024 годов административным ответчиком не получен, что подтверждается ответом главы Шаблыкинского района ФИО3 от 23.11.2023 г.

При таких обстоятельствах уточнённые административные исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, в связи с чем суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку это не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточнённые административные исковые требования Урицкого межрайонного прокурора Орловской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Шаблыкинского района Орловской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шаблыкинского района Орловской области в части непринятия мер по обеспечению готовности муниципального образования к отопительному периоду 2023-2024 годов.

Обязать администрацию Шаблыкинского района Орловской области в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, выявленные Приокским Управлением Ростехнадзора, в целях получения акта готовности муниципального образования Шаблыкинский район Орловской области к отопительному периоду 2023-2024 годов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Урицкий районный суд Орловской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, которое составлено 26.12.2023 г.

Председательствующий А.Ю. Забелин