ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3005/2022 от 11.07.2022 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу а-3005/2022

УИД: 23RS0-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года город Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Воронковой А.К.,

при секретаре судебного заседания Кишинской А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю к Такмазяну А. А.ичу о взыскании суммы задолженности по налогам и сборам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по Краснодарскому краю обратилась с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит суд взыскать с Такмазяна А.А. задолженность по: по налогу на доходы физического лица в размере 240 444,17 рубля на КБК 18, пени, начисленная за несвоевременную оплату по налога на доходы физического лица в размере 1 005 073,31 рублей на КБК 18; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 22 509,72 рублей на КБК 18, пени в размере 71 556,36 рублей на КБК 18; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 112,08 рублей на КБК 18; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 5 218,44 рублей на КБК 18, пени 16 587,75 рублей на КБК 18; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 2 744,24 рубля на КБК 18; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 227 136,00 рублей на КБК 18, пени в размере 84 169,04 рублей на КБК 18; транспортный налог с физических лиц: пени в размере 18 661,40 рублей на КБК 18.

В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что на основании ст.207 НК РФ Такмазян А.А. является плательщиком НДФЛ. В соответствии со ст. 80 НК РФ, Такмазяном А.А.ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма -НДФЛ) за 2020 г. , в которой налогоплательщик самостоятельно исчислил сумму налога к уплате: сумма дохода: 71 030 070 рублей; сумма налоговых вычетов: 3 804 708 рублей; налоговая база: 67 225 362 рублей; сумма налога к уплате: 8 739 297 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом частичной оплаты налога Такмазяном А.А. на сумму: 6 600 801,73 рубль ДД.ММ.ГГГГ; 1 500 000,00 рублей ДД.ММ.ГГГГ; 398 051,10 рубль 24.12.2021(решение о зачете налога ), сумма налога к уплате за 2020 год составляет 240 444,17 рублей (8 739 297,00 -8 498 852,83 = 240 444,17). В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2020 г. доначислений не было. В связи с тем, что Такмазян А.А. начисленный ему налог не уплатил в установленные законом сроки, ему по налогу на доходы физических лиц была начислена пеня - 1 005 073,31 рубль. В соответствии с п. 3.4 ст. 23, п.1 ст. 419 НК РФ Такмазян А.А. является плательщиком страховых взносов, ввиду учёта физического лица в качестве нотариуса. На дату подготовки административного искового заявления, согласно поступивших в налоговый орган квитанций об уплате взноса(ов), имеется сумма недоимки, подлежащая уплате в бюджет. По данным, предоставленным в Инспекцию из МРЭО ГИБДД УВД г. Сочи, Такмазян А.А. является плательщиком транспортного налога. В связи с тем, что Такмазян А.А. начисленный ему налог не уплатил в установленные законом сроки, ему по транспортному налогу была начислена пеня в размере 18 661,40 рублей: из них в размере 17 423,81 рубль за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (недоимка для пени, налог за 2014 г. в размере 50 000,00 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство - МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е350; МЕРСЕДЕС BENZ E200 CGI, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е350. Инспекцией налогоплательщику были направлены требования №, 52043, 58189, 45182, 54558,1117474, 033S01160547549 об уплате налога, сбора, пени, штрафа. По приведенным основаниям, подробно изложенным в адресованном суду административном иске, ИФНС России по Краснодарскому краю просит суд удовлетворить заявленные требования.

В адресованных суду письменных возражениях Такмазян А.А. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований ввиду пропуска налоговым органом срока для обращения в суд с представленным административным исковым заявлением. Указал суду, что срок обращения в суд по требованиям №, 52043, 58189, 45182, 54558,1117474, 033S01160547549 пропущен. По приведенным основаниям, подробно изложенным в адресованном суду письменном отзыве, Такмазян А.А. просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, что в силу требований ст. 150 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела без его участия.

Административный ответчик Такмазян А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки в суд не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. В адресованном суду письменном отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах суд на основании ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования МИФНС России по Краснодарскому краю не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы относятся к налоговым доходам бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, неполучение государством денежных средств, что нарушает интересы государства и его граждан.

Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Межрайонная ИФНС России по Краснодарскому краю в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 3.4 ст. 23, п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) Такмазян А.А. является плательщиком страховых взносов, ввиду учёта физического лица в качестве нотариуса.

С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

В соответствии с п. 1 ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Расчетным периодом для исчисления страховых взносов признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 НК РФ).

Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 57 и со ст. 75 НК РФ при уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты плательщик страховых взносов уплачивает пени, начисленные налоговым органом в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.

В судебном заседании установлено, что на дату подготовки административного искового заявления, согласно поступивших в налоговый орган квитанций об уплате взноса(ов), имеется сумма недоимки, подлежащая уплате в бюджет по:

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 22 509,72 рублей за полугодие 2021, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (изначально сумма недоимки составляла 34 144,00 рубля, с учетом частичной оплаты, произведенной ДД.ММ.ГГГГ на сумму 11 634,28 рублей, сумма налога к уплате составляет - 22 509,72 рублей (34 144-11 634,28=22 509,72);

пени в размере 71 556,36 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 112,08 рублей;

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: налог в размере 5 218,44 рублей за полугодие 2021, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (изначально сумма недоимки составляла 7 915,20 рублей, с учетом частичной оплаты, произведенной ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 696,76 рублей, сумма налога к уплате составляет - 5 218,44 рублей (7 915,20-2696,76=5 218,44);

пени в размере 16 587,75 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: пени в размере 2 744,24 рубля;

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 227 136,00 рублей за 2020 г., со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, пени в размере 84 169,04 рублей.

Согласно положениям ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Из представленных суду материалов видно, что в силу ст.207 НК РФ Такмазян А.А. является плательщиком НДФЛ.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 80 НК РФ, Такмазяном А.А. в Инспекцию была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма -НДФЛ) за 2020 г. , в которой налогоплательщик самостоятельно исчислил сумму налога к уплате: сумма дохода: 71 030 070 рублей; сумма налоговых вычетов: 3 804 708 рублей; налоговая база: 67 225 362 рублей; сумма налога к уплате: 8 739 297 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом частичной оплаты налога Такмазяном А.А. на сумму: 6 600 801,73 рубль ДД.ММ.ГГГГ; 1 500 000,00 рублей ДД.ММ.ГГГГ; 398 051,10 рубль 24.12.2021(решение о зачете налога ), сумма налога к уплате за 2020 год составляет 240 444,17 рублей (8 739 297,00 -8 498 852,83 = 240 444,17). В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2020 г. доначислений не было. В связи с тем, что Такмазян А.А. начисленный ему налог не уплатил в установленные законом сроки, ему по налогу на доходы физических лиц была начислена пеня - 1 005 073,31 рубля.

Как следует из материалов дела, Такмазян А.А. на основании ст. 357 НК РФ является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортных средств в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год (ч. 1 ст. 360 НК РФ).

В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Налоговая ставка по транспортному налогу установлена в соответствии со ст. 2 Закона Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О транспортном налоге в Краснодарском крае».

По данным, предоставленным в Инспекцию из МРЭО ГИБДД УВД г.Сочи, Такмазян А.А. является плательщиком транспортного налога.

Судом установлено, что Такмазян А.А. начисленный ему налог не уплатил в установленные законом сроки, и ему по транспортному налогу была начислена пеня в размере 18 661,40 рублей: из них в размере 17 423,81 рубль за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (недоимка для пени, налог за 2014 г. в размере 50 000,00 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ на транспортное средство - МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е350; МЕРСЕДЕС BENZ E200 CGI, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ Е350.

Руководствуясь ст. 69 НК РФ Инспекцией налогоплательщику было направлено требование S01160547549, , , и об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д. ).

Судом установлено, что ответчик добровольно задолженность не оплатил, что послужило основанием для обращения Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю с представленным административным исковым заявлением в Центральный районный суд г. Сочи.

В свою очередь, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для обращения в порядке административного искового производства, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации», а также неоднократно обращалось внимание судом кассационной инстанции, с акцентом на то, что установление указанных обстоятельств в силу части 6 статьи 289 КАС РФ относится к числу юридически значимых по административному делу, рассматриваемому в порядке главы 32 названного процессуального закона (Кассационные определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-1001/2019, от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-754/2019, от ДД.ММ.ГГГГ N 88а-2597/2020 и др.).

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по требованию S01160547549, с ДД.ММ.ГГГГ по требованию ДД.ММ.ГГГГ по требованию , с ДД.ММ.ГГГГ по требованию , с ДД.ММ.ГГГГ по требованию и с ДД.ММ.ГГГГ по требованию соответственно.

В данном случае административный истец был вправе обратиться в Центральный районный суд г. Сочи не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию S01160547549, не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию , не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию , не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию , не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию , и не позднее ДД.ММ.ГГГГ по требованию .

Фактически же обращение в Центральный районный суд г. Сочи с представленным в дело административным исковым заявлением состоялось только ДД.ММ.ГГГГ (т. , л.д. ), по средствам почтовой связи. Доказательств более раннего обращения налогового органа к мировому судье за судебной защитой материалы дела не содержат.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств судом установлено, что рассматриваемое административное исковое заявление подано налоговой инспекцией с пропуском установленного ст. 48 НК РФ шестимесячного срока. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих обращению в суд с требованиями в указанный срок, административным истцом не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

В силу закона, несмотря на безусловную значимость взыскания в соответствующие бюджеты неуплаченных налогоплательщиком самостоятельно налогов и пени, налоговый орган не освобожден от обязанности обращаться за судебным взысканием налоговой недоимки с физического лица в установленные для этого сроки, а в случае их несоблюдения действовать разумно и добросовестно, в том числе в установленном порядке заявлять о его восстановлении, приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности доказательства уважительности их пропуска, чего в рассматриваемом случае административным истцом в нарушение части 4 статьи 289 КАС РФ сделано не было.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по представленным налоговым платежам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по Краснодарскому краю к Такмазяну А. А.ичу о взыскании суммы задолженности по налогам и сборам.

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ