ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3025/2021 от 09.09.2022 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело а-3025/2021

24RS0-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

09 сентября 2022 года

Железнодорожный районный суд в составе:

председательствующего судьи Каплеева В.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, мотивируя требования тем, Красноярским природоохранным прокурором в ходе мониторинга информации, содержащейся в сети «Интернет», на предмет выявления сайтов, содержащих сведения, запрещенные к распространению законодательством Российской Федерации, выявлен на котором размещена информация о продаже медицинской справки по форме необходимой для получения лицензии на приобретение охотничьего оружия, без прохождения медицинского обследования, применение которой запрещено 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков). Вход на Интернет-сайт / является свободным, общедоступным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Нахождение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о получении лицензии (разрешения) на право приобретения охотничьего оружия при предъявлении медицинского заключения без прохождения фактически медицинского обследования в нарушение требований действующего законодательства вводит в заблуждение неопределенный круг лиц о допустимости и широкой распространенности таких действий, влечет нарушение публичных интересов Российской Федерации, установившей порядок выдачи лицензии на приобретение охотничьего оружия, в связи с чем вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. Красноярский природоохранный прокурор просит суд признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети интернет по запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела

С учетом ходатайства административного истца, содержащегося в административном исковом заявлении, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело , установлен срок для предъявления в суд возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства до ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку участвующими в деле лицами не заявлено возражений относительно применения такого порядка рассмотрения административного дела, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему административному делу постановлено административное дело рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) производства, определен срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований – до ДД.ММ.ГГГГ, а также срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции – до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное определение получено Красноярской природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ курьерской связью, Енисейским управлением Роскомнадзора ДД.ММ.ГГГГ почтовой связью.

В установленный срок от представителя заинтересованного лица Енисейского управления Роскомнадзора Берлякова И.В. поступили письменные пояснения, в которых заинтересованное лицо указывает, что указанная в административном исковом заявлении информация не доступна.

Препятствий к рассмотрению административного дела и оснований для перехода к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства не имеется, в связи с чем административное дело рассмотрено судом без назначения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, в том числе письменные пояснения и возражения, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 2.2 ч.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет». Согласно части 2 той же статьи в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие указанную информацию.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 названного Федерального закона).

Статьями 10, 15 названного Федерального закона определено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что в сети Интернет по адресу https://a.medspravka-moskva.org/spravka-002-ou/ размещена информация (оферта) о возможности заказать медицинское заключение по форме 002 о/у с бесплатной доставкой. В объявлении, адресованном неопределенному кругу лиц, содержится информация о возможности покупки справки (заключения), минуя необходимость прохождения осмотров врачей, сдачи медицинских анализов.

Вопреки отзыву заинтересованного лица на момент вынесения решения в порядке упрощенного производства соответствующее объявление в сети Интернет доступно и открывается на электронных устройствах суда с доступом к сети Интернет без использования специальных механизмов обхода ограничений доступа.

В соответствии со ст. 327 УК РФ, подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков влечёт уголовную ответственность.

В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается гражданам Российской Федерации: не имеющим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

В силу ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 150-ФЗ «Об оружии» медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводится медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения в отношении граждан Российской Федерации, впервые приобретающих оружие на основании лицензии, граждан, награжденных оружием, граждан, являющихся владельцами оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), по месту их жительства (пребывания).

Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием включает в себя в том числе психиатрическое освидетельствование, химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, форма и порядок оформления медицинских заключений по его результатам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядок оформления медицинских заключений по его результатам утвержден Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн. Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что медицинское освидетельствование включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования: медицинский осмотр врачом-офтальмологом; психиатрическое освидетельствование; медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом; химико-токсикологические исследования; лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

Таким образом, продажа (выдача) медицинских заключений без прохождения медицинских осмотров, без лабораторных исследований, противоречит действующему порядку оформления медицинских заключений.

Нахождение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продаже медицинского заключения по форме 002 о/у для получения лицензии на приобретение охотничьего оружия без прохождения медицинского освидетельствования в нарушение требований действующего законодательства создает риски выдачи лицензии на приобретение оружия лицам, имеющим медицинские противопоказания к владению оружием, что несет явные и очевидные риски жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах предоставление доступа гражданам к названной информации является распространением запрещенной информации. В целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

Положениями ст.9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Распространение вышеуказанной информации в силу закона недопустимо, в связи с чем, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 265.5 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу:

информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о принятии судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Решение суда также может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд через Железнодорожный районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья В.А. Каплеев