№а-306/18 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июля 2018 года с. Новоселицкое
Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Живницкая Н.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Новоселицкого района Ставропольского края в неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации МО села Журавского (в порядке ст. 39 КАС РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселицкого района Ставропольского края Самарин В.В., действующий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО села Журавского, в котором просит:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по противодействию коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «Опротиводействии коррупции» и реализации мероприятий программыпротиводействия коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края на 2017 - 2019 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края от 13.03.2017 № 36.
Обязать администрацию муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по противодействию коррупции и реализации мероприятий программы противодействия коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края на 2017- 2019 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края от 13.03.2017 № 36, а именно:проанализировать структуру правонарушений коррупционной направленности в администрации муниципального образования Журавского сельсовета;приобрести и показать видеоролики по антикоррупционной направленности;провести анализ эффективности муниципальных закупок путем сопоставления среднерыночных цен на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг) на момент заключения контракта и цены контракта;
разместить отчет о состоянии коррупции на официальном сайте администрации муниципального образования Журавского сельсовета в сети Интернет; провести антикоррупционный мониторинг применения муниципальных правовых актов.
В обосновании административных исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Новоселицкого муниципального района требованийзаконодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Журавского сельсоветаНовоселицкого района Ставропольского края допущены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Постановлением администрации муниципального образования Журавского сельсовета от 13.03.2017 года № 36 утверждена программа противодействия коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района на 2017-2019 годы (далее - Программа).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства программные мероприятия по противодействию коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета, предусмотренные Программой на 2017-2019 годы, по состоянию на 22.06.2018 года не выполнены.
В нарушение требований мероприятий Программы в 2017 году и истекшем периоде 2018 года в администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края не проводился анализ структуры правонарушений коррупционной направленности в администрации муниципального образования Журавского сельсовета; не приобретались и не показывались видеоролики по антикоррупционной направленности; не проводился анализ эффективности муниципальных закупок путем сопоставления среднерыночных цен на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг) на момент заключения контракта; не размещался отчет о состоянии коррупции и реализации мер противодействии коррупции на официальном сайте администрации муниципального образования Журавского сельсовета в сети Интернет. Кроме этого, антикоррупционный мониторинг применения муниципальных правовых актов не проводится.
Невыполнение указанных программных мероприятий администрацией муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского органа местного самоуправления является недопустимым, поскольку не способствует эффективному решению задач по вопросам противодействия коррупции, координации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования, а также формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции.
Не исполнение органом местного самоуправления требованийзаконодательства в сфере противодействия коррупции не обеспечивает реализацию целей и принципов закона о противодействии коррупции, направленных на предотвращение и принятию мер по ее предупреждению.
11.07.2018 года от прокурора Новоселицкого района Ставропольского Самарина В.В. в суд поступило письменное ходатайство, в котором он просит рассмотреть данное административное дело в порядке письменного (упрощенного) производства.
11.07.2018 года от главы администрации МО села Журавского ФИО1 в суд поступило письменное заявление, в котором она не возражает против рассмотрений дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии со п.2 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что административные исковые требования прокурора Новоселицкого района Ставропольского края в защиту неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации МО села Журавского подлежат удовлетворению.
Этот вывод суда основан на следующем:
Согласно с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В ходе проверки исполнения органами местного самоуправления Новоселицкого муниципального района требованийзаконодательства о противодействии коррупции, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией муниципального образования Журавского сельсоветаНовоселицкого района Ставропольского края допущены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон № 273-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числапредусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 настоящей статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе пунктом 38 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, а именно осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.
Согласно п. 6 статьи 3 Закона № 273-ФЗ к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Статьей 1 Закона Ставропольского края от 09.11.2017 № 118-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» в Закон Ставропольского края от 04.05.2009 г. № 25-кз «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» внесены дополнения, согласно которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по проведению антикоррупционного мониторинга применения муниципальных правовых актов.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Постановлением администрации муниципального образования Журавского сельсовета от 13.03.2017 года № 36 утверждена программа противодействия коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района на 2017-2019 годы (далее - Программа).
В качестве основной цели программы является создание системы противодействия коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета; снижение уровня коррупции при исполнении отдельных государственных и муниципальных полномочий и предоставлениимуниципальных услуг; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от негативных проявлений, связанных с коррупцией; устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Исполнителем Программы является администрация муниципальногообразования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края.Финансовое обеспечение программы предусмотрено за счет средств бюджета муниципального образования Журавского сельсовета.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства программные мероприятия по противодействию коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета, предусмотренные Программой на 2017-2019 годы, по состоянию на 22.06.2018 года не выполнены.
Так, в нарушение требований п.п. 1.4, 1.5, 4.2, 5.2 мероприятий Программы в 2017 году и истекшем периоде 2018 года в администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края не проводился анализ структуры правонарушений коррупционной направленности в администрации муниципального образования Журавского сельсовета; не приобретались и не показывались видеоролики по антикоррупционной направленности; не проводился анализ эффективности муниципальных закупок путем сопоставления среднерыночных цен на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг) на момент заключения контракта; не размещался отчет о состоянии коррупции и реализации мер противодействии коррупции на официальном сайте администрации муниципального образования Журавского сельсовета в сети Интернет.Кроме этого, антикоррупционный мониторинг применения муниципальных правовых актов не проводится.
Невыполнение указанных программных мероприятий администрацией муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского органа местного самоуправления является недопустимым, поскольку не способствует эффективному решению задач по вопросам противодействия коррупции, координации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования, а также формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции.
Не исполнение органом местного самоуправления требованийзаконодательства в сфере противодействия коррупции не обеспечивает реализацию целей и принципов закона о противодействии коррупции, направленных на предотвращение и принятию мер по ее предупреждению.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. ст. 291 - 293 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.
Возражений по заявленным требованиям административным ответчиком не принесено.
На основании изложенного и, руководствуясь 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.ст. 1, ч. 1 ст. 39, 175-180, 227, 291-293 КАС РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Новоселицкого района Ставропольского края, о признании незаконным бездействия администрации МО села Журавского (в порядке ст. 39 КАС РФ) - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по противодействию коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «Опротиводействии коррупции» и реализации мероприятий программыпротиводействия коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края на 2017- 2019 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края от 13.03.2017 № 36.
Обязать администрацию муниципального образования Журавскогосельсовета Новоселицкого района Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по противодействию коррупции и реализации мероприятий программы противодействия коррупции на территории муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края на 2017- 2019 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края от 13.03.2017 № 36, а именно:
- Проанализировать структуру правонарушений коррупционной направленности в администрации муниципального образования Журавского сельсовета;
- Приобрести и показать видеоролики по антикоррупционной направленности;
- Провести анализ эффективности муниципальных закупок путем сопоставления среднерыночных цен на закупаемую продукцию (выполнение работ, оказание услуг) на момент заключения контракта и цены контракта;
- Разместить отчет о состоянии коррупции на официальном сайте администрации муниципального образования Журавского сельсовета в сети Интернет;
- Провести антикоррупционный мониторинг применения муниципальных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.Н. Живницкая