ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-309/20 от 07.08.2020 Кизлярского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а-309/2020

УИД: 05RS0-46

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2020 года <адрес> РД

Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Корголоев С.М., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Цветковский» <адрес> РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства о принятии программы в области противодействия коррупции и обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО СП «сельсовет Цветковский» <адрес> РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства о принятии программы в области противодействия коррупции и обязании устранить нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в силу путем разработки и размещения в сети Интернет на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Цветковский» в разделе «Открытые данные» муниципальной программы в области противодействия коррупции.

Из административного иска следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка требований законодательства в области утверждения и реализации муниципальных программ в области противодействия коррупции органами местного самоуправления - муниципальными образованиями сельских поселений муниципального района «<адрес>» РД. В ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Цветковский» отсутствует информация о принятии и реализации муниципальной программы в области противодействия коррупции.

В соответствии с ч.1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации муниципальных программ определяются соответственно местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе: муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 7 вышеназванного Закона, основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе, принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.

В соответствии с п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно ч.1 ст.7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции в <адрес>», мерами противодействия коррупции являются, в том числе: принятие и реализация муниципальных программ противодействия коррупции.

Проверкой установлено, что программа противодействия коррупции на уровне муниципального образования сельского поселения «сельсовет Цветковский» не принята, что также подтверждается проверкой-мониторингом деятельности муниципальных образований сельских поселений MP «<адрес>» по соблюдению ими требований федерального законодательства об обеспечении доступа к деятельности органов местного самоуправления. Ненадлежащее выполнение МО СП «сельсовет Цветковский» своих полномочий в сфере противодействия коррупции, нарушают основные права и свободы человека и гражданина на отсутствие коррупционных проявлений в обществе, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно.

Представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>ФИО2 просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на удовлетворении административного иска настаивала.

Представитель административного ответчика – глава администрации МО СП «сельсовет Цветковский» <адрес>, РД ФИО3 административные исковые требования признал полностью, просил дело рассмотреть без его участия.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

Определением от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела, считаю, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации муниципальных программ определяются соответственно местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке. Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно ст.1 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе: муниципальные правовые акты.

Статьей 7 установлены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, ими являются, в том числе, принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению.

В соответствии с п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Согласно ч.1 ст.7 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции в <адрес>», мерами противодействия коррупции являются, в том числе: принятие и реализация муниципальных программ противодействия коррупции.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статьей 9 Федерального Закона регламентируется, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Часть 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» устанавливает, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации в границах которого находится соответствующее муниципальное образования. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящие муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», в соответствии с ч. 4 ст. 13, ч.ч. 7.1 и 9 ст. 14 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» утверждены правила: отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных; определения периодичности ее размещения, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных; обязательного размещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Таким образом, из анализа указанных норм следует, что на администрацию сельского поселения «сельсовет Цветковский» возложена обязанность исполнения требований в области противодействия коррупции.

Согласно справки о результатах проверки мониторинга деятельности МО СП МР «<адрес>» РД от ДД.ММ.ГГГГ и приложения к ней за , во исполнение поручения прокурора <адрес> и требования прокуратуры города, помощником прокурора <адрес>ФИО4, совместно с и.о. начальника отдела информационных технологий Администрации МР «<адрес>» РД ФИО5, проведен мониторинг официальных сайтов сельских поселений МР «<адрес>» РД, в частности официального сайта администрации МО СП «сельсовет Цветковский», а также о содержащихся в них данных исполнения требований законодательства в области противодействия коррупции. В ходе мониторинга установлено, что в нарушение федерального законодательства на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Цветковский» отсутствует раздел «открытые данные», не разработана муниципальная программа в области противодействия коррупции и не размещена в сети Интернет на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Цветковский».

В соответствии ч. 3 ст. 46 и ч. 1 ст. 157 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 157 КАС РФ для непринятия признания административного иска административными ответчиками, не имеется.

Последствия признания административного иска представителю административного ответчика разъяснены.

В силу требований ч. 3 ст. 157 КАС РФ при признании административным ответчиком административного иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Как следует из административного иска, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, в заявлении не приведены обоснования обязанности исполнения решения ответчиком в указанные сроки.

По мнению суда, установление месячного срока исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу, может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления.

Суд по своей инициативе вправе установить определенный порядок и срок исполнения решения суда.

В целях исключения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд счел возможным установить срок исполнения решения суда: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При установленных по делу обстоятельствах, данный срок исполнения решения, по мнению суда, является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 180, 227, 291-294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Цветковский» <адрес> РД удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Цветковский» <адрес> РД, выразившееся в неисполнении требований законодательства о принятии муниципальной программы в области противодействия коррупции, незаконным.

Обязать администрацию МО СП «сельсовет Цветковский» <адрес> РД в срок до трех месяцев со дня вступления решения суда в силу устранить выявленные нарушения, путем разработки и размещения в сети Интернет на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Южный» в разделе «Открытые данные» муниципальной программы в области противодействия коррупции.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Федеральный судья С.М. Корголоев