ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3113/2022 от 19.07.2022 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу а-3113/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2022 г.

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи Хагундоковой Р.Р.

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации об ограничении доступа к информации,

У С Т А Н О В И Л:

Военной прокуратурой Майкопского гарнизона в рамках проверки исполнения федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц информации к текстовым постам и фотоматериалам с пропагандой экстремизма связанной со специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины на интернет-странице с адресом: . Просит суд признать информацию на указанном сайте запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Административный истец в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о дате и времени судебного разбирательства.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора России по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении в их отсутствие, заявленные требования оставляет на усмотрения суда.

Исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Судом установлено, что Военной прокуратурой Майкопского гарнизона проведена проверка, в ходе которой выявлен факт размещения запрещенной информации с текстовыми постами и фотоматериалами с пропагандой экстремизма связанной со специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины, расположенной по адресу: .

Проверкой установлено, что на данном сайте размещена информация с текстовыми постами и фотоматериалами с пропагандой экстремизма связанной со специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины. При этом ограничения на передачу информации отсутствуют.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратится в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.

В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Право прокурора на обращение в суд в порядке административного судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, защищаемых в порядке административного судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах этих граждан, либо неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, прокурор не только вправе, но и обязан инициировать возбуждение производства по административному делу, когда спор затрагивает интересы неопределенного круга лиц - пользователей Интернет-ресурсов.

Таким образом, имеются основания для обращения с иском о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к интернет-сайту, на котором текстовые посты и фотоматериалы с пропагандой экстремизма связанной со специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины, что побуждает граждан к совершению правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из п. 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Кроме того, ст. 59 Конституции РФ возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества.

В соответствии с ст. 21.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан за неисполнение обязанностей по воинскому учету.

Кроме того, ч. 1 ст. 280.3 УК РФ установлена уголовная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

В силу ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа информации предусмотрено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозы его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются государственными органами при разрешении административно-правовых споров и не связанных с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер административно-правовой ответственности.

Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно или административно-наказуемых деяний, облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.

Законодательством установлен запрет на распространение информации с текстовыми постами и фотоматериалами с пропагандой экстремизма, связанной со специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на данном сайте.

Наличие в свободном доступе вышеуказанной информации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к интернет-сайту: https://vk.com/feddyofficial необходимо ограничить, в связи с чем заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.1 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации об ограничении доступа к информации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на «Интернет-сайте» на страницах по URL-адресу: , запрещенной к распространению на территории РФ.

Включить интернет-сайт: а единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интерент», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу для включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет» данного адреса в Единый реестр доменных умен, указателей страниц сайтов в «Интернете» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий подпись Р.Р. Хагундокова

Уникальный идентификатор дела 01RS0-95

Подлинник находится в материалах дела а-3113/2022

в Майкопском городском суде Республики Адыгея.