ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3117/19 от 11.11.2019 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

а-3117/19

Решение

Именем Российской Федерации

11 ноября 2019 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Евангелевской Л.В.

при секретаре Нанавьян С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Департамент социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону, о признании недействующим пункта 4.4 Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, как противоречащих требованиям действующего законодательства, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> со дня его принятия

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Ростова-на-Дону обратился в суд с заявлением Администрации г. Ростова-на-Дону о признании недействующим пункта 4.4 Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних (далее Положение), утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, как противоречащих требованиям действующего законодательства.

В обоснование истец сослался на то, что в соответствии с пунктом 4.4 Положения определено, что районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, получившие карту учета, в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких детях информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы и учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции; направляют постановление о постановке на учет в банк данных и план мероприятий – в УСЗН района, к которому по территориальности относится комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, принявшая постановление о постановке на учет в банк данных несовершеннолетнего, для внесения информации в банк данных.

Однако, по мнению прокурора, данный пункт не соответствует п 5.2 утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних (далее-Положение о едином областном банке), которым предусмотрено что муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких несовершеннолетних передают документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов, а также информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы и учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции. Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направляют документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения, которые являются операторами банка данных. При этом, региональным законодательством не предусмотрено принятие комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

Кроме того, на основании ч. 1 ст.1 и ч. 6 ст. 10 Закона № 425-ЗС комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решения комиссии оформляются постановлениями.

В этой связи, для принятия постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних требуется проведение в установленный 7-дневный срок заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и направление карты учета в органы защиты населения.

В силу п. 8 ст. 6 Закона № 425-ЗС комиссии при защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение.

Вместе с тем, в п.4.4 Положения указано, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждают подготовленный, с учётом предложений органов опеки и попечительства и иных заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, план мероприятий, включающий профилактические и реабилитационные меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям.

Таким образом, функция подготовки такого плана относится к полномочиям органа опеки и попечительства, а не комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Прокурором г. Ростова-на-Дону 25.07.2016 г. в администрацию города вынесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего времени, по истечении 3-х лет с даты вынесения представления, соответствующий проект в прокуратуру города Ростова-на-Дону не поступил, изменения в оспариваемый нормативный правовой акт не внесены.

На основании изложенного, административный истец просит суд, признать недействующим пункты 4.4., Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> как противоречащего требованиям действующего законодательства, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> со дня его принятия.

Представитель административного истца Бородаенко А.С. в судебное заседание явился, требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону Галкина А.Е. представил отзыв, просил в заявленных требованиях отказать, поскольку у Администрации города Ростова-на-Дону полномочий по созданию банка данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних нет.

Представитель заинтересованного лица Головнева Е.Н. представил отзыв, просил в заявленных требованиях отказать, поскольку у Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону полномочий по созданию банка данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних нет.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со ст. 3 Федерального Закона №22-ФЗ от 08.03.2015г. «О ведении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ», дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Согласно п. 2 ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу п. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно части 1 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 11 № 120-ФЗ).

В силу части 1 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 26.12.2005 № 425-ЗС «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области, районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются главой местной администрации городского округа, имеющего районное деление, при территориальных органах исполнительно-распорядительного органа городского округа.

Судом установлено, что Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону утверждено Положение о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних <данные изъяты> от <данные изъяты>

Пунктом 4.4 Положения определено, что районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, получившие карту учета, в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких детях информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы и учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции; направляют постановление о постановке на учет в банк данных и план мероприятий – в УСЗН района, к которому по территориальности относится комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, принявшая постановление о постановке на учет в банк данных несовершеннолетнего, для внесения информации в банк данных.

Однако, п. 5.2 Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> предусмотрено что муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в 7-дневный срок со дня поступления сведений о таких несовершеннолетних передают документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов, а также информируют органы опеки и попечительства и иные заинтересованные органы и учреждения системы профилактики для организации и проведения профилактических, реабилитационных и иных мероприятий в пределах своей компетенции. Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направляют документированную информацию на карте учета в органы социальной защиты населения, которые являются операторами банка данных. При этом, региональным законодательством не предусмотрено принятие комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

Кроме того, на основании ч. 1 ст.1 и ч. 6 ст. 10 Закона № 425-ЗС комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, решения комиссии оформляются постановлениями.

В этой связи, для принятия постановления о постановке на учет в банк данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних требуется проведение в установленный 7-дневный срок заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и направление карты учета в органы защиты населения.

В силу п. 8 ст. 6 Закона № 425-ЗС комиссии при защите и восстановлении прав и законных интересов несовершеннолетних утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение.

Вместе с тем, в п.4.4 Положения указано, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждают подготовленный, с учётом предложений органов опеки и попечительства и иных заинтересованных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, план мероприятий, включающий профилактические и реабилитационные меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям.

Таким образом, функция подготовки такого плана относится к полномочиям органа опеки и попечительства, а не комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Прокурором г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города вынесено представление 7-8-2016 об устранении нарушения законодательства.

,Данное представление рассмотрено и удовлетворено, что следует из письма <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Однако, до настоящего времени, по истечении 3-х лет с даты вынесения представления, соответствующий проект в прокуратуру города Ростова-на-Дону не поступил, изменения в оспариваемый нормативный правовой акт не внесены.

При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный акт в части п. 4.4 подлежит призна­нию недействительным со дня принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.208,213,215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействующим пункт 4.4., Положения о едином городском банке данных безнадзорных несовершеннолетних, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, как противоречащего требованиям действующего законодательства, утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> со дня его принятия

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 ноября 2019 г.

Судья