ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-311/2022 от 14.06.2022 Хунзахского районного суда (Республика Дагестан)

Дело а-311\2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июня 2022 года

Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Казанбиева З.М., при секретаре ФИО4, с участием прокурора РД ФИО6, ФИО1 по – старшего участкового уполномоченного ОУУП и ПДН ФИО1 РФ по майора полиции ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к ФИО1 по о досрочном прекращении административного надзора со снятием ограничений,

установил:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил досрочно прекратить административный надзор со снятием ограничений в виде запрета посещать места проведения массовых и культурно-массовых мероприятий, запрета пребывания вне жилого помещения с 22 час.00 мин до 06 час. 00 мин., запрет выезжать за пределы территории муниципального образования «» Республики Дагестан, а также частично отменить административное ограничение в виде явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был осужден Хунзахским районным судом РД по ч. 2 ст. 208 УК РФ к к 5 годам и трем месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима с ограничением свободы на срок один год. В 2020 году Димитровским городским судом в отношении него был установлен административный надзор с ограничениями в виде запрета посещения мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий, запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время, запрета выезжать за предела территории МО «», а также три раза в месяц регистрироваться в органах внутренних дел. Наказание, назначенное судом, он полностью отбыл в местах лишения свободы, имеет 15 поощрений за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и активное участие в жизни исправительного учреждения, положительно характеризуется по месту отбывания наказания и жительства, правонарушений не совершал. В течение срока административного надзора соблюдает установленные решением суда ограничения. В настоящее время проживает в РД со своей супругой, находятся на иждивении родителей, так как у него нет своего дохода, в данном селе у него нет возможности трудоустроиться и у него возникает необходимость выезжать за пределы района на заработки.

В судебном заседании ФИО2 поддержал свои требования, просил суд отменить ограничения в виде запрета покидать место жительства в ночное время, так как у него имеется грузовой автомобиль и он намеревается заниматься грузоперевозками за пределы района, в связи с чем трудно рассчитать время на дорогу, это препятствует его профессиональной деятельности. В этой же связи просил отменить ограничение в виде запрета выезжать за пределы МО «».

ФИО1 по ФИО5 требования о досрочном прекращении административного надзора не признал, поскольку это запрещает закон, требования административного истца о частичной отмене ранее установленных ограничений считал возможным, предложив ограничение в виде запрета на выезд за пределы МО «» изменить (смягчить) на ограничение в виде запрета выезжать за пределы Республики Дагестан. На отмену ограничения в виде запрета покидать жилье в ночное время, а также уменьшения количества явок в ОВМД для регистраций, - не согласен.

Прокурор ФИО6 согласен с позицией ФИО1 по .

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы" (далее - Закон,

Закон об административном надзоре) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его ФИО1 с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Частью 1 статьи 10 Закона об административном надзоре установлено, что поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его ФИО1 с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).

При решении вопроса о частичной отмене административных ограничений суд не вправе устанавливать новые административные ограничения (ограничение). Частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации). Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.

В силу части 2 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приговором Хунзахского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГФИО2 осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 5 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с последующим ограничением свободы сроком на один год.

Данное преступление отнесено уголовным законом к категории тяжких.

Решением Димитровградского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по в отношении ФИО2 установлен административный надзор на срок 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до момента постановки на учет в органах внутренних дел, и определены следующие административные ограничения: три раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; запрет на выезд за пределы МО «» Республики Дагестан, запрет посещения мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий.

Административный истец отбывал наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН ФИО1 по с ДД.ММ.ГГГГ, освобожден по отбытию срока наказания.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 поставлен на профилактический учет в ФИО1 по Республики Дагестан и в отношении него заведено дело административного надзора.

Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").

Согласно статье 2 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его ФИО1 с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено, что поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его ФИО1 с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона). При решении вопроса о частичной отмене административных ограничений суд не вправе устанавливать новые административные ограничения (ограничение). Частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации).

Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.

Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).

В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (статья 9, часть 8 статьи 272 КАС РФ).

В соответствии с п. 9 приведенного Постановления ПВС РФ административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (часть 6 статьи 270 КАС РФ, части 2 и 3 статьи 9 Закона).

ФИО2 судом установлен административный надзор сроком на 8 лет решением от ДД.ММ.ГГГГ, то есть, половина срока административного надзора не истекла, в связи с чем досрочное прекращение административного надзора в рассматриваемом случае не допускается и в этой части административного иска надлежит отказать.

Принимая во внимание положительные характеристики административного истца по месту жительства, органов по осуществлению административного надзора за период нахождения ФИО2 под надзором, отсутствие сведений о совершении ФИО2 административных правонарушений, уголовных преступлений, положительную характеристику администрации исправительного учреждения по месту отбытия наказания, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов вечера до 6 часов утра, запрета на выезд за пределы МО «», изменив его на запрет на выезд из Республики Дагестан, а также считает возможным уменьшить количество посещений в органы внутренних дел на регистрацию с трех до двух раз в месяц.

Из материалов дела, следует, что ФИО2 в период отбывания установленного судом срока административного надзора нарушений действующего законодательства не допускал, соблюдал установленные решением суда ограничения и обязанности, положительно характеризуется по месту проживания.

При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства (правовая позиция ВС РФ в приведенном выше Постановлении ПВС).

Так, в судебном заседании административный истец пояснил, что он при в связи с отсутствием возможности иного трудоустройства и имея в наличии грузовое транспортное средство в собственности, намеревается заниматься перевозкой грузов, выезжая при этом за пределы МО «». При этом такие ограничения как запрет покидать жилье в ночное время и территорию МО «» препятствуют ему заниматься этим видом трудовой деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 7.4 Приказа МВД ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 818 "О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора вносят соответствующие сведения о прибытии поднадзорного лица в маршрутный лист, заверяют печатью (штампом) территориального органа и приобщают к материалам дела административного надзора. При изменении поднадзорным лицом места жительства (пребывания или фактического нахождения) выдают маршрутный лист и письменно информируют об этом территориальные органы по месту его прибытия.

Исходя из смысла приведенных норм, такое разрешение носит разовый и исключительный характер, что при трудовой деятельности, носящей разъездной характер, которой намерен заниматься ФИО2, осуществить затруднительно при длительных и частых поездках, в том числе в ночное время (расстояние, например, от места жительства административного истца до столицы республики составляет около 180 км).

Из материалов дела следует, что ФИО2 с момента постановки на учет в ФИО1 по Республики Дагестан фактически проживает по месту своей постоянной регистрации в РД, где поставлен на учет в качестве поднадзорного лица.

Учитывая, что ФИО2, соблюдая требования пункта 3 статьи 10 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", не будет иметь возможность свободно передвигаться по территории Республики Дагестан в качестве вида трудовой деятельности, суд полагает возможным отменить ограничение в виде запрета покидать жилье в ночное время, а также в виде запрета выезжать за пределы территории МО «», смягчив данный запрет и сформулировав его следующим образом: «запретить выезжать за пределы территории Республики Дагестан», что не является в данном случае установлением нового ограничения, а является смягчением (частичной отменой) ранее установленного судом ограничения и этим положение поднадзорного не ухудшается.

В силу пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

С учетом характеризующих данных о личности поднадзорного и предполагаемого графика его трудовой деятельности, суд также считает возможным уменьшить количество явок поднадзорного в органы внутренних дел для регистрации с трех раз, ранее установленного судом, до двух раз в месяц.

Установленные в отношении ФИО2 административные ограничения не свидетельствует о нарушении его конституционных прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными.

Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений с его стороны путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.

Характеризующие ФИО2 материалы судом приняты и признаны допустимыми доказательствами. Основания для допроса в суде лиц, их составивших, отсутствовали.

Руководствуясь ст.ст. 1750180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск ФИО2 удовлетворить частично.

Частично отменить ранее установленные ФИО2 ограничения в виде запрета выезда за пределы территории МО «» Республики Дагестан, сформулировав его следующим образом: «запретить выезжать за пределы Республики Дагестан»;

отменить ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства ФИО2, в период с 22.00 до 06 00 час.;

частично отменить ограничение в виде обязательной явки в 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, уменьшив количество явок в орган внутренних дел до 2 раз в месяц.

В остальной части иска отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судья