ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-313/2023 от 24.08.2023 Варнавинского районного суда (Нижегородская область)

Дело а-313/2023

УИД52RS0-78

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.<адрес> 24 августа 2023 года

Варнавинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Прокофьевой В.П., с участием заместителя прокурора <адрес> Вершинина М.С., при секретаре Киселевой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление административного истца прокурора <адрес> в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Восходовская ОШ, Администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> об обязании Муниципального бюджетного образовательного учреждения Восходовская ОШ в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести ограждение и освещение по периметру учреждения в соответствие с требованиями законодательства, установить в учреждении систему контроля и управления доступом; обязании администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по приведению ограждения и освещения по периметру МБОУ Восходовская ОШ в соответствие с требованиями законодательства, установке в учреждении системы контроля и управления доступом,

УСТАНОВИЛ:

<адрес>, действуя в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Восходовская ОШ, Администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> об обязании Муниципального бюджетного образовательного учреждения Восходовская ОШ в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести ограждение и освещение по периметру учреждения в соответствие с требованиями законодательства, установить в учреждении система контроля и управления доступом; обязании администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по приведению ограждение и освещение по периметру МБОУ Восходовская ОШ в соответствие с требованиями законодательства, установке в учреждении система контроля и управления доступом. В административном исковом заявлении указав, что в силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относиться в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно-охранных и инженерно-технических мероприятий.

В ходе проведенной проверки установлено, что в МБОУ Восходовская ОШ система контроля и управления доступом (далее-СКУД) отсутствует, ограждение и освещение по периметру территории учреждения не соответствует предъявляемым законом требованиям.

Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены, что создаёт угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.

Допущенные нарушения противоречат интересам Российской Федерации, заключающимся в единстве правовых и организационных основ обеспечения безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества, предупреждения совершения преступлений, в том числе террористической направленности, отрицательно сказываются на обеспечении антитеррористической защищенности объекта образования и создают благоприятные условия для совершения правонарушений и преступлений.

С целью устранения указанных нарушений прокуратурой в адрес директора МБОУ Восходовская ОШ Румянцовой Е.А. внесено представление, но нарушения в добровольном порядке до настоящего времени не устранены.

На основании изложенного истец просит суд обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Восходовская ОШ в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести ограждение и освещение по периметру учреждения в соответствие с требованиями законодательства, установить в учреждении система контроля и управления доступом; обязать администрацию Варнавинского муниципального округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по приведению ограждение и освещение по периметру МБОУ «Восходовская ОШ» в соответствие с требованиями законодательства, установке в учреждении система контроля и управления доступом.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Вершинин М.С. заявленные требования поддержала, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представители ответчика МБОУ «Восходовская ОШ» не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные требований признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.

В судебное заседание представитель Администрации Варнавинского муниципального округа не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные требований признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.

Суд, выслушав административного истца, изучив и проанализировав материалы дела, как в отдельности, так и в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Судом установлено, что в соответствии со ст.2, 3 Федерального закона от 28,12.2010 - ФЗ «О безопасности» одним из принципов обеспечения безопасности является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. При этом деятельность по обеспечению безопасности включает в себя разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства, участники Конвенции следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно - правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N273-03 «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п.п.5, 10, 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентов РФ ДД.ММ.ГГГГ общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. При этом одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст.1, п.1, 5, 7 ст.2, ч.4 ст.3, п.3.1, ст.5. ст.5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, противодействие терроризму в РФ основывается на принципах системности и комплексного использования в том числе правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, приоритета мер предупреждения терроризма, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Как указано в ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Ш31-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования), и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с п. 5, 17-19 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации и обеспечения пропускного и

внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: неукоснительного соблюдения на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).

Как указано в п. 24 требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.

В соответствии со ст. ст. 28, 32, 39, 41 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательное учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Обеспечение антитеррористической защищенности объекта образования осуществляется путем реализации комплекса организационно-распорядительных, режимно - охранных и инженерно-технических мероприятий.

В соответствии с п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Согласно п. 5 Требований Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.

Согласно п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Более того, Министерством образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. При решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать в том числе наличие системы видеонаблюдения и контроля.

Выполнение указанных требований является обязательным в силу закона и необходимо для пресечения преступлений, является мерой по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности.

Судом установлено, что в ходе проведенной проверки выявлено, что в МБОУ Восходовская ОШ система контроля и управления доступом (далее-СКУД) отсутствует, ограждение и освещение по периметру территории учреждения не соответствует предъявляемым законом требованиям.

В соответствии с представлением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директору МБОУ «Восходовская ОШ» необходимо было принять меры к устранению указанных в нем недостатков.

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ проведенной прокуратурой <адрес>, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования не устранены.

Таким образом, установленные законом процедуры и требования законодательства об антитеррористической защищенности, направленные на обеспечение безопасности объекта образования нарушены.

Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровья людей, пребывающих в здании и на территории учреждения, в том числе в случае совершения террористического акта.

В силу части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В судебном заседании установлено, что признание иска представителями ответчиков администрации Варнавинского муниципального округа Масляковым А.О., директором МБОУ «Восходовская СШ» заявлено добровольно и в пределах предоставленных им полномочий.

В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает признание иска представителями ответчиков, поскольку признание иска ими заявлено в пределах представленных полномочий, добровольно. Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что необходимо удовлетворить заявленные прокурором требования в полном объеме.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Восходовская ОШ, Администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> об обязании Муниципального бюджетного образовательного учреждения Восходовская ОШ привести ограждение и освещение по периметру учреждения в соответствие с требованиями законодательства, установить в учреждении систему контроля и управления доступом; обязании администрации Варнавинского муниципального округа <адрес> обеспечить финансирование мероприятий по приведению ограждения и освещения по периметру МБОУ Восходовская ОШ в соответствие с требованиями законодательства, установке в учреждении системы контроля и управления доступом, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Восходовская ОШ (ОГРН 1025200868230, ИНН 5207002765) в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести ограждение и освещение по периметру учреждения в соответствие с требованиями законодательства, установить в учреждении систему контроля и управления доступом.

Обязать администрацию Варнавинского муниципального округа <адрес> (ИНН 5228058751, ОГРН 1235200004236) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование мероприятий по приведению ограждения и освещения по периметру МБОУ Восходовская ОШ в соответствие с требованиями законодательства.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Варнавинский районный суд <адрес>.

Судья В.П.Прокофьева