ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-314/2023 от 05.10.2023 Октябрьского районного суда (Волгоградская область)

Дело а-314/23

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

В составе председательствующего Ветохиной Т.В.,

с участием прокурора прокуратуры <адрес>ФИО2,

представителя административного ответчика администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес>ФИО3, действующей на основании доверенности,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 октября 2023 года в р.<адрес> дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> о понуждении к соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по установке на пересечении автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> средств регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Обязании администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать пересечение автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> средствами регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

В обоснование административного иска указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) на территории городского поселения р.<адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что на пересечении автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> отсутствуют средства регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Указанные автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам местного значения и находятся в собственности городского поселения р.<адрес>.

Согласно проекта организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального района, расположенных на территории городского поселения р.<адрес>, утвержденного главой городского поселения р.<адрес> в 2021 году (далее – Проект), наличие технических средств безопасности дорожного движения для пересечения проезжей части пешеходами, на указанном пересечении автомобильных дорог, не предусмотрено.

Вместе с тем, рядом с вышеуказанным пересечением автомобильных дорог расположено несколько торговых объектов, к которым относятся продовольственные магазины, магазины детской одежды, предприятия, предоставляющие бытовые услуги населению. Данные объекты являются объектами притяжения пешеходов, в связи с чем на данном участке автомобильных дорог наблюдается постоянное движение пешеходов, пересекающих проезжую часть через указанное пересечение автомобильных дорог (пересечение <адрес> с <адрес>).

Указанное обстоятельство создает угрозу участникам дорожного движения дорожно-транспортных происшествий, в том числе данные обстоятельства могут стать причиной наездов на пешеходов.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации городского поселения р.<адрес> направлялось информационное письмо для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Проект, а также о принятии мер к оборудованию указанного пересечения автомобильных дорог техническими средствами безопасного движения для пересечения проезжей части пешеходами.

Однако, указанное информационное письмо органом местного самоуправления городского поселения р.<адрес> к сведению не принято, в Проект изменения не внесены, необходимые мероприятия по обустройству пересечения автомобильных дорог не проведены.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы поселения внесено представление.

Рассмотрев указанное представление, администрацией городского поселения р.<адрес> в адрес прокуратуры района ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, содержащее информацию о том, что в план работы и бюджет администрации городского поселения р.<адрес> на 2024 год будут включены мероприятия и финансы на обустройство пешеходного перехода на пересечении автомобильных дорог р.<адрес> и <адрес>) для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Таким образом, выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в настоящее время не устранены.

Невыполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения негативным образом влияет на общее состояние безопасности дорожного движения в р.<адрес>, нарушает права граждан на безопасное передвижение по дорогам общего пользования, а также может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, в том числе, с участием пешеходов на указанном участке автомобильных дорог.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении основных принципов безопасности дорожного движения, закрепленных в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Сославшись на указанные обстоятельства, просил суд заявленные требования административного иска удовлетворить.

В судебном заседании, прокурор, участвующий по делу, заявленные требования поддержал в соответствии с доводами изложенными в административном иске и просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес>ФИО3 в судебном заседании административный иск прокурора признала в полном объеме, против удовлетворения требований не возражала.

Выслушав участников административного судопроизводства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 3 Федерального закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

В пункте 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог. Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В данный перечень включены следующие Национальные стандарты: ФИО5 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» (далее – ФИО5 32944-2014); ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ФИО5 52766-2007), которые устанавливают общие технические требования к пешеходным переходам.

Так, пунктом 4.5.2.1 ФИО5 52766-2007 установлено, что пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов.

Подпунктами 4.1, 4.2, 4.3 п. 4 ГОСТ 32944-2014 установлено, что организация пешеходных переходов осуществляется для обеспечения возможности безопасного пересечения проезжей части дорог пешеходами; при проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог необходимо предусматривать возможность безопасного перехода дорог пешеходами путем устройства пешеходных переходов в одном или разных уровнях в соответствии с требованиями нормативных документов; выбор типа пешеходного перехода зависит от интенсивности автомобильного и пешеходного движения, а также количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов. Обустройство пешеходных переходов возможно только на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог, с учетом состава и интенсивности движения автомобилей и пешеходов, дорожных условий.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> в текущем году проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» на территории Октябрьского муниципального района <адрес>, в ходе которой установлено, что на пересечении автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> отсутствуют средства регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Указанные автомобильные дороги относятся к автомобильным дорогам местного значения и находятся в собственности городского поселения р.<адрес>.

Согласно проекта организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального района, расположенных на территории городского поселения р.<адрес>, утвержденного главой городского поселения р.<адрес> в 2021 году (далее – Проект), наличие технических средств безопасности дорожного движения для пересечения проезжей части пешеходами, на указанном пересечении автомобильных дорог, не предусмотрено, что в свою очередь создает угрозу участникам дорожного движения, поскольку на территории прилегающей к пересечению указанных автомобильных дорог (<адрес> и <адрес>) расположены объекты торговой инфраструктуры, предприятия, предоставляющие бытовые услуги населению. Данные объекты являются объектами притяжения пешеходов, в связи с чем, на данном участке автомобильных дорог наблюдается постоянное движение пешеходов, пересекающих проезжую часть через указанное пересечение автомобильных дорог не оборудованного пешеходным переходом.

Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о нарушении основных принципов безопасности дорожного движения, закрепленных в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Как следует из материалов дела, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации городского поселения р.<адрес> направлялось информационное письмо для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Проект, а также о принятии мер к оборудованию указанного пересечения автомобильных дорог техническими средствами безопасного движения для пересечения проезжей части пешеходами.

Однако, указанное информационное письмо органом местного самоуправления городского поселения р.<адрес> к сведению не принято, в Проект изменения не внесены, необходимые мероприятия по обустройству пересечения автомобильных дорог не проведены.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы поселения внесено представление.

Рассмотрев указанное представление, администрацией городского поселения р.<адрес> в адрес прокуратуры района ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, содержащее информацию о том, что в план работы и бюджет администрации городского поселения р.<адрес> на 2024 год будут включены мероприятия и финансы на обустройство пешеходного перехода на пересечении автомобильных дорог р.<адрес> и <адрес>) для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Таким образом, выявленные в ходе проведенной прокуратурой района проверки нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в настоящее время не устранены.

Невыполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения негативным образом влияет на общее состояние безопасности дорожного движения в р.<адрес>, нарушает права граждан на безопасное передвижение по дорогам общего пользования, а также может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов на указанном участке пересечения автомобильных дорог.

Таким образом, поскольку со стороны органа исполнительной власти в лице администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> допущено нарушение требований действующего законодательства, а также требований об исполнении обязанности по решению вопросов регионального значения, а именно по соблюдению принципов безопасности дорожного движения, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В данном случае требования прокурора направлены на обеспечение реализации прав и законных интересов неопределенного круга лиц, использующих указанное пересечение автомобильных дорог (в границах территории городского поселения р.<адрес>) по назначению.

С учетом изложенного, суд считает признать незаконным бездействие администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в части непринятия мер по установке на пересечении автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> средств регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами и обязать административного ответчика в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать пересечение автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> средствами регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объёмом работы, суд на основании ст. 187 КАС РФ устанавливает срок исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> о понуждении к соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по установке на пересечении автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> средств регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Обязать администрацию городского поселения р.<адрес> муниципального района <адрес> в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать пересечение автомобильных дорог (<адрес> с <адрес>) в р.<адрес> средствами регулирования дорожного движения для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий