Дело №а-318/2019
Решение
Именем Российской Федерации
17 октября 2019 года <адрес> УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе судьи Соловьева В.А.,
при секретаре Пенькиной Н.В., с участием прокурора Борзенковой Т.А., представителя административного истца ООО «Автомир» Д.о Д.В., представителя Правительства Удмуртской Республики ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Автомир» о признании недействующими в части нормативных правовых актов Правительства Удмуртской Республики,
установил:
ООО «Автомир» обратилось в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ и Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№. Свои требования мотивировало тем, что ООО «Автомир» является собственником следующих объектов недвижимости, расположенных по адресу Удмуртская Республика, <адрес>:
1) здание склада продовольственных товаров, назначение: нежилое, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 1046,9 кв.м, кадастровый №, далее по тексту - «склад»;
2) двухэтажное административное здание, назначение: объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 229,8 кв.м, степень готовности 44%, кадастровый №, далее по тексту - «административное здание».
Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 546 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год. В вышеуказанный перечень пунктом 1939 включен объект недвижимости - склад, принадлежащий истцу.
Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 502 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год. B вышеуказанный перечень пунктом 2466 включен объект недвижимости - склад, принадлежащий истцу.
Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 507 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. В вышеуказанный перечень пунктом 2053 включен объект недвижимости - склад, принадлежащий истцу.
Считает, что вышеуказанные постановления в части отнесения склада, принадлежащего на праве собственности ООО «Автомир», к объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, противоречат требованиям налогового законодательства и нарушают права истца как налогоплательщика. Принадлежащее Обществу на праве собственности нежилое здание склада с кадастровым номером 18:28:000055:228 располагается на земельном участке с разрешенным использованием для размещения промышленных объектов и используется исключительно в целях производственного назначения (склад продовольственных товаров), т.е. не обладает признаками налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона УР «О налоге на имущее организаций в Удмуртской Республике».
Также в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год пунктом 10511 включен объект недвижимости, принадлежащий истцу - административное здание с кадастровым номером 18:28:000055:237. Вместе с тем, указанное здание является объектом незавершенного строительства со степенью готовности 44%, в хозяйственной деятельности истца не используется, не подключено к коммуникациям, располагается на земельном участке с разрешенным использованием для размещения промышленных объектов и соответственно также не обладает признаками налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
Включение нежилых зданий с кадастровыми номерами 18:28:000055:228 и 18:28:000055:237 в вышеназванные Перечни противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Просит суд:
1. Признать недействующим с момента принятия пункт 1939 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 546;
2. Признать недействующим с момента принятия пункт 2466 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 502;
3. Признать недействующим с момента принятия пункт 2053 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 507;
4. Признать недействующим с момента принятия пункт 10511 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 507;
5. Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в размере 18 000 рублей.
В судебном заседании представитель ООО «Автомир», исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Правительства УР в судебном заседании поддержала письменные объяснения, относительно заявленных требований. Также пояснила, что основанием для включения спорных нежилых помещений в Перечни объектов недвижимости послужили данные, поступившие из Управления Росреестра по УР. Фактическое обследование объектов до принятия оспариваемых нормативных правовых актов не проводилось.
Прокурор в заключении пояснила, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению, поскольку отсутствовали основания для включения объектов в оспариваемые перечни объектов недвижимости.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что административный истец является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу Удмуртская Республика, <адрес>:
1) здание склада продовольственных товаров, назначение: нежилое, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 1046,9 кв.м, кадастровый №, (склад);
2) двухэтажное административное здание, назначение: объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 229,8 кв.м, степень готовности 44%, кадастровый №, далее (административное здание).
Согласно п. "и" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 372 НК РФ - установлен налог на имущество организаций.
В силу ч.1 ст. 372 НК РФ - налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Как следует из ч.1 ст. 374 НК РФ Объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу ст. 402 НК РФ - Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 и 7 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется п. 7 ст. 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в Удмуртской Республике органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является Правительство Удмуртской Республики.
Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами Главы Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики (ст. 13 Закона УР "О Правительстве Удмуртской Республики").
Реализуя свои полномочия, Правительство Удмуртской Республики утвердило:
- Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, издав Постановление N 546 от ДД.ММ.ГГГГ.
- Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, издав Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№.
- Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, издав Постановление Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с утвержденными Перечнями объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, включены в данные перечни: что нашло отражение в пункте 1939 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 546; пункте 2466 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 502; пункте 2053 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 507; пункте 10511 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 507.
Постановление Правительства Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано на официальный сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N RU1800020160157.
Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 502 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, ДД.ММ.ГГГГ, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N RU18000201701224.
Постановление Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 507 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru, ДД.ММ.ГГГГ, официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР ДД.ММ.ГГГГ N RU18000201801271.
В соответствии с п. 9 ст. 378.2 НК РФ Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 270.
Согласно п. 2 названного положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 270 мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики.
Из положений п. 3 названного положения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 270, следует, что Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения Правительством Удмуртской Республики.
Проанализировав установленные обстоятельства суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт Правительством Удмуртской Республики в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
Статья 378.2 НК РФ устанавливает основания для включения объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из объяснений представителя Правительства Удмуртской Республики следует, что до включения объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017,2018 и 2019 годы фактическое их использование не проверялось.
Соответственно следует считать, что в ходе подготовки проектов Постановлений Правительства УР от N 546 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ не проведено обследование спорных объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости (здания) принадлежащие административному истцу, расположены на земельном участке с разрешенным использованием: для размещения производственных зданий, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на здания, технических паспортов на здание склада продовольственных товаров и административное здание, расположенных по адресу: УР, <адрес> не следует, что здания и помещения в них принадлежащие административному истцу, соответствуют критериям ст. 378.2 НК РФ.
Суду доказательств, позволявших отнести объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу к административно-деловым центрам, торговым центрам либо нежилым помещениям предназначенным для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо их фактического использования в названных целях не представлено.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018 и 2019 годы, утвержденных Постановлениями Правительства Удмуртской Республики зданий и помещений в них, принадлежащих административному истцу, поскольку не доказано, что указанные нежилые помещения обладают признаками объекта налогообложения, предусмотренными ст. 378.2 НК РФ.
Соответственно в ходе рассмотрения настоящего административного дела подтвердился факт противоречия постановлений Правительства Удмуртской Республики N 546 от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в оспариваемой административным истцом части требованиям ст. 378.2 НК РФ.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим в оспариваемой части суд принимает во внимание что, иная дата, чем со дня принятия не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца как плательщика налога на имущество.
С учетом положений ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики - http://www.udmurt.ru.
Относительно заявленного требования о возмещении судебных расходов суд отмечает следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ст. 111 КАС РФ - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Поэтому при удовлетворении требований административного истца, в его пользу с административного ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина, в размере, подлежащем уплате при подаче административного искового заявления.
В силу ч.1 ст. 333.40 НК РФ - Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;
Пунктом 6 ч.1 ст. 333.19 НК РФ установлен размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, об оспаривании нормативных правовых актов, который для организаций составляет 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Автомир» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 1939 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 546;
Признать недействующим с момента принятия пункт 2466 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 502;
Признать недействующим с момента принятия пункты 2053 и 10511 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N 507;
Взыскать с Правительства Удмуртской Республики в пользу ООО «Автомир» судебные расходы в сумме 13500 рублей.
Возвратить ООО «Автомир» излишне уплаченную при подаче административного искового заявления госпошлину в размере 1500 рублей.
Возложить обязанность на Правительство Удмуртской Республики опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (http://www.udmurt.ru) в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.