ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-3192/2022 от 16.08.2022 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело а-3192/2022

УИД: 23RS0036-01-2022-005591-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Краснодар 16 августа 2022 года

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

Председательствующего – Судьи Казанской Н.Б.,

секретаря судебного заседания Сироткиной А.А.,

с участием представителя административного истца Калошиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению заместителя Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование требований, что Краснодарской транспортной прокуратурой в ходе анализа исполнения законодательства при организации и проведении таможенного, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля выявлены Интернет-ресурсы, предлагающие приобрести продукцию, запрещенную к ввозу на территорию Российской Федерации, по следующим URL-адресам:

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/parmezangrana_padanosyr_s_tryufelemparmahamon_2401631416»;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_joselito_2444077159;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_beyota_5j_cinco_jotas_jamon_ibrico_2380064079»

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syrovyalenyy_okorok_2255678682;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syry_i_kolbasy_iz_evropy_2442696006;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/grana_padano_pod_italia_roznitsa_2441866466.

Доступ к вышеуказанным Интернет-ресурсам свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных и копировать материалы в электронном варианте может каждый пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Просит суд признать информацию, размещенную в сети Интернет, по URL-адресам:

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/parmezangrana_padanosyr_s_tryufelemparmahamon_2401631416»;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_joselito_2444077159;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_beyota_5j_cinco_jotas_jamon_ibrico_2380064079»

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syrovyalenyy_okorok_2255678682;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syry_i_kolbasy_iz_evropy_2442696006;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/grana_padano_pod_italia_roznitsa_2441866466, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, на их удовлетворении в полном объеме настаивал.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился. Представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив представленные письменные доказательства, полагает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

Судом установлено, что Краснодарской транспортной прокуратурой в ходе анализа исполнения законодательства при организации и проведении таможенного, ветеринарного, карантинного и фитосанитарного контроля выявлены Интернет-ресурсы, предлагающие приобрести продукцию, по следующим URL-адресам:

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/parmezangrana_padanosyr_s_tryufelemparmahamon_2401631416»;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_joselito_2444077159;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_beyota_5j_cinco_jotas_jamon_ibrico_2380064079»

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syrovyalenyy_okorok_2255678682;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syry_i_kolbasy_iz_evropy_2442696006;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/grana_padano_pod_italia_roznitsa_2441866466.

На вышеуказанных страницах сети Интернет к реализации на территории Краснодарскою края предлагается санкционная продукция, запрещенная к ввозу на территорию Российской Федерации, а именно, мясная продукция (хамон), сырная продукция, страной происхождения которых заявлены государства-участники Европейского союза.

Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в течение одного хода со дня его вступления в силу запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении Российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.

Указом Президента РФ от 20.09.2021 г. № 534 действия отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных указами Президента РФ от 24.06.2015 г. № 320, от 29.06.2016 г. № 305, от 30.06.2017 г. г. № 293, от 12.07. 2018 г. № 420, от 24.06. 2019 г. № 293, от 21.11.2020 г. № 730 и от 20.09.2021 г. № 534, пролонгированы с 01.01.2022 г. до 31.12.2022 г..

Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указов Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560, 24.06.2015 г. № 320, от 29.06.2016 г. № 305, от 30.06.2017 г. г. № 293, от 12.07. 2018 г. № 420, от 24.06. 2019 г. № 293, от 21.11.2020 г. № 730, от 20.09.2021 г. № 534» утвержден перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, страной происхождения которых являются, в том числе, страны Европейского союза.

Согласно Перечню сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, которые сроком на один год (до 31.12.2022) запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 к ввозу на территорию Российской Федерации из стран Европейского союза запрещены товары, классифицируемые в позициях 0401-0406 по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Европейского союза - молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной дезлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания), к каковой относятся сыры, а также в позиции 0210 - мясо соленое, в рассоле, сушеное и копченое.

В силу положений Указа Президента РФ от 29.07.2015 г. № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные па территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению.

Исходя из совокупности вышеназванных правовых норм, реализация указанной мясной продукции на территории Российской Федерации недопустима, ввиду чего оборот данного товара, как объекта гражданских правоотношений, запрещен.

Частями 1 и 6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Вход на указанные Интернет-страницы и просмотр размещенной на них информации является свободным, ознакомиться с содержанием может любой пользователь.

Так, любому пользователю в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу из страны, принявшей решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, и (или) присоединившееся к такому решению, за что действующим законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 14.2, 16.3, 16.21 КоАП РФ).

На основании п.14 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - часть сайта в сети Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет». То есть сайт, получивший определенное доменное имя, также может иметь страницы, переход на которые осуществляется посредством активизации соответствующих указателей (ссылок).

Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Проведенным прокуратурой анализом установлено, что адреса вышеперечисленных интернет-сайтов в Едином реестре отсутствуют.

Кроме того, в ходе осуществления надзорных мероприятий посредством использования сервиса WHOIS предприняты меры к определению владельцев страниц, расположенных в сети «Интернет», однако установить сведения о месте и номере регистрации не представляется возможным.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» основаниями для включения в реестр являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 г. № 228.

Исходя из п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-ресурсам:

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/parmezangrana_padanosyr_s_tryufelemparmahamon_2401631416»;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_joselito_2444077159;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_beyota_5j_cinco_jotas_jamon_ibrico_2380064079»

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syrovyalenyy_okorok_2255678682;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syry_i_kolbasy_iz_evropy_2442696006;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/grana_padano_pod_italia_roznitsa_2441866466 подлежит ограничению.

Руководствуясь ст.ст. 265.5, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления заместителя Краснодарского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет, по URL-адресам:

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/parmezangrana_padanosyr_s_tryufelemparmahamon_2401631416»;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_joselito_2444077159;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_beyota_5j_cinco_jotas_jamon_ibrico_2380064079»

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syrovyalenyy_okorok_2255678682;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syry_i_kolbasy_iz_evropy_2442696006;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/grana_padano_pod_italia_roznitsa_2441866466, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Включить Интернет-сайты:

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/parmezangrana_padanosyr_s_tryufelemparmahamon_2401631416»;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_joselito_2444077159;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/hamon_iberiko_beyota_5j_cinco_jotas_jamon_ibrico_2380064079»

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syrovyalenyy_okorok_2255678682;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/syry_i_kolbasy_iz_evropy_2442696006;

https://www.avito.ru/krasnodar/produkty_pitaniya/grana_padano_pod_italia_roznitsa_2441866466, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий –