ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-31/2021 от 07.09.2021 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело а-31/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Качура И.О., при секретаре Синцовой Ю.В., представителей Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области Касымовой М.Е., Сахалинской региональной организации общероссийской общественной организации «В. Х.Д., М.П. , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о ликвидации Сахалинской региональной организации общероссийской общественной организации «В

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление Минюста РФ по Сахалинской области, Управление) обратилось в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о ликвидации Сахалинской региональной организации общероссийской общественной организации «В. (далее – Региональная организация, Организация). В обоснование требований указано, что сведения о государственной регистрации Региональной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ за основным регистрационным номером . Управлением Минюста РФ по Сахалинской области запись об Организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером . На основании распоряжения Управления Минюста РФ по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, а также распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ-р в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Организации, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что отдельные положения Устава Организации не соответствуют требованиям действующего законодательства, кроме того деятельность Организации осуществляется с нарушениями действующего федерального законодательства Российской Федерации. По результатам проведенной проверки в адрес руководящего органа Организации ДД.ММ.ГГГГ вынесено предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Срок устранения нарушений данного предупреждения, по заявлению организации, неоднократно продлевался, однако требования, указанные в предупреждении, в установленный срок Организацией не исполнены. В порядке статьи 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в адрес руководящего органа Организации ДД.ММ.ГГГГ вынесено повторное предупреждение со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Срок устранения повторного предупреждения продлен, однако требования, указанные в предупреждении, в установленный срок Организацией не исполнены. ДД.ММ.ГГГГ деятельность Организации приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ее адрес направлено уведомление. До настоящего времени нарушения, выявленные в ходе проверки, Организацией не устранены. По указанным основаниям, ссылаясь на положения пункта 3 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», предусматривающим ликвидацию общественного объединения ввиду неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, Управление Минюста РФ по Сахалинской области просит ликвидировать Региональную организацию и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель Управления Минюста РФ по Сахалинской области К.М. требования поддержала.

Представители Сахалинской региональной организации общероссийской общественной организации «В. ) Х.Д. и М.П. в удовлетворении административного иска просили отказать, поскольку допущенные Организацией нарушения не являются грубыми и неустранимыми.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право каждого на объединение и свобода деятельности общественных объединений гарантируются Конституцией Российской Федерации (статья 30). Создание и деятельность общественных объединений является одной из форм реализации данного права. Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Общественная организация - одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено данным федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

Частью первой статьи 44 указанного закона установлены основания ликвидации общественного объединения по решению суда: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Названный федеральный закон возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям, при осуществлении которого он вправе: запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций (часть первая статьи 38).

Таким органом, в соответствии с Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года, является Управление Минюста РФ по Сахалинской области.

Как следует из материалов административного дела сведения о государственной регистрации Региональной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ за основным регистрационным номером . Управлением Минюста РФ по Сахалинской области запись об Организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций за учетным номером .

Управлением Минюста РФ по Сахалинской области в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении плановой документарной проверки Сахалинской региональной организации общероссийской общественной организации «В. », а также распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ-р «О внесении изменений в распоряжение Управления от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении плановой документарной проверки Сахалинской региональной организации общероссийской общественной организации «В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что деятельность Организации соответствует уставным целям, однако, осуществляется с нарушением отдельных норм действующего законодательства Российской Федерации и положений Устава.

Согласно статье 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

В связи с выявленными нарушениями Организацией законодательства Российской Федерации в адрес председателя Региональной организации вынесены письменные предупреждения с указанием конкретных оснований и срока устранения нарушений.

Поскольку указанные нарушения не были устранены, Управлением Минюста РФ по Сахалинской области вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении деятельности Организации на срок до шести месяцев – до ДД.ММ.ГГГГ.

Предупреждения и решение о приостановлении деятельности Региональной организации, направленные по адресу места ее нахождения, в судебном порядке административным ответчиком не обжалованы.

На дату обращения в суд с данным административным исковым заявлением Организацией не устранены следующие нарушения:

Пунктом 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

В нарушение указанной нормы в Уставе Региональной организации не определен предмет ее деятельности, а также порядок принятия решений органами управления Организации.

Согласно пункту 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, к исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

В нарушение указанного положения действующего законодательства Уставом Региональной Организации к компетенции высшего органа управления не отнесено принятие решений по вопросу определения размера и порядка уплаты членских взносов и иных имущественных взносов.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

В нарушение указанного положения Уставом Организации не предусмотрен порядок внесения изменений и дополнений в Устав Региональной Организации.

Кроме того, абзац 4 пункта 22 Устава содержит ошибку в наименовании ревизионного органа – «контрольно-религиозный».

Приведенные нарушения в судебном заседании административным ответчиком не оспаривались, подтверждаются Уставом Региональной Организации.

В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке.

Из материалов дела видно, что уведомление о проведении плановой документарной проверки Сахалинской Региональной Организации от ДД.ММ.ГГГГ направлено в адрес председателя ДД.ММ.ГГГГ и получена им ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предупреждение, вынесенное по результатам ее проведения от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока устранения до ДД.ММ.ГГГГ, получены председателем Организации ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

По заявлению административного ответчика срок устранения нарушений продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

На основании заявления председателя Организации от ДД.ММ.ГГГГ срок устранения нарушений продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Региональной организации вынесено повторное предупреждение об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которая направлена в адрес Организации и получена председателем Организации Х.Д.ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

На основании заявления председателя Организации от ДД.ММ.ГГГГ срок устранения допущенных нарушений продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении деятельности административного ответчика, направлено в адрес последнего, однако возвращено организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения (л.д. <данные изъяты>).

Проанализировав основания и порядок вынесенных в отношении административного ответчика предупреждений и решения о приостановлении деятельности, суд приходит к выводу об их законности и обоснованности, принятии в рамках компетенции уполномоченного на то органа, в соответствии с требованиями статей 38 и 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.

В силу требований, изложенных в абзаце четвертом части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ № 82-ФЗ, неустранение в срок, установленный соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для его ликвидации.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 30 Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства.

В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Вместе с тем, суду не представлены доказательства того, что Региональная Организация предприняла все возможные действия для устранения названных нарушений, а также наличия объективных обстоятельств, препятствовавших их устранению. Выявленные нарушения до принятия судебного решения не устранены.

Довод представителя административного ответчика о том, что допущенные нарушения не являются грубыми и не влекут его ликвидацию, не влияют на обоснованность заявленных требований.

Вышеприведенный Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года № 64 акцентировал внимание судов на том, что при осуществлении контроля за реализацией властных требований уполномоченного органа суд не вправе самостоятельно изменять правовые основания административного искового заявления, например, определять нарушения как грубые и (или) неоднократные, если уполномоченный орган их таковыми не расценивал, и проверять обоснованность каждого довода, указанного в административном исковом заявлении в качестве основания для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан (абзацы второй и четвертый пункта 23).

Поскольку до настоящего времени административным ответчиком не устранены нарушения законодательства Российской Федерации и своего устава, послужившие основанием для приостановления его деятельности, имеются правовые основания для ликвидации Региональной Организации.

Руководствуясь статьями 177-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области удовлетворить.

Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Сахалинскую региональную организацию общероссийской общественной организации «В. ).

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 22 сентября 2021 года.

Судья Сахалинского областного суда Качура И.О.