ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-31/2021 от 14.01.2021 Ядринского районного суда (Чувашская Республика)

Дело (УИД)

Производство а-31/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 г. <адрес>

Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии

в составе:

председательствующего судьи Павлова В.П.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО4,

административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика Ядринской территориальной избирательной комиссии - председателя территориальной избирательной комиссии ФИО9,

рассмотрев в помещении районного суда в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Ядринской территориальной избирательной комиссии о признании незаконными и отмене протоколов и решений территориальной избирательной комиссии,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением (уточненным от ДД.ММ.ГГГГ) к административному ответчику Ядринской территориальной избирательной комиссии, которым просила (так по тексту):

признать незаконным и отменить результаты выборов по Юбилейному одномандатному избирательному округу депутатов Собрания депутатов Ядринского городского 4 созыва; протокол Ядринской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ;

признать незаконным и отменить решение Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выборов депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики по Юбилейному одномандатному избирательному округу ;

признать незаконным и отменить результаты выборов по Набережному одномандатному избирательному округу депутатов <адрес> Собрания 7 созыва; протокол Ядринской ТИК от ДД.ММ.ГГГГ;

признать незаконным и отменить решение Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выборов депутатов <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики по Набережному одномандатному избирательному округу .

В обоснование административного искового заявления указала следующее: истец ФИО2 решениями Ядринской ТИК за № и от ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов по избирательному округу (Набережный) в порядке самовыдвиженца и кандидатом в депутаты Ядринского городского Собрания депутатов (Юбилейный) - от партии ЛДПР. Выборы по указанным округам проходили с 11 по ДД.ММ.ГГГГ в здании <адрес> Дома культуры, при этом 11 и ДД.ММ.ГГГГ были объявлены досрочными днями для голосования и голосование в досрочные дни проходили не в передвижные ящики, а в стационарный ящик, и согласно разъяснению ЦИК РФ ежедневно избирательные бюллетени изымались из ящиков и укладывались в запечатанные пакеты. Подсчеты голосов избирателей были закреплены в протоколах участковой избирательной комиссии (УИК) и утверждены указанными решениями Ядринской территориальной избирательной комиссии (ТИК) от ДД.ММ.ГГГГ По мнению административного истца, указанные решения территориальной избирательной комиссии являются незаконными и подлежат отмене по следующим мотивам:

- ДД.ММ.ГГГГ ею в адрес ЦИК Чувашии и в адрес председателя УИК была направлена жалоба о нарушении при проведении голосования порядка опломбирования ящиков для голосования, которая решением комиссии УИК от ДД.ММ.ГГГГ была признана необоснованной, указав в акте участковой избирательной комиссии о том, что стационарные ящики для голосования располагались в зоне действия камер видеонаблюдения и что произвести какие-либо манипуляции со стационарными ящиками было невозможно. Ссылаясь на ответ ЦИК Чувашии о том, что видеонаблюдение на избирательном участке началось лишь с 8 утра ДД.ММ.ГГГГ, она полагает бюллетени голосования за 11 и 12 сентября должны быть признаны недействительными;

- по итогам подсчета голосов в УИК наблюдателям были представлены протокола увеличенной формы и один из наблюдателей представил ей фото, где протокола якобы членами избирательной комиссии не были заверены, содержали исправления и имели несоответствия контрольным соотношениям, в связи с чем она полагает, что наблюдатели может не заметили разницу цифр, при этом самое наибольшее количество признанных недействительными бюллетеней имело место на избирательном участке , по выборам в которых она участвовала как кандидат;

- ДД.ММ.ГГГГ Ядринская ТИК на основании протоколов, предоставленных УИК , утвердила протоколы о результатах выборов по Юбилейному одномандатному избирательному округу и о результатах выборов по Набережному одномандатному избирательному округу , признав ФИО5 избранным депутатом по одномандатному избирательному округу , а кандидата ФИО6 избранным депутатом по одномандатному избирательному округу . Полагает, что при принятии решения Ядринская ТИК не приняла во внимание нарушения со стороны обеих кандидатов в депутаты ФИО5 и ФИО6 в период проведения предвыборной компании, а именно, обе кандидата в депутаты в момент их регистрации кандидатами являлись лицами, на которых налагались ограничения и обязанности, связанные с их должностными положениями, ибо считает, что кандидат ФИО6 по Набережному одномандатному избирательному округу в нарушение ст.43 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являясь лицом, замещающим муниципальную должность - депутатом <адрес> Собрания депутатов, использовала ФИО7 в качестве помощника депутата и ее доверенного лица. Также полагает в нарушение указанного Федерального закона кандидату ФИО6 для организации встреч с жителями было предоставлено помещение муниципальной библиотеки на ДД.ММ.ГГГГ в 10 час., куда приглашали и истца, и что встречу организовала работник Ядринской муниципальной библиотеки ФИО8, которая, являясь членом УИК , в период предвыборной агитации организовала информационное обеспечение депутату-кандидату на страницах муниципальной библиотеки в социальной сети, при этом она вела предвыборную агитацию, выражая предпочтение кандидату ФИО6, что считает способствовало положительное отношение избирателей к данному кандидату. При этом полагает, что кандидат ФИО6 использовала преимущества своего должностного и служебного положения, не открыв своего избирательного фонда, и использовала оргтехнику предприятия, принадлежащего ее семье, напечатала агитационный материал, разослала его по почтовой связи избирателям, в котором ФИО6 обнародовала в период избирательной компании отчет о своей проделанной работе;

- кандидат по Юбилейному одномандатному избирательному округу ФИО5, избранная также депутатом, являлась членом общественного <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и председателем общественного Совета с ДД.ММ.ГГГГ, что считает противоречило «Положению об общественном <адрес>», утвержденному решением <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, ибо в состав общественного Совета не могут входить лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности Чувашской Республики, государственные должности других субъектов Российской Федерации, должности государственной службы Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Чувашской Республики, должности государственной гражданской службы других субъектов Российской Федерации, и лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также другие лица, которые в соответствии с Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» и законом Чувашской Республики «Об Общественной палате Чувашской Республики» не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации, членами Общественной палаты Чувашской Республики. Далее, в соответствии с ч.ч.6, 6.1 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное п.6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным;

- в нарушение ст.63 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации» полагает, что избирательные бюллетени были напечатаны Ядринской ТИК самостоятельно на принтере и количество их превышало разрешенные на 1,5 процента.

По мнению административного истца, указанными действиями были нарушены равные избирательные права и считает что результаты выборов на указанных участках должны быть отменены, ибо полагает не представляется возможным достоверно выяснить результаты волеизъявления избирателей.

В судебном заседании административный истец ФИО2 просила удовлетворить административное исковое заявление по вышеизложенным в нем мотивам.

Представитель административного ответчика Ядринской территориальной избирательной комиссии - председатель территориальной избирательной комиссии ФИО9 в ходе судебного заседания, не согласившись с требованиями административного истца, просил отказать в удовлетворении административного иска по изложенным в отзыве на административное исковое заявление основаниям, указав следующее:

- на избирательном участке при проведении выборов 11-ДД.ММ.ГГГГ опломбирование ящиков для голосования было произведено в соответствии с положениями ч.3 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что также было подтверждено при рассмотрении ранее аналогичной жалобы ФИО2 актом участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с привлечением наблюдателей, в связи с чем указанная жалоба была признана необоснованной решением данной комиссии;

- согласно ст.68 (Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией) Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Ранее при проведении процедуры подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования УИК жалобы и заявления не поступали, не рассмотренных жалоб и заявлений на момент подписания протоколов не имелось;

- на основании ст.72 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов было осуществлено в районной газете «Знамя труда» (11788) от ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки. Зарегистрированный кандидат в депутаты <адрес> Собрания депутатов по Набережному одномандатному избирательному округу ФИО6 доверенных лиц не назначала. Ранее Ядринская ТИК было рассмотрено обращение ФИО2 в ЦИК Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в территориальную избирательную комиссию ДД.ММ.ГГГГ, по аналогичным доводам о нарушении избирательного законодательства якобы о направлении писем жителям <адрес> кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов по Набережному одномандатному избирательному округу ФИО6 и был дан ответ заявителю в установленные законом сроки ДД.ММ.ГГГГ При этом было установлено, что кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов по Набережному одномандатному избирательному округу ФИО6 избирательный счет не открывался, тогда как содержание письма действовавшего депутата <адрес> Собрания депутатов ФИО6 согласно ст.48 Закона РФ № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержало элементы агитации, в котором призывы голосовать за какого-либо кандидата отсутствовали, то есть данное письмо не являлось агитационным материалом в соответствии со ст.54 Закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации». Других жалоб от ФИО2 и иных лиц о нарушении предвыборной агитации в период подготовки и проведения выборов не поступало. Далее, по сообщению МБУ «Централизованная библиотечная система» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ никаких заявок на проведение встреч с избирателями в помещении Ядринской центральной библиотеки от кандидатов, в т.ч. кандидата ФИО6 не поступало, встреча ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. не проводилась и информация о планируемом проведении встреч с избирателями в адрес Ядринской ТИК также не поступала. Ранее с начала периода предвыборной агитации и до момента ее окончания (в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования) жалоб и заявлений от кандидата в депутаты ФИО2, а также от иных граждан на возможные нарушения членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО8 избирательного законодательства в территориальную избирательную комиссию не поступало;

- Ядринская территориальная избирательная комиссия в своей деятельности по осуществлению подготовки и проведению выборов в органы местного самоуправления руководствовалась Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Чувашской Республики от 25.11.2003 г. № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике». Далее, положениями ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.30 Закона Чувашской Республики от 25.11.2003 г. № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» определен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые выдвигающиеся кандидаты обязаны предоставить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидатов в депутаты. В указанном перечне отсутствует требование об обязательном указании сведений о принадлежности кандидата к общественным образованиям, в частности, к представителям общественности (общественным Советам), соответственно, в представленных кандидатом ФИО5 заявлении и прилагающихся к ним документах такие сведения не указывались, в связи с этим у Ядринской территориальной избирательной комиссии не было оснований в отказе в регистрации кандидату в депутаты ФИО5 Действительно, согласно ч.6 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, при этом ни федеральное законодательство, ни законодательство Чувашской Республики не определяет форму и порядок такого извещения. Датой официального извещения принимается дата официального опубликования результатов выборов и итогов голосования. Официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов было осуществлено в районной газете «Знамя труда» ДД.ММ.ГГГГ (11788). После чего копия заявления о выходе из состава общественного <адрес> избранным кандидатом ФИО5 была представлена в Ядринскую ТИК ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует установленному сроку для предоставления данного документа;

- согласно сведениям о численности избирателей, зарегистрированных на территории <адрес> Чувашской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общее число избирателей по <адрес> составляло 22093 чел., в т.ч. по Ядринскому городскому поселению <адрес> - 6989 чел. Ядринская территориальная избирательная комиссия наделена полномочиями по организации выборов на территории <адрес> Чувашской Республики (п.1 ст.14 Закона Чувашской Республики № 41 от 25.11.2003 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», Постановление ЦИК Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-). Согласно Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии (ст.63). Решением Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был установлен порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах в органы местного самоуправления <адрес>. Далее, количество избирательных бюллетеней на выборах в органы местного самоуправления было определено решением Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Так, согласно представленным приложениям и на выборы депутатов <адрес> Собрания депутатов было количество зарегистрированных избирателей по Набережному одномандатному избирательному округу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> чел. и было изготовлено избирательных бюллетеней по выборам депутата <адрес> Собрания депутатов по Набережному одномандатному избирательному округу шт., что составляло отклонение - <данные изъяты>%; также на выборы депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики было количество зарегистрированных избирателей по Юбилейному одномандатному избирательному округу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> чел. и было изготовлено избирательных бюллетеней по выборам депутата Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики по Юбилейному одномандатному избирательному округу шт., что составляло отклонение - «минус» <данные изъяты>. Далее, Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не устанавливает прямой запрет на изготовление избирательных бюллетеней самостоятельно комиссиями, организующими выборы. Часть 3.1 пункта 3 ст.63 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ гласит о том, что на выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесением типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой. На территории <адрес> избирательных округов с численностью, превышающей пять тысяч избирателей, не имелось. При изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах в органы местного самоуправления <адрес> применялись необходимые меры защиты, в том числе была использована цветная бумага с нанесением защитной сетки в виде «узора», прозрачностью до <данные изъяты>, в связи с чем территориальной избирательной комиссией были предприняты достаточные меры по контролю за изготовлением и передачей в нижестоящие комиссии избирательных бюллетеней, число изготовленных бюллетеней подтверждалось актом об изготовлении избирательных бюллетеней от ДД.ММ.ГГГГ и актом передачи избирательных бюллетеней в УИК <данные изъяты>.

Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики ФИО10, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя ЦИК Чувашии в суде, полагая, что доводы административного истца являются необоснованными и административное исковое заявление ФИО2 не подлежит удовлетворению по основаниям, что приведенные заявителем факты нарушений избирательного законодательства в ходе проведения выборов не подтвердились; нарушений, искажающих результаты волеизъявления избирателей и делающих невозможным определить их, не было выявлено, в связи с чем доводы заявителя являются голословными.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Также согласно ч.ч.1, 15 ст.239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме. С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В судебном заседании по делу установлено, что Ядринская территориальная избирательная комиссия, осуществляя свои полномочия, руководствовалась в своей работе Федеральным законом от 12.06.2020 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Чувашской Республики от 25.11.2003 г. № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», а также нормативно-правовыми актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> Чувашской Республики были проведены выборы депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> четвертого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу на избирательном участке и депутатов <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики седьмого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу также на избирательном участке .

Далее, решением Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании данных первого экземпляра протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования на выборах депутатов <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики седьмого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу в соответствии со ст.70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.48 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» было постановлено:

утвердить протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка о результатах выборов депутатов <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики седьмого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу ;

признать выборы депутатов <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики седьмого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу состоявшимися и действительными;

считать ФИО6 избранным депутатом <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики седьмого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу .

Также решением Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании данных первого экземпляра протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики четвертого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу в соответствии со ст.70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.48 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» было постановлено:

утвердить протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка о результатах выборов депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики четвертого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу ;

признать выборы депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики четвертого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу состоявшимися и действительными;

считать ФИО5 избранным депутатом Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики четвертого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу .

Согласно материалам дела административный истец ФИО2 являлась кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики, выдвинутая в порядке самовыдвижения, а также кандидатом в депутаты Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики четвертого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу , выдвинутая Чувашским региональным отделением Либерально-демократической партии России (ЛДПР), и не набрала нужного числа голосов на обоих участках голосования, полагая при этом о проведении выборов с указанными в административном иске нарушениями.

Доводы административного истца, указанные в административном иске, являются необоснованнями по следующим основаниям.

Так, из представленных административным ответчиком - председателем Ядринской ТИК письменных доказательств видно, что на избирательном участке при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ опломбирование ящиков для голосования было произведено в соответствии с ч.3 ст.64 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что подтверждается также актом участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, составленным с привлечением наблюдателей при рассмотрении ранее аналогичной жалобы административного истца ФИО2; при этом решением участковой избирательной комиссии избирательного участка за от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО2 была признана необоснованной (л.д.27).

Из материалов дела видно, что при проведении процедуры подсчета голосов избирателей и составления протокола о результатах выборов по Юбилейному одномандатному избирательному округу Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и протокола о результатах выборов по Набережному одномандатному избирательному округу Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ жалобы и заявления не поступали, не рассмотренных жалоб и заявлений на момент подписания протоколов также не имелось (л.д.88-91).

На основании ст.72 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов было осуществлено в районной газете «Знамя труда» ) от ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки (л.д.136-139).

Далее, из материалов дела следует, что Ядринской ТИК ранее было рассмотрено обращение административного истца ФИО1 в ЦИК Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в Ядринскую ТИК ДД.ММ.ГГГГ, о нарушении избирательного законодательства, выразившегося якобы в направлении писем жителям <адрес> кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов по Набережному одномандатному избирательному округу ФИО6; заявителю был дан ответ в установленные законом сроки ДД.ММ.ГГГГ Установлено, что кандидатом в депутаты <адрес> Собрания депутатов по Набережному одномандатному избирательному округу ФИО6 избирательный счет не открывался. Также установлено, что текст письма депутата <адрес> Собрания депутатов ФИО6 согласно ст.48 Закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержал элементы агитации, в частности, призывы голосовать за какого-либо кандидата, что не являлось агитационным материалом в соответствии со ст.54 Закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д.25).

Также установлено, в МБУ «Централизованная библиотечная система» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявок на проведение встреч с избирателями в помещении Ядринской центральной библиотеки от кандидатов, в т.ч. от кандидата ФИО6, не поступало; ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. встреча с избирателями не проводилась (л.д.124).

Далее, действительно ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.30 Закона Чувашской Республики от 25.11.2003 г. № 41 «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» определен исчерпывающий перечень сведений и документов, которые выдвигающиеся кандидаты обязаны предоставить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидатов. В указанном перечне отсутствует требование об обязательном указании сведений о принадлежности кандидата к общественным образованиям (общественным Советам). Установлено, что в представленных кандидатом в депутаты ФИО5 заявлении и прилагающихся к ним документах такие сведения отсутствовали, в связи с чем у Ядринской территориальной избирательной комиссии не было оснований в отказе в регистрации кандидату ФИО5

Также согласно ч.6 ст.70 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Таким образом, датой официального извещения принимается дата официального опубликования результатов выборов и итогов голосования.

Судом установлено, что официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов было осуществлено в районной газете «Знамя труда» ДД.ММ.ГГГГ ( Согласно материалам дела копия заявления о выходе из состава общественного <адрес> избранным депутатом ФИО5 была представлена в Ядринскую ТИК ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует предусмотренному сроку для предоставления указанного документа.

Из материалов дела следует, по сведениям о численности избирателей, зарегистрированных на территории <адрес> Чувашской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общее число избирателей по <адрес> составляло <данные изъяты> чел., в т.ч. по Ядринскому городскому поселению <адрес> Чувашской Республики <данные изъяты> чел. (л.д.122).

В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии (ст.63).

Согласно материалам дела решением Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был установлен порядок изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах в органы местного самоуправления <адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ (л.д.119). Количество избирательных бюллетеней на выборах в органы местного самоуправления было определено решением Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.116). Так, согласно приложениям и количество зарегистрированных избирателей по Набережному одномандатному избирательному округу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> чел., изготовлено избирательных бюллетеней по выборам депутата <адрес> Собрания депутатов по Набережному одномандатному избирательному округу шт.; количество зарегистрированных избирателей по Юбилейному одномандатному избирательному округу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было <данные изъяты> чел., изготовлено избирательных бюллетеней по выборам депутата Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики по Юбилейному одномандатному избирательному округу шт. (л.д.117, 118).

Действительно, Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не устанавливает прямой запрет на изготовление избирательных бюллетеней самостоятельно комиссиями, организующими выборы. Частью 3.1 пункта 3 ст.63 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, на выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой.

Согласно материалам дела на территории <адрес> Чувашской Республики избирательных округов с численностью, превышающей пять тысяч избирателей, не имелось. При изготовлении избирательных бюллетеней для голосования на выборах в органы местного самоуправления <адрес> Чувашской Республики применялись необходимые меры защиты, в том числе была использована цветная бумага с нанесенными защитной сеткой в виде «узора», прозрачностью до <данные изъяты> что свидетельствует о том, что Ядринской территориальной комиссией были предприняты достаточные меры по контролю за изготовлением и передачей в нижестоящие комиссии избирательных бюллетеней. Число изготовленных бюллетеней подтверждается актом об изготовлении избирательных бюллетеней от ДД.ММ.ГГГГ и актом передачи избирательных бюллетеней в УИК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.99-115).

Далее, в соответствии с ч.2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 г № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таких обстоятельств в ходе рассмотрения данного административного дела судом не было установлено. Суд, оценив доказательства в совокупности, проверив доводы административного истца, приходит к выводу, что по делу отсутствуют какие-либо нарушения избирательного процесса, которые могли бы повлиять на результаты выборов. При этом надлежащих доказательств, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей, либо привели к искажению их воли и воспрепятствовали действительному отражению в итогах голосования, административным истцом суду не было представлено.

Учитывая вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанные доводы административного истца ФИО2 являются голословными, основаны на ошибочном толковании норм избирательного права, в связи с чем исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 243, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Ядринской территориальной избирательной комиссии о признании незаконными и отмене:

протокола Ядринской территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по Юбилейному одномандатному избирательному округу Чувашской Республики депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> четвертого созыва от ДД.ММ.ГГГГ и решения Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выборов депутатов Собрания депутатов Ядринского городского поселения <адрес> Чувашской Республики четвертого созыва по Юбилейному одномандатному избирательному округу ;

протокола Ядринской территориальной избирательной комиссии о результатах выборов по Набережному одномандатному избирательному округу Чувашской Республики депутатов <адрес> Собрания депутатов седьмого созыва от ДД.ММ.ГГГГ и решения Ядринской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о результатах выборов депутатов <адрес> Собрания депутатов Чувашской Республики седьмого созыва по Набережному одномандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий В.П.Павлов