ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-31/2021 от 14.05.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело а-31/2021

43ОS0000-01-2021-000033-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Киров 14 мая 2021 г.

Кировский областной суд в составе:

судьи Степановой Е.А.,

при секретаре Ермаковой К.В.,

с участием прокурора Русановой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Теплотехник» о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. № 37/6-тэ-2021 «О внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27 ноября 2018 г. №42/13-тэ-2019»,

выслушав объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Теплотехник» ФИО1,

представителей административного ответчика региональной службы по тарифам Кировской области ФИО2, ФИО3, заключение прокурора Кировской областной прокуратуры Русановой О.А.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Теплотехник» (далее – ООО «Теплотехник») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. № 37/6-тэ-2021 «О внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27 ноября 2018 г. №42/13-тэ-2019». В обоснование требований указало, что оспариваемым решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. произведена корректировка тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Теплотехник». Административный истец не согласен с данным решением правления региональной службы по тарифам Кировской области, поскольку тариф сформирован с понижением в сравнении с предыдущим периодом на 4,74%, при этом тариф изменен с 1 января 2021 г., несмотря на то, что решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 22 октября 2019 г. №37/3-тэ-2020 тариф установлен на срок по 30 июня 2021 г. Кроме того, при определении необходимой валовой выручки на 2021 год региональной службой по тарифам Кировской области не учтен размер недополученного дохода, рассчитанного в составе корректировки по итогам 2018 года, в размере 444,04 тыс. руб., а также не включены затраты по договорам аренды: №03-17-ж от 29 декабря 2017 г., №04-17-ж от 29 декабря 2017 г., №05-17-ж от 29 декабря 2017 г. в общей сумме 731932 руб. 80 коп. Полагает, что оспариваемое решение противоречит положениям п.п. 2,3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.п. 9, 13, 25 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также п. 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. №760-э.

С учетом уточнений, просило признать решение региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. № 37/6-тэ-2021 «О внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27 ноября 2018 г. №42/13-тэ-2019» недействующим со дня его принятия, обязать административного ответчика принять замещающий нормативный правовой акт, взыскать судебные расходы по оплате экспертизы в размере 80000 руб., а также по оплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Теплотехник» ФИО1 поддержала доводы и требования административного искового заявления с учетом поданных уточнений, дополнительно указав, что ООО «Теплотехник» были заявлены к включению в необходимую валовую выручку (далее НВВ) расходы по договорам аренды в общей сумме 609,5 тыс. руб. Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела административным истцом представлены документы о начислении собственником арендуемого имущества амортизации по данному имуществу в размере 228086 руб. 40 коп., полагает необходимым включить в размер НВВ расходы по аренде имущества в данной сумме 228086 руб. 49 коп. Указывает также на нарушение административным ответчиком п. 3.6.4 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственных услуг по установлению тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 18 сентября 2012 г. №171/546 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг», выразившееся в ненаправлении проекта решения и экспертного заключения не позднее чем за 1 день до заседания правления.

Представители административного ответчика региональной службы по тарифам Кировской области ФИО2, ФИО3 выразили свое несогласие с изложенными доводами, указав следующее:

Оспариваемое решение принято в пределах полномочий Региональной службы по тарифам Кировской области, с соблюдением формы и порядка его принятия и введения в действие. Корректировка необходимой валовой выручки на 2021 год произведена в соответствии с п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. №760-э, которая не предусматривает учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2018 год. Кроме того, на момент проведения корректировки на тепловую энергию на 2021 год (ноябрь 2020 г.) региональная служба по тарифам Кировской области не обладала информацией о фактических показателях за 2020 год, для проведения корректного расчета разницы между суммой корректировки по итогам 2018 года и фактически полученными средствами в 2020 году. Согласно п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», размер недополученного дохода, рассчитанного в составе корректировки по итогам 2018 года, будет учтен при регулировании тарифов на последующий период регулирования, исходя из анализа фактически завершенного периода (2020 год).

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, п. 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», п.п. 29, 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. №760-э, расходы по арендной плате включены в размере величины амортизации.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, изучив представленные материалы, материалы тарифного дела, приходит к следующему.

Положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее также КАС РФ) определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении».

Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении»).

В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В судебном заседании установлено, что 27 ноября 2018 г. правлением региональной службы по тарифам Кировской области принято решение №42/13-тэ-2019 «О тарифах на тепловую энергию, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью «Теплотехник», о долгосрочных параметрах регулирования».

Указанным решением региональной службы по тарифам Кировской области установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Теплотехник» для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов и тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «Теплотехник» для потребителей на 2019-2023 гг.

Решениями правления региональной службы по тарифам Кировской области от 22 октября 2019 г. №37/3-тэ-2020, от 24 ноября 2020 г. №37/6-тэ-2021 произведены ежегодные корректировки НВВ ООО «Теплотехник» в рамках долгосрочного периода регулирования.

При этом корректировка, произведенная решением от 24 ноября 2020 г. №37/6-тэ-2021, осуществлена с учетом информации о передаче котельной по ул. Песочная в хозяйственное ведение МУП «Кировские тепловые сети», а следовательно, с изменением объема полезного отпуска тепловой энергии и иных параметров регулирования.

Административный истец заявляет требование о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. № 37/6-тэ-2021 «О внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27 ноября 2018 г. №42/13-тэ-2019.

В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 г. № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области» и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 г. № 126/94 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области» постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. № 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.

Региональная служба по тарифам Кировской области согласно пп. 1.1, 1.2 Положения о Региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №144/365 от 1 сентября 2008 г., является исполнительным органом государственной власти (органом исполнительной власти) Кировской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области государственного регулирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации и Кировской области, и контроль (надзор) за их применением в пределах компетенции. Основными задачами службы являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Таким образом, оспариваемое решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на услуги по передаче тепловой энергии принято полномочным органом в пределах предоставленной компетенции субъекта Российской Федерации.

Данное решение является нормативным правовым актом, так как издано в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц в рамках государственного регулирования цен (тарифов), устанавливает для них общеобязательное правило поведения, заключающееся в обязанности оплачивать потребляемые услуги в соответствии с установленным тарифом, рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, официально опубликовано в средстве массовой информации.

Решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. № 37/6-тэ-2021 опубликовано 29 ноября 2020 г. на официальном сайте РСТ www.rstkirov.ru., являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов (пункт 3.1.7 Положения о Региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области №144/365 от 1 сентября 2008 г., пункт 1 решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 15 апреля 2016 г. №15/4-пр-2016 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов»).

Оспаривая соблюдение требований законодательства в части процедуры принятия оспариваемого акта, административный истец указывает, что в нарушение п. 3.6.4 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственных услуг по установлению тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 18 сентября 2012 г. №171/546 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг», административным ответчиком не направлен административному истцу проект решения и экспертного заключения не позднее чем за 1 день до заседания правления.

Суд находит данный довод несостоятельным, исходя из следующего.

Как самим административным истцом, так и административным ответчиком представлены сведения о направлении региональной службой по тарифам Кировской области в адрес ООО «Теплотехник» расчета тарифа на 2021 год 20 ноября 2020 г. в 13 час. 45 мин. Предположение административного истца о том, что направленный документ не является соответствующим решением, не опровергает выполнение региональной службой по тарифам Кировской области обязанности, возложенной п. 3.6.4 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственных услуг по установлению тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 18 сентября 2012 г. №171/546 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг».

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (часть первая); срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть вторая).

К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. №760-э.

Правила определяют порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, предусмотренных Основами ценообразования. Также процедуру принятия органами регулирования решений по вопросам, связанным с установлением (пересмотром) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определяет Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент), утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. № 163.

Согласно пункту 15 Правил предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Документы и материалы, которые необходимо приобщить к заявлению об установлении цен (тарифов), указаны в пункте 16 Правил.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил, является исчерпывающим. По инициативе регулируемой организации помимо указанных в пункте 16 Правил документов и материалов, могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение (пункт 17 Правил).

Согласно пункту 26 Правил орган регулирования в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выборе метода регулирования тарифов рассматривает представленные материалы с целью определения соответствия регулируемой организации условиям и критериям применения соответствующих методов регулирования, предусмотренным Основами ценообразования, и принимает решение о выборе метода регулирования тарифов. Указанное решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется регулируемой организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 28 Правил орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое наряду с заключением, представленным по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Указанное экспертное заключение органа регулирования должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 29 Правил.

Решение органа регулирования принимается по форме, установленной регламентом, и включает: а) величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей; б) даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой; в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункт 31 Правил).

Пунктом 32 Правил установлены требования к протоколу заседания правления (коллегии) органа регулирования, который является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов), который должен содержать основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, в том числе протокол должен содержать основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Регламент, определяя порядок рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов), осуществляемого органами регулирования, кроме указанных выше требований, установленных Правилами, также предусматривает, что для организации рассмотрения дела об установлении цен (тарифов) руководитель органа регулирования назначает уполномоченного по делу из числа работников органа регулирования (пункт 13), а также предусматривает право уполномоченных представителей регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются цены (тарифы), знакомиться с материалами дела об установлении цен (тарифов) и снимать копии с документов в течение всего срока его открытия, а также в течение года со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) (пункт 17).

Согласно пункту 18 Регламента решение об установлении цен (тарифов) принимается на заседании коллегиального органа, образованного в установленном порядке в органе регулирования. Решение органа регулирования принимается по форме в соответствии с приложением №1 к Регламенту (пункт 22 Регламента).

Из приведенного выше следует, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Региональной службы по тарифам Кировской области, с соблюдением формы и порядка его принятия и введения в действие.

В качестве обоснования незаконности оспариваемого решения по существу ООО «Теплотехник» указывает на то, что при определении необходимой валовой выручки на 2021 год региональной службой по тарифам Кировской области не учтен размер недополученного дохода, рассчитанного в составе корректировки по итогам 2018 года, в размере 444,04 тыс. руб., а также не включены затраты по договорам аренды: №03-17-ж от 29 декабря 2017 г., №04-17-ж от 29 декабря 2017 г., №05-17-ж от 29 декабря 2017 г.

В соответствии с п. 15 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию (мощность), тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Утвержденные решением правления региональной службы по тарифам Кировской области №37/3-тэ-2020 от 22 октября 2019 г. тарифы с календарной разбивкой на тепловую энергию действуют с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., утвержденные решением правления региональной службы по тарифам Кировской области №37/6-тэ-2021 от 24 ноября 2020 г. тарифы с календарной разбивкой на тепловую энергию действуют на период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 20201 г., что соответствует положениям п. 15 Основ ценообразования.

Тарифы на 2021 год утверждены с календарной разбивкой по полугодиям, со снижением по сравнению с действующими тарифами на 31 декабря 2020 г., исходя из годовой необходимой валовой выручки, рассчитанной с 1 июля 2021 г., в которой не предусмотрен размер корректировки, учитывающей итоги деятельности за 2018 год.

Недополученный доход, рассчитанный в составе корректировки по итогам 2018 года, был учтен тарифным органом при расчете НВВ на 2020 год, однако ввиду действия тарифа не весь полный 2020 год (снижения тарифа), образовалась невозвращенная корректировка НВВ за 2018 год по итогам 2020 г.

Согласно отчета ООО «Инженерно-технический центр Энергоэффект» от 10 марта 2021 г. размер невозвращенной корректировки НВВ за 2018 год по итогам 2020 г. составил 444,04 тыс. руб.

Региональная служба по тарифам Кировской области, не оспаривая факт образования невозвращённой корректировки НВВ за 2018 год по итогам 2020 г., возражений по размеру не представило.

Согласно п. 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по приведенной ниже формуле.

В силу п. 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Корректировка необходимой валовой выручки ООО «Теплотехник» на 2021 год произведена в соответствии с п. 49 Методических указаний, которая не предусматривает учета отклонений фактических значений параметров расчета от значений, учтенных при установлении тарифов на 2018 год.

Более того, на момент проведения корректировки тарифов на 2021 год (ноябрь 2020 г.) тарифный орган не обладал информацией о фактических показателях за 2020 год ввиду незавершения отчетного периода 2020 года для проведения корректного расчета разницы между суммой корректировки по итогам 2018 года и фактически полученными средствами в 2020 году.

Представленный административным истцом отчет ООО «Инженерно-технический центр Энергоэффект» составлен в марте 2021 г., то есть после завершения 2020 г. с использованием фактических показателей за 2020 г., которыми региональная служба по тарифам Кировской области на момент вынесения оспариваемого решения не обладала.

Суд критически относится к доводам административного истца о необходимости использования регулятором прогнозируемых показателей при отсутствии фактических с целью определения разницы между суммой корректировки по итогам 2018 года и фактически полученными средствами в 2020 году, поскольку указанные доводы противоречат п.п. 49, 52 Методических указаний, материалами дела подтверждено изменение регулируемых показателей в период регулируемого периода 2020 г.

В силу п. 13 Основ ценообразования выпадающие доходы, рассчитанные в составе корректировки по итогам 2018 г., могут быть учтены тарифным органом при регулировании тарифов на последующий период регулирования, исходя из анализа фактически завершенного периода (2020 года).

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, установленными статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Пунктом 62 Основ ценообразования к неподконтрольным расходам отнесена, в том числе, арендная плата с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 данного документа.

Как следует из пункта 45 Основ ценообразования, арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлась критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Согласно пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Следовательно, затраты на аренду названных объектов определяются органом регулирования тарифов исходя из амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Под обязательными платежами в данном случае следует понимать налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Обращаясь с заявлением о корректировке, ООО «Теплотехник» заявило к включению в тариф сумму арендной платы в общем размере 609,5 тыс. руб.: по договору аренды муниципального имущества от 19 апреля 2006 г., а также по договорам аренды с ООО «Жилэнергосервис и К» №03-17-ж от 29 декабря 2017 г., №04-17-ж от 29 декабря 2017 г., №05-17-ж от 29 декабря 2017 г.

При этом по договорам аренды, заключенным с ООО «Жилэнергосервис и К», административный истец не указал величину амортизации и размер налога на имущество организации и не приложил материалы, обосновывающие расчет в указанной части.

Письмом региональной службы по тарифам от 14 мая 2020 г. у ООО «Теплотехник» запрошены дополнительные материалы для проведения экспертизы расчетных материалов по корректировке ране установленных долгосрочных тарифов, включая сведения о начислении арендодателем амортизации и налога на имущество, переданное в аренду.

ООО «Теплотехник» письмом от 5 июня 2020 г. направило ответ на запрос, при этом сведений о начислении арендодателем амортизации и налога на имущество в тарифный орган не представило.

При этом подход к оценке достаточности объема доказательств подтверждения расходов по статье «Плата за аренду имущества» административным ответчиком не менялся на протяжении всего долгосрочного периода регулирования.

Так, решением правления региональной службы по тарифам от 27 ноября 2018 г. расходы по статье «Арендная плата» экспертами определены в размере 126,9 тыс. руб. на основании дополнительно представленных справок о размере амортизационных отчислений оборудования, сданного в аренду ООО «Жилэнергосервис и К».

Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 22 октября 2019 г. определен экономически обоснованный уровень арендной платы в размере 27,6 тыс. руб. с учетом положений п. 45 Основ ценообразования в пределах суммы амортизационных отчислений по арендуемому имуществу на основании дополнительно представленной обществом информации о величине амортизационных отчислений.

Таким образом, административный ответчик при вынесении оспариваемого решения предложил регулируемой организации представить дополнительные материалы, что исходя из принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось предсказуемым для регулируемой организации и было направлено на устранение препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.

Из пункта 43 Основ ценообразования, пункта 29 Методических указаний следует, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Как установлено пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. №26н (далее - ПБУ 6/01), стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено данным положением.

В силу пункта 19 ПБУ 6/01 годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется, исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. №91н (далее - Методические указания по бухгалтерскому учету), согласно пунктам 12 и 13 которых учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств, которые открываются на каждый инвентарный объект.

Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (пункт 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету).

Согласно представленным административным истцом инвентарным карточкам объектов основных средств от ООО «Жилэнергосервис и К», оборотно-сальдовым ведомостям по счетам 01, 02 сумма амортизационных отчислений определена в размере 0 руб.

В отсутствие доказательств, подтверждающих начисление амортизации и уплату налогов на имущество, на землю и других обязательных платежей собственником имущества, региональная служба по тарифам Кировской области правомерно исключила из НВВ на 2021 год расходы по арендной плате по договорам аренды с ООО «Жилэнергосервис и К» №03-17-ж от 29 декабря 2017 г., №04-17-ж от 29 декабря 2017 г., №05-17-ж от 29 декабря 2017 г. на основании п. 45 Основ ценообразования, определив экономически обоснованный уровень арендной платы в пределах суммы амортизационных отчислений в размере 27,6 тыс. руб. по договору аренды муниципального имущества от 19 апреля 2006 г.

Из пунктов 12, 14, 16, 17 Правил следует, что обязанность по представлению в регулирующий орган в установленные сроки вместе с заявлением об установлении тарифов обосновывающих документов, исчерпывающий перечень которых определен в пункте 17 Правил, возложена на организацию, осуществляющую регулируемую деятельность, и именно регулируемая организация несет ответственность за полноту и достоверность представленных сведений.

Принимая во внимание, что представление регулируемой организацией обосновывающей документации в составе тарифного предложения носит заявительный характер, орган регулирования при установлении тарифов обоснованно исходил из объема имеющихся в его составе документов, в том числе дополнительно запрошенных у ООО «Теплотехник» по инициативе регулятора, не подтверждающих расходы собственника на амортизацию и уплату налогов.

В силу п. 17 Правил обязанность по представлению экономического обоснования планируемых расходов лежит на ООО «Теплотехник», оно, направляя в регулирующий орган документы бухгалтерского учета, несет риски получения отказа со стороны регулирующего органа в принятии заявленных затрат в случае несоответствия данных документов требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

С учетом изложенных обстоятельств суд критически относится к представленным административным истцом справкам о начислении амортизации на арендуемое имущество, поскольку указанные документы в тарифный орган не представлялись, несмотря на то, что датированы данные документы ранее даты запроса, направленного региональной службой по тарифам Кировской области в адрес ООО «Теплотехник» (27 декабря 2019 г. и 7 мая 2020 г.).

Вопреки позиции административного истца о нарушении его прав в связи с изданием оспариваемого нормативного правового акта, не обеспечивающим покрытие понесенных им расходов по аренде имущества, используемого для выработки тепловой энергии, судом отмечается, что исполнение арендатором обязательств по оплате арендных платежей, не обеспеченных компенсацией включенных в НВВ расходов в составе тарифа, относится к рискам, связанным с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, определение понятия которой содержится в абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ, и не свидетельствует о нарушении его прав.

Оценив изложенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. № 37/6-тэ-2021 принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением формы и процедуры принятия решения, не противоречит ни одному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в силу своей правомерности прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В пункте 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам Кировской области.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют основания для взыскания понесенных административным истцом расходов по оплате услуг эксперта и государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Теплотехник» о признании недействующим решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 24 ноября 2020 г. № 37/6-тэ-2021 «О внесении изменений в решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 27 ноября 2018 г. №42/13-тэ-2019» - отказать.

Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам по Кировской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Кировского областного суда Е.А. Степанова

Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2021 г.