ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-31/2023 от 13.09.2023 Кировского областного суда (Кировская область)

а-31/2023

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров «13» сентября 2023 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Моисеева К.В.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

при участии прокурора Шибановой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Водосервис» к Региональной службе по тарифам Кировской области о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Водосервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 22.03.2022 г. № 10/4-кс-2022 «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации муниципальное унитарное предприятие «Водосервис». В обоснование заявленного требования МУП «Водосервис» указано, что при установлении тарифов Региональной службой по тарифам Кировской области не учтены операционные (подконтрольные) расходы предприятия, включающие в себя расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала, ремонтные расходы, административные расходы, а также неподконтрольные расходы, включающие в себя расходы на услуги водоснабжения и водоотведения, которые образовались в связи с техническим состоянием сетей водоснабжения и водоотведения, ремонтные расходы, расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, не включенные в расходы в предыдущем периоде (на 2018 – 2021 гг.), что противоречит положениям части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406.

Выслушав представителя административного истца МУП «Водосервис» - Тунгусову Ю.В., поддержавшую доводы и требования административного искового заявления, представителей региональной службы по тарифам Кировской области - Зонова Л.О., Уржумцева Д.А., указавших на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления, заслушав заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 3.1.3.1 пункта 3.1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 г. № 144/365, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям региональной службы по тарифам.

По смыслу пункта 4.3 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области нормативные правовые акты в сфере утверждения цен (тарифов) и их предельных уровней принимаются правлением региональной службы по тарифам Кировской области в форме решений.

Оспариваемое решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 22.03.2022 г. № 10/4-кс-2022 «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) водоотведение для муниципального унитарного предприятия «Водосервис» принято правомочным органом, с соблюдением процедуры его принятия, в установленной форме и 23.03.2022 г. опубликовано на официальном сайте региональной службы по тарифам Кировской области www.rstkirov.ru, являющемся в соответствии с пунктом 1 решения правления региональной службы по тарифам Кировской области от 15.04.2016 г. № 15/пр-2016 источником официального опубликования нормативных правовых актов, принимаемых правлением региональной службы по тарифам Кировской области и по данным основаниям не оспаривается.

Указанным решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 22.03.2022 г. № 10/4-кс-2022 для МУП «Водосервис» утверждены производственная программа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) водоотведение на 2022 – 2027 гг., долгосрочные параметры регулирования деятельности на 2022 – 2027 гг. и установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) водоотведение на территории МО «Демьяновское городское поселение Подосиновского района Кировской области» на период с 22.03.2022 г. по 31.12.2027 г.

Методом регулирования тарифов избран метод индексации.

Согласно пунктам 1, 2 постановления администрации Демьяновского городского поселения Подосиновского района Кировской области от 01.01.2018 г. № 1/1 «Об наделении организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение статусом гарантирующей организации», МУП «Водосервис» наделен статусом гарантирующей организации, осуществляющей на территории Демьяновское городское поселение водоснабжение и водоотведение.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э.

МУП «Водосервис» оспаривая решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области ссылается на то, что данное решение противоречит положениям части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ и пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку при установлении тарифов Региональной службой по тарифам Кировской области не учтены операционные (подконтрольные) расходы, а именно: расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды цехового персонала, ремонтные расходы, административные расходы и неподконтрольные расходы предприятия, в частности, расходы на услуги водоснабжения и водоотведения, которые образовались в связи с техническим состоянием сетей водоснабжения и водоотведения, ремонтные расходы, расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, не включенные в расходы в предыдущем периоде.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ, общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пункт 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает, что размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

Согласно п. 76 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 настоящего документа, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Величина операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями (п. 59 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

Операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 настоящего документа (пункты 60, 61 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

Согласно подпункту «г» пункта 39 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала.

В составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда ремонтного персонала (подпункты «а», «б», «в» пункта 40 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 41 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения к административным расходам относятся: расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам; расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала.

Из заключения экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области при рассмотрении предложения МУП «Водосервис» об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, вопреки доводам административного искового заявления, были учтены данные виды расходов на основании представленных предприятием обосновывающих материалов в подтвержденном объеме.

Согласно пункту 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

Единой тарифной сеткой по оплате труда работников жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Приложение № 5 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Кировской области на 2020 – 2022 гг.) для работников жилищно-коммунального хозяйства Кировской области имеющих 5 разряд установлен разрядный коэффициент 2,16.

Таким образом, доводы МУП «Водосервис» относительно неверного расчета региональной службой по тарифам Кировской области расходов на оплату труда и страховые взносы в части применения при данном расчете разрядного коэффициента работника 5 разряда в размере 2,16 нельзя признать состоятельными.

Расчет численности персонала, ввиду непредставления регулируемой организацией с заявлениями об установлении тарифов расчета нормативной численности персонала, произведен органом регулирования тарифов на основании приказа Минстроя России от 23.03.2020 г. № 154/пр «Об утверждении Типовых отраслевых норм численности работников водопроводно-канализационного хозяйства».

Расходы предприятия на услуги связи и интернет, на банковские услуги и на обслуживание программ и техническое сопровождение включены тарифным органом, при этом отказано во включении расходов на аренду зданий и оборудования, юридические услуги, канцелярские принадлежности, а также обслуживание контрольно-кассовой техники и программ «Учет коммунальных платежей», «АРМ Юриста», «1С» по причине отсутствия надлежащего обоснования данных расходов, что согласуется с положениями пункта 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, предусматривающим отказ органа регулирования тарифов регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.

Согласно подпункту «а» пункта 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения неподконтрольные расходы включают в себя расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Из заключения экспертной группы региональной службы по тарифам Кировской области при рассмотрении предложения МУП «Водосервис» об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение следует, что требуемые административным истцом расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности также были учтены экспертной группой в составе неподконтрольных расходов предприятия частично - в подтвержденном объеме, исходя из данных предоставленных МУП «Водосервис», за исключением расходов относящихся к новому строительству водопроводных сетей (по ул. Трактовая и ул. Боровая), подлежащему осуществлению в форме капитальных вложений (инвестиций) (подпункт «б» пункта 46 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения).

Таким образом, произведенные тарифным органом расчеты тарифов, вопреки доводам административного истца, сделаны на основании норм, определяющих тарифное регулирование, в том числе части 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а потому оспариваемое решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 22.03.2022 г. № 10/4-кс-2022 «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации муниципальное унитарное предприятие «Водосервис», следует признать соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления МУП «Водосервис».

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ расходы по уплате государственной пошлины, понесенные административным истцом при подаче административного иска в размере 4500 руб. 00 коп., относятся на него и возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Водосервис» к Региональной службе по тарифам Кировской области о признании недействующим решения региональной службы по тарифам Кировской области от 22.03.2022 г. № 10/4-кс-2022 «О тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение для гарантирующей организации муниципальное унитарное предприятие «Водосервис».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Судья Кировского областного суда Моисеев К.В.

Мотивированное решение суда составлено 25.09.2023 г.