Дело №а-3206/2021 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 ноября 2021 года г. Зеленодольск РТ Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Загитовой Л.В. с участием прокурора Михайлова А.А. при секретаре Набиуллиной Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №№ Зеленодольского района Республики Татарстан, Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан об оспаривании и отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования на довыборах депутатов муниципальных образований созыва, о результатах выборов депутата Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №, Заинтересованные лица: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, Зеленодольское местное отделение Татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», установил: ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к Участковой избирательной комиссии избирательного участка №№ Зеленодольского района РТ, Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ, с учетом последующих устных уточнений, об отмене решения (протокола) участковой избирательной комиссии избирательного участка № от 20.09.2021 об итогах голосования на выборах депутатов Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу №; об обязании территориальную (окружную) избирательную комиссию и участковые избирательные комиссии (административные ответчики) признать недействительными итоги голосования на прошедших 19.09.2021 выборах депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №; об отмене протокола о результатах выборов, сводной таблицы и решения о результатах выборов на прошедших 19.09.2021 выборах депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №; о признании недействительными результаты прошедших 19.09.2021 выборов депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №. В обоснование требований указано, что 19.09.2021 прошли выборы депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №. Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 №13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд», данные выборы проходили 17,18,19 сентября в помещении избирательной комиссии. Выборы в Участковой избирательной комиссии избирательного участка №, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, здание <адрес>» должны были проводиться согласно данному Положению. На указанных выборах административный истец баллотировался по ... одномандатному избирательному округу № в порядке выдвижения от политической партии и был наделен статусом зарегистрированного кандидата решением ТИК Зеленодольского района. УИК в течение двух дней – 17 и 18 сентября 2021 года проводилось голосование, и оно предусматривало в конце каждого дня извлечение из стационарных и переносных ящиков всех принявших участие в голосовании бюллетеней и помещение их в специальные сейф-пакеты с особым заклеиванием, опечатыванием на месте склейки и удостоверением места склейки подписями членов УИК. Подсчет голосов избирателей в округе производился в помещениях Участковой избирательной комиссии после 20:00 часов 19.09.2021 с переходом на 20.09.2021. В ночь с 19 сентября на 20 сентября 2021 года во всех перечисленных УИК были составлены протоколы об итогах голосования, согласно которым победу по большинству набранных голосов избирателей одержал кандидат ФИО2. На основании представленных в ТИК протоколов УИК об итогах голосования ТИК также 20.09.2021 составил и утвердил протокол о результатах выборов и принял соответствующее решение о результатах выборов в рассматриваемом одномандатном избирательном округе. Однако в ходе самого голосования, при оформлении его хода, при подсчете голосов, при установлении итогов голосования и оформлении протоколов об итогах голосования были допущены грубейшие нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, которые привели к искажению показателей и цифровых значений в решениях об итогах голосования и о результатах выборов, что не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей и выявить действительную волю избирателей на проведенных выборах. Так, в нарушение пунктов 4.2-4.8 указанного Положения, бюллетени из переносных ящиков, а также всех сейф-пакетов, в которых лежали бюллетени выездного голосования, были выложены одновременно всеми членами комиссии с решающим правом голоса, в одно место, без пересчета по каждому сейф-пакету, без учета даты голосования, и без огласки каких-либо актов или заявлений, а также были рассортированы и распределены без сохранения ... голосования. Данные нарушения зафиксированы на видео. На этих выборах в вышеуказанную комиссию были направлены десятки жалоб на происходящий процесс, четыре заявления в полицию только членами КПРФ. Перечисленные нарушения привели к тому, что в соответствующие строки протоколов УИК об итогах голосования – о количестве выданных бюллетеней для голосования в помещении ТИК/УИК, о количестве бюллетеней для досрочного голосования, о количестве недействительных бюллетеней, о количестве бюллетеней, поданных за кандидатуру ФИО10 были внесены искаженные, не соответствующие действительности, надуманные, фиктивные значения (показатели), то есть приписки. Все эти и другие выявленные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, протоколы об итогах голосования являются незаконными. Поскольку данные протоколов УИК об итогах голосования автоматически были переведены в протокол ТИК о результатах выборов в соответствующем одномандатном избирательном округе, в сводную таблицу результатов выборов в округе и в решение ТИК о результатах выборов, то указанные акты ТИК также являются незаконными и, следовательно, выявить действительную волю избирателей на проведенных выборах в соответствующем одномандатном избирательном округе нельзя. В письменном дополнении к административному исковому заявлению (л.д.24-27) административный истец сообщает, что Участковой избирательной комиссией избирательного участка № допущены следующие злостные нарушения законодательства о выборах, наличие которых подтверждает недействительность итогов голосования и результатов выборов. В нарушение требования п.3.14 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд, утвержденного Постановлением ЦИК России от 01.07.2021 №13/103-8 «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд», кабинеты, в которых располагался избирательный участок, 17.09.2021 (в первый день голосования) не были опечатаны, вход в здание вообще не закрывался и не опечатывался. Таким образом, в помещение для голосования был открыт свободный доступ, что ставит под сомнение сохранность избирательных бюллетеней и иных документов, и отсутствие внесения в них незаконных исправлений. В нарушение требований п.23 ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 18.09.2021 председатель и члены УИК с правом решающего голоса препятствовали осуществлению права знакомиться с документами и материалами, права удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям членом Территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Свидетель №4, членом Участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Свидетель №5, мотивируя тем, что существует социальная дистанция 1,5 метра, ограничивали их перемещение по помещению для голосования. При этом данная социальная дистанция не соблюдалась членами УИК с правом решающего голоса. Невозможность по вине председателя и членов УИК передвигаться за нанесенные избирательной комиссией на полу линии привела к тому, что Свидетель №4 и Свидетель №5 были лишены возможности контролировать соблюдение законодательства о выборах участниками избирательного процесса, поскольку на расстоянии свыше полутора метров невозможно увидеть данные, содержащиеся в документах, связанных с выборами. В нарушение требований п.23 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ 19.09.2021 председатель УИК Свидетель №2 снова препятствовала осуществлению полномочий членом Территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Свидетель №4, мотивируя тем, что существует безопасная физическая дистанция 1,5 метра. То есть, как видно из приведенных нарушений закона, Участковой избирательной комиссией неоднократно создавались препятствия для разных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и в разные дни голосования для контроля над правильностью процедуры проведения выборов, то есть нарушения носили систематический характер. В нарушение требований Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ 19.09.2021 председатель УИК Свидетель №2 и члены УИК препятствовали осуществлению полномочий членом Участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Свидетель №5, а именно, отказались предоставить ей для ознакомления ведомости выданных избирательных бюллетеней. Более того, после неоднократных просьб об этом члена УИК Свидетель №5 председатель и члены УИК с правом решающего голоса письменно ответили ей, что ведомости выданных избирательных бюллетеней выданы Свидетель №4 Однако, данный факт не отменяет право Свидетель №5 как члена УИК с правом совещательного голоса, на ознакомление с указанными документами, но председатель и члены УИК данные обстоятельства и нормы закона проигнорировали. При этом Свидетель №4 запрашиваемые документы были показаны на расстоянии 1,5 метра со ссылкой на социальную дистанцию, откуда он также не мог удостовериться в их содержании, поскольку это слишком большое расстояние. Таким образом, созданы грубейшие препятствия для члена УИК с правом совещательного голоса Свидетель №5 на осуществление контроля за правильностью заполнения ведомости выданных избирательных бюллетеней членами УИК с правом решающего голоса. В нарушение требований п.3 ст.3 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ члены УИК передавали работодателю сведения о проголосовавших сотрудниках каждые два часа, что подтверждается объяснениями председателя УИК Свидетель №2 Таким образом, грубо нарушено право избирателей на свободное участие в выборах, явка избирателей завышалась в нарушение требований закона. В нарушение требований п.6 ст.66 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ члены УИК отказались взять на проведение голосования вне помещения для голосования наблюдателей и членов УИК и ТИК Зеленодольского района РТ с правом совещательного голоса, направленных кандидатами от КПРФ. Таким образом, грубо нарушено право членов УИК и ТИК с правом совещательного голоса и наблюдателей присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования и контролировать законность процедуры и отсутствие фальсификаций, поскольку их отсутствие заставляет усомниться в достоверности результатов голосования вне помещения для голосования. Административный истец подозревает, что членами УИК осуществлена фальсификация итогов голосования при организации голосования вне помещения для голосования, а именно – количество избирательных бюллетеней, реально выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования, многократно меньше официально объявленного количества проголосовавших «на дому», то есть значительное количество бюллетеней могло быть заполнено самими членами УИК. Так, в выездном голосовании участвовали три машины: первая машина отправилась с представителем от КПРФ, скорость объезда составила 7,5 минут на одного избирателя, при этом голосование проводилось в многоквартирных домах; вторая машина отправилась без представителя от КПРФ, скорость объезда составила 2,4 минуты на одного избирателя, при этом голосование проводилось в частном секторе; третья машина отправилась без представителя от КПРФ, скорость объезда составила 4 минуты на одного избирателя, при этом голосование проводилось в частном секторе. По мнению административного истца, физически невозможно успеть объехать избирателей, выдать им бюллетени, дождаться, пока они проголосуют и опустят бюллетень в переносной ящик для голосования за такой короткий срок – две или четыре минуты на одного избирателя. В нарушение требований п.3 ст.66 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ 17.09.2021 члены УИК с правом решающего голоса, принимая устные обращения избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, не указали по нескольким обращениям в специальном реестре время поступления данных обращений. Данные действия также затрудняют осуществление контроля за достоверностью итогов выборов. В нарушение требований п.6 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ члены УИК с правом решающего голоса в ходе подсчета голосов не оглашали число бюллетеней, выданных избирателям и другие данные, предусмотренные п.5 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ, чем были созданы грубейшие препятствия для наблюдателей и членов УИК и ТИК с правом совещательного голоса на осуществление контроля за правильностью подсчета голосов со стороны членов УИК с правом решающего голоса, по мнению ФИО6, с целью воспрепятствовать определению реального волеизъявления избирателей. В нарушение требований п.14 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ три члена УИК одновременно осуществляли подсчет избирательных бюллетеней, что лишило возможности кандидатов, наблюдателей и членов УИК и ТИК с правом совещательного голоса контролировать правильность подсчета голосов избирателей. Таким образом, правильность подсчета голосов и реальные результаты выборов установить невозможно. Административный истец считает, что все перечисленные нарушения свидетельствуют о недействительности результатов выборов по данному избирательному участку. Нарушений Участковой избирательной комиссией допущено большое количество, все они связаны с воспрепятствованием контролю со стороны наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, оказанием давления на избирателей с целью повысить их явку на выборы, грубейшим нарушением процедуры подсчета голосов, а также предполагаемой фальсификацией результатов голосования вне помещения для голосования. Протокольным определением суда от 29.10.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 (л.д.57 оборот). В судебном заседании 15.11.2021 удовлетворено ходатайство административного истца, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Зеленодольское местное отделение Татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д. 162 оборот). В судебном заседании административный истец поддержал требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к административному исковому заявлению. В судебном заседании представитель административного ответчика Участковой избирательной комиссии избирательного участка № Зеленодольского района РТ ФИО11, действующая по доверенности, в административном иске просила отказать, в опровержение доводов, изложенных в административном исковом заявлении и дополнений к нему озвучила письменные возражения (л.д.79-85), согласно которым из пояснений председателя Свидетель №2 и членов Участковой избирательной комиссии избирательного участка № с правом решающего голоса следует, что в дни голосования открытие и закрытие избирательного участка № производилось в присутствии сотрудника полиции и наблюдателей. По истечении времени голосования 17 и 18 сентября 2021 года, по окончании работы избирательного участка № сейфы опечатывались в присутствии всех наблюдателей, кабинет № и «Киноконцертный зал» также были опечатаны, после чего помещение избирательного участка было передано под круглосуточную охрану. Поскольку помещение для голосования избирательного участка № расположено в холле на первом этаже двухэтажного здания анимационного центра санатория «Васильевский», то опечатывать вход в холл не имелось возможности. Однако все иные требования по обеспечению сохранности избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссией № были соблюдены. Голосование 17, 18 и 19 сентября 2021 года на избирательном участке № проводилось в соответствии с требованиями Рекомендаций по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COV1D-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, иных выборов и референдумов, назначенных на единый день голосования 19.09.2021. Согласно этим рекомендациям при проведении всех процедур, связанных с подготовкой и проведением выборов, необходимо соблюдать безопасную физическую дистанцию - не менее 1,5 метров. В помещении для голосования должны быть обозначены (нанесены) специальные линии, за которые не рекомендуется заходить. Таким образом, председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка № и члены комиссии с правом решающего голоса действовали, соблюдая требования Рекомендаций для профилактики распространения коронавирусной инфекции (COV1D-19). Председатель Участковой избирательной комиссии избирательного участка №Свидетель №2 за 35-40 минут до предстоящего выезда объявила о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, а также предложила членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении. После объявления 11 человек изъявили желание ехать с комиссией. Из объяснений председателя Участковой избирательной комиссии избирательного участка №Свидетель №2 установлено, что она объявила о наличии в машине пяти мест, в связи с чем, остальные лица при желании могут следовать за ними на другой машине или поехать при следующем выезде. Отказов со стороны председателя заявителям не было. Выезд комиссией осуществлялся в соответствии с поданными заявлениями и устными обращениями в комиссию, которые включены в реестр заявлений избирателей, изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования, а также с использованием опечатанных (опломбированных) в участковой комиссии переносных ящиков для голосования. Выезд для проведения голосования вне помещения для голосования с представителем партии КПРФ осуществлялся в частный сектор пгт. Васильево, а второй и третий выезды - в многоквартирные дома. Маршрут выезда был построен таким образом, чтобы охватить близлежащие многоквартирные дома. Имелись заявления от избирателей, проживающих в одном доме (подъезде). В связи с чем, время объезда потребовалось меньше. Голосование вне помещения для голосования проводилось при участии членов Участковой избирательной комиссии избирательного участка № с правом решающего голоса, членов комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей. 19.09.2021 после окончания голосования (20 часов 00 минут) подсчет голосов избирателей осуществлялся в соответствии с разделом 4 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19.09.2021, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК РФ от 01.07.2021 №13/103-8. Каких-либо нарушений, являющихся основанием для отмены итогов голосования, установленных участковой избирательной комиссией, перечень которых предусмотрен пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ при голосовании, подсчете голосов не имелось и в административном исковом заявлении и дополнении к нему не приводится, нарушений в работе Участковой избирательной комиссии избирательного участка № по указанным административным истцом доводам при проведении выборов, не выявлено. Административное исковое заявление поступило в Зеленодольский городской суд РТ 01.10.2021, то есть после истечения 10-дневного срока для обжалования, установленного частью 2 статьи 240 КАС РФ. Таким образом, срок исковой давности для подачи заявления в суд пропущен. Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ ФИО12, действующая по доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, пояснив, что основания для отмены результатов выборов установлены в ч.2 ст.77 Федерального закона №67-ФЗ. Такие нарушения не имеются и административным истцом не приводятся. Результаты выборов установлены Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района РТ на основании протокола Участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования. Данный протокол административным истцом своевременно не обжалован и не отменен. Административным истцом ФИО6 при подаче административного искового заявления пропущен срок обращения в суд, поскольку в соответствии с ч.2 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования, то есть в течение 10 дней, начиная с 20.09.2021. Административное исковое заявление, согласно информации размещенной на сайте Зеленодольского городского суда РТ поступило в суд после истечения срока для обжалования, установленного ч.2 ст.240 КАС РФ, а именно, в пятницу 01.10.2021. Приводимые истцом, якобы имеющиеся нарушения при подсчете голосов, не могут являться основанием для отмены результатов выборов, могут рассматриваться при оспаривании итогов голосования, установленных Участковой избирательной комиссией. Таким образом, основания для отмены результатов выборов отсутствуют. Подробно позиция административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ изложена в отзыве на административное исковое заявление (л.д.37-43). Представитель заинтересованного лица Зеленодольское местное отделение Татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» ФИО13, являющийся Первым секретарем Комитета Зеленодольского местного отделения Татарстанского регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д.71), в судебном заседании требования поддержал, указав, что позиция КПРФ такова, что на избирательном участке № был бардак, есть серьезные нарушения по составлению актов о проведении голосования с использованием переносных и стационарных ящиков для голосования, по выезду на надомное голосование, передвижению на избирательном участке членов комиссии с правом совещательного голоса, процедура сортировки бюллетеней не соблюдена, после вскрытия все сейф-пакеты были сброшены в одну кучу, поддержки со стороны Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ не было, представители данной участковой избирательной комиссии не компетентны в данных выборах, и эту комиссию нужно заменить и призвать всех нарушивших закон к ответственности. Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма (л.д.129). Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, конверт заказного письма возвращен почтовым отделением с отметкой «истек срок хранения» (л.д.131). Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, конверт заказного письма возвращен почтовым отделением с отметкой «истек срок хранения» (л.д.132). Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.63), уведомление не возвращено, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, претензий к работе Участковой избирательной комиссии и результатам выборов не имеет (лд.68). Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела. Поскольку явка заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 не признана судом обязательной, а также принимая во внимание положения ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание. Выслушав пояснения административного истца, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. Согласно части 15 статьи 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор. Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ). В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Частью 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации провозглашено, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона №67-ФЗ гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при ... голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Порядок голосования на выборах, референдумах на территории избирательного участка определен статьей 64 Федерального закона №67-ФЗ. Аналогичные положения содержатся в части 10 статьи 76 Избирательного кодекса Республики Татарстан. В соответствии с пунктом 10 статьи 66 Федерального закона №67-ФЗ голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 настоящего Федерального закона. Пунктом 6 статьи 27 Федерального закона № 67-ФЗ установлен круг полномочий участковой избирательной комиссии. В числе прочего, участковая комиссия проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию (подпункт «з»), а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законом (подпункт «н»). Пункт 1 статьи 67 Федерального закона №67-ФЗ и часть 1 статьи 78 Избирательного кодекса Республики Татарстан предусматривают, что участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. В соответствии с положениями статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (пункт 1). Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (пункт 2). При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись (пункт 28). Аналогичные положения содержатся в статье 79 Избирательного кодекса Республики Татарстан. Обстоятельства, установление которых в судебном порядке судом соответствующего уровня, могут повлечь отмену решения избирательной комиссии об итогах голосования и о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, определены пунктом 1.2 и пунктом 2 статьи 77 Федерального закона №67-ФЗ путем перечисления конкретных нарушений. В судебном заседании из материалов дела установлено следующее. Решением Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан от 11.06.2018 № (л.д.98) сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка № со сроком полномочий пять лет (2018-2023гг.), с назначением в ее состав членов с правом решающего голоса в количестве 11 человек (л.д.99), председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № назначена Свидетель №2 21.06.2021 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение № о назначении выборов депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № на 19.09.2021 с опубликованием данного решения в газете «...» и размещением на официальной странице территориальной избирательной комиссии на официальном сайте Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (...) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.45). В газете «...» (№)) данное решение опубликовано 23.06.2021 (л.д.46). 01.08.2021 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение № (л.д.100) о регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва, выдвинутого Татарстанским региональным отделением Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по Леваневскому одномандатному избирательному округу №, время регистрации 09 часов 20 минут. 01.08.2021 председателем Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района ФИО14 зарегистрированному кандидату ФИО6 выдано удостоверение, которое было действительно до 29.09.2021 (л.д.157). В качестве кандидатов в депутаты Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу № также зарегистрированы ФИО2, выдвинутый Зеленодольским местным отделением Татарстанского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия»; ФИО3 в качестве самовыдвижения; ФИО4, выдвинутый Татарстанским региональным отделением политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России; ФИО5 в качестве самовыдвижения (л.д.44). 20.08.2021 Участковой избирательной комиссией избирательного участка №№ Зеленодольского района Республики Татарстан принято решение № об утверждении схемы размещения технологического и иного оборудования, мест, отведенных для работы членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в день голосования в помещении для голосования (Приложение №) (л.д.101). Приложением № к решению Участковой избирательной комиссией избирательного участка № от 20.08.2021 № является схема расположения избирательного участка №, на которой указаны места для нахождения председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, сотрудников полиции, средств массовой информации, а также места для размещения кабин для ... голосования, стационарных ящиков для голосования, переносных ящиков, сейфа, указано место расположения видеорегистратора, стенда, входа и выхода, определено место для видеонаблюдения и фотосъемок (л.д.102). 06.09.2021 приказом №-осн. ...» закреплен автотранспорт и назначены ответственные лица за его эксплуатацию в дни выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избирательного участка №: 17.09.2021 три автомобиля с водителями, 18.09.2021 – два автомобиля с водителями, 19.09.2021 – два автомобиля с водителями (л.д.156). В жалобе от 17.09.2021 член ТИК с правом совещательного голоса Свидетель №4 просит убрать со столов членов с решающим голосом посторонние предметы, простые карандаши, которыми они пользуются. Отвечая на жалобу, председатель Участковой избирательной комиссии №Свидетель №2 поясняет, что у члена УИК находится список сотрудников, которые прописаны на данном участке, отчет по которым необходимо отправлять руководству ФНПР каждые два часа (л.д.33). 17.09.2021 председателем Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ рассмотрено заявление члена ТИК Зеленодольского района РТ с правом совещательного голоса от кандидата в депутаты ФИО15 – ФИО13 По результатам рассмотрения сообщается следующее. Согласно объяснениям председателя УИК №, в реестре заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования в середине списка, содержащего 532 обращения избирателей, у восьми обращений, поступивших в один день, не указано время поступления в связи с одновременным поступлением большого количества обращений по телефону (л.д.34). 18.09.2021 в 16 часов 00 минут член избирательной комиссии с правом совещательного голоса Свидетель №5 обратилась к председателю УИК №Свидетель №2 с письменным заявлением о нарушении избирательного законодательства (л.д.28), в котором сообщает, что 18.09.2021 в 14 часов 51 минуту ею были зафиксированы следующие нарушения: несоответствие информации на схеме расположения избирательного участка №, а именно – не указаны кабинеты №, №, №, №, №, без номера под названием «Аппаратная», туалет мужской, туалет женский, выход №; кабинет №, кабинет без номера под названием «Аппаратная» и выход № были опечатаны только 18.09.2021 в 10 часов 30 минут, что говорит о том, что 17.09.2021 был возможен свободный доступ к данным кабинетам в любое время; кабинет №, кабинет №, кабинет №, кабинет № по состоянию на 15 часов 00 минут не опечатаны; вход, обозначенный на схеме расположения избирательного участка, невозможно закрыть и опечатать по окончании дня голосования в связи с отсутствием двери. 18.09.2021 в 12 часов 10 минут член избирательной комиссии с правом совещательного голоса Свидетель №5 обратилась к председателю УИК №Свидетель №2 с жалобой (л.д.30), в которой требует предоставить все ведомости выданных избирательных бюллетеней под расписку, обеспечить доступ к документам и корректному наблюдению за процессом голосования, предоставить реестр выездного голосования. В ответ на жалобу Свидетель №5 от 18.09.2021 сообщается, что членами с правом решающего голоса, наблюдателями, а также членами УИК с правом совещательного голоса избирательного участка № социальная дистанция соблюдается. Ведомости выданных избирательных бюллетеней выданы Свидетель №4, в получении которых он расписался лично (л.д.32). 18.09.2021 в 12 часов 15 минут член ТИК с правом совещательного голоса Свидетель №4 обратился с жалобой на неправомерное ограничение передвижения, так как ему были предъявлены требования, ограничивающие возможность его перемещения по помещению для голосования и препятствующие наблюдению им за ходом голосования и подсчетом голосов, мотивируя тем, что существует дистанция в 1,5 метра, хотя сами нарушают дистанцию (л.д.29). В жалобе на незаконное ограничение прав члена избирательной комиссии от 19.09.2021 член ТИК с правом совещательного голоса Свидетель №4 указывает, что председатель УИК №Свидетель №2 потребовала от него удалиться от стола члена комиссии с правом решающего голоса во время проверки документов и выдачи бюллетеней избирателю, в связи с чем, просит устранить препятствия в осуществлении его права присутствовать при такой выдаче (л.д.31). С жалобами на имя председателя УИК № обращался наблюдатель ФИО16, указав в жалобе, поданной 19.09.2021 в 20 часов 26 минут, что процесс пересчета ведется тремя членами комиссии с решающим голосом, что препятствует (делает практически невозможным) наблюдению за счетом бюллетеней, наблюдатель требует производить процесс одним человеком (л.д.36); в жалобе, поданной 20.09.2021 в 00 часов 03 минуты, указано, что члены комиссии с правом решающего голоса не оглашали число избирателей по каждой книге списка избирателей (л.д.35). Протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по ... одномандатному избирательному округу № избирательного участка № от 19.09.2021 Участковая избирательная комиссия установила: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования - 866, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 867, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 260, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования – 200, число погашенных избирательных бюллетеней – 407, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 200, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 258, число недействительных избирательных бюллетеней – 2, число действительных избирательных бюллетеней - 456, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0; фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: ФИО2 – 332, ФИО3 – 6, ФИО6 – 93, ФИО4 – 16, ФИО5 – 9. Протокол подписан 20.09.2021 в 06 часов 40 минут (л.д.78). В письменном отзыве на административное исковое заявление по рассматриваемому административному делу, поступившему от представителя Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ, указано, что голосование, подсчет голосов избирателей и установление участковой избирательной комиссией № итогов голосования проводились в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от партий, кандидатов в депутаты на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, на дополнительных выборах Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №. Таким образом, открытость и гласность процесса работы комиссии и подсчета голосов были обеспечены. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен с использованием машиночитаемого кода, и подписан всеми присутствовавшими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, ни один из которых не выразил несогласие с данными протокола об итогах голосования, особых мнений не представил, что позволяет сделать вывод о том, что итоги голосования на избирательном участке № установлены в соответствии с выраженным в день голосования волеизъявлением избирателей, и требованиями избирательного законодательства (л.д.37-43). Протоколом территориальной избирательной комиссии Зеленодольского муниципального района (окружной избирательной комиссии ... одномандатного избирательного округа №) о результатах выборов депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах участковых избирательных комиссий, установила: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования - 866, число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией - 867, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования - 260, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещении для голосования в день голосования – 200, число погашенных избирательных бюллетеней – 407, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 200, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 258, число недействительных избирательных бюллетеней – 2, число действительных избирательных бюллетеней - 456, число утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0; фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов и число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата (абсолютное значение и в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании): ФИО2 – 332 (72,49%), ФИО3 - 6 (1,31%), ФИО6 – 93 (20,31%), ФИО4 – 16 (3,49%), ФИО5 – 9 (1,97%). Протокол подписан 20.09.2021 в 09 часов 05 минут (л.д.103). Сводный отчет по дополнительным выборам депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу № опубликован в газете «...» (№)) 24.09.2021 (л.д.110). Решением Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ от 20.09.2021 № «О результатах дополнительных выборов депутата Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района РТ четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №» дополнительные выборы депутата Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района РТ четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу № признаны состоявшимися и действительными. Считать избранным депутатом Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района РТ четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №ФИО2, как получившего наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании (л.д.106). Решением Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района РТ от 21.09.2021 № «Об установлении общих результатов дополнительных выборов депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района РТ четвертого созыва» установлено, что в Совет поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района РТ избран 1 депутат по одномандатному избирательному округу ФИО2 (л.д.107, 108). 24.09.2021 Территориальной избирательной комиссией Зеленодольского района РТ принято решение № о регистрации депутата Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района РТ четвертого созыва ФИО2, избранного по одномандатному избирательному округу № «...» (л.д.109). В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Федерального закона №67-ФЗ, заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат. Пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона №67-ФЗ определено, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который наступает это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события. В силу части 2 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Одновременно, в силу части 4 статьи 93 КАС РФ, в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 115-ФЗ, процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 настоящего Кодекса. Часть 5 статьи 93 КАС РФ устанавливает, что в случае, если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, процессуальный срок истекает в тот час, когда в этом суде или другой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции. Исходя из приведенных норм, административное исковое заявление об отмене решения (протокола) Участковой избирательной комиссии избирательного участка №№ Зеленодольского района РТ от 20.09.2021 об итогах голосования на выборах депутатов Совета пгт.Васильево Зеленодольского муниципального района РТ по ... одномандатному избирательному округу №, должно быть подано в суд не позднее 29.09.2021. Согласно оттиску штемпеля отделения почтовой связи на конверте административный иск был сдан ФИО17 в отделение почтовой связи 29.09.2021 (л.д.13). Административное исковое заявление поступило в суд 01.10.2021 и зарегистрировано под входящим № (л.д.4-9). В ходе судебного заседания административный истец пояснял, что об итогах выборов ему стало известно 20.09.2021, потребовалось время для составления административного иска, он не располагал возможностью приехать лично в суд, поэтому отправил административное исковое заявление через Васильевское почтовое отделение заказным письмом с уведомлением. На основании частей 7, 9, 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 статьи 240 КАС РФ, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2 - 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления. Поскольку административное исковое заявление поступило в суд за пределами установленного частью 2 статьи 240 КАС РФ 10-дневного срока для подачи административного иска об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования, который является пресекательным и не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска в силу части 7 статьи 240 КАС РФ, руководствуясь частью 10 статьи 240 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе ФИО6 в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме без исследования иных фактических обстоятельств административного дела. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 239-241, 243, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил: в удовлетворении административного искового заявления ФИО6 к Участковой избирательной комиссии избирательного участка № Зеленодольского района Республики Татарстан, Территориальной избирательной комиссии Зеленодольского района Республики Татарстан об отмене решения (протокола) участковой избирательной комиссии избирательного участка № от 20.09.2021 об итогах голосования на выборах депутатов Республики Татарстан по одномандатному избирательному округу №, об обязании территориальной (окружной) избирательной комиссии и участковой избирательной комиссии признать недействительными итоги голосования на прошедших 19.09.2021 выборах депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №; об отмене протокола о результатах выборов, сводную таблицу и решение о результатах выборах на прошедших 19.09.2021 выборах депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №, о признании недействительными результаты прошедших 19.09.2021 выборов депутатов Совета поселка городского типа Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан четвертого созыва по ... одномандатному избирательному округу №, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение пяти дней со дня принятия. С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 26.11.2021. Судья: подпись |