К делу №а-329-2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 февраля 2021 года
Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Булгаковой М.Б., с участием заместителя прокурора <адрес>Саркисов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Калининский районный суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в котором указано, что в целях выявления сайтов, содержащих сведения о готовящихся либо совершаемых преступлениях, прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено, что на Интернет-сайтах https://zen.yandex.ru/media/business_tender/korrupciia-v-goszakupkah-kak-zakazchi ki-manipuliruiut-rezultatami-tenderov-5da07cb80a451800b11ead9c?utm_source=serр, https://otvet.mail.ru/question/18501443 имеется информация, содержащая сведения о том, как «правильно» брать и получать «откаты» при осуществлении госзакупок, а также информацию о суммах «откатов».
Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Размещение указанной информации на сайте в свободном доступе способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий в области бюджетного законодательства с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, а также дискредитирует исполнение законов Российской Федерации. Какая-либо общедоступная информация о владельцах и регистраторе сайта отсутствует.
В силу ст.6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании ст.6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупцией признается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействием коррупции является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией, по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст.3 указанного закона).
Профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (п.1 ст.6 Закона).
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), за нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1), за превышение должностных полномочий (ст.286), за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289), за служебный подлог (ст.292), за получение взятки (ст.290), за мошенничество (ст.159), за присвоение или растрата (ст.160), за вымогательство (ст.163), за недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст.178), за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст.179), за коммерческий подкуп (ст.204), за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст.200.5), за дачу взятки (ст.291).
Статьей 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Кроме того, ст.19.28 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о схемах получения «откатов» при осуществлении госзакупок, а также информацию о способах дачи «откатов» закупщикам, за распространение которой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
На вышеуказанных сайтах и на интернет-страницах отсутствует юридически значимая информация о правообладателе и лице ее разместившем.
Сведения о владельцах и администраторах указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имен отсутствуют.
Согласно сведениям Единого Реестра Роскомнадзора https://eais.rkn.gov.ru/, интернет-страницы по вышеуказанным адресам в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.6 ст.10 Закон №149-ФЗ, запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч.1 ст.15.1 Закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр согласно п.2 ч.2 ст.15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п.2 ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п.3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Согласно п.п.2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
В силу ч.ч.1,2 ст.265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
На основании изложенного, сторона административного истца просит суд:
1) Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах Интернет-сайтов https://zen.yandex.ru/media/business_tender/korrupciia-v-goszakupkah-kak-zakazchiki-manipuliruiut-rezultatami-tenderov-5da07cb80a451800b11ead9c?utm_source=serр, https://otvet.mail.ru/question/18501443, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
2) Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу для включения указателя страниц сайтов: https://zen.yandex.ru/media/business_tender/korrupciia-v-goszakupkah-kak-zakazchiki-manipuliruiut-rezultatami-tenderov-5da07cb80a451800b11ead9c?utm_source=serp, https://otvet.mail.ru/question/18501443, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
3) В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представители заинтересованных лиц, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении дела без участия неявившихся лиц.
В судебном заседании прокурор Саркисов А.В. поддержал доводы, указанные в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Выслушав прокурора Саркисов А.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, в целях выявления сайтов, содержащих сведения о готовящихся либо совершаемых преступлениях, прокуратурой района осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено, что на Интернет-сайтах https://zen.yandex.ru/media/business_tender/korrupciia-v-goszakupkah-kak-zakazchi ki-manipuliruiut-rezultatami-tenderov-5da07cb80a451800b11ead9c?utm_source=serр, https://otvet.mail.ru/question/18501443 имеется информация, содержащая сведения о том, как «правильно» брать и получать «откаты» при осуществлении госзакупок, а также информацию о суммах «откатов».
Вход на сайт свободный, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Размещение указанной информации на сайте в свободном доступе способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий в области бюджетного законодательства с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, а также дискредитирует исполнение законов Российской Федерации. Какая-либо общедоступная информация о владельцах и регистраторе сайта отсутствует.
Согласно ст.6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ст.6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупцией признается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействием коррупции является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией, по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст.3 указанного закона).
Профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (п.1 ст.6 Закона).
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), за нецелевое расходование бюджетных средств (ст.285.1), за превышение должностных полномочий (ст.286), за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289), за служебный подлог (ст.292), за получение взятки (ст.290), за мошенничество (ст.159), за присвоение или растрата (ст.160), за вымогательство (ст.163), за недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст.178), за принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст.179), за коммерческий подкуп (ст.204), за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (ст.200.5), за дачу взятки (ст.291).
Статьей 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления: подстрекателя, который воздействуя на сознание и волю исполнителя, вызывает в нем намерение совершить преступление, а также пособника, то есть лица, содействовавшего совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Кроме того, ст.19.28 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Таким образом, перечисленными правовыми актами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о схемах получения «откатов» при осуществлении госзакупок, а также информацию о способах дачи «откатов» закупщикам, за распространение которой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
На вышеуказанных сайтах и на интернет-страницах отсутствует юридически значимая информация о правообладателе и лице ее разместившем.
Сведения о владельцах и администраторах указанных интернет-страниц в базе регистраторов доменных имен отсутствуют.
Согласно сведениям Единого Реестра Роскомнадзора https://eais.rkn.gov.ru/, интернет-страницы по вышеуказанным адресам в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значится, что подтверждается материалами дела.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.6 ст.10 Закон №149-ФЗ, запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.15.1 Закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр согласно п.2 ч.2 ст.15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п.2 ч.5 ст.15 Закона №149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п.3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
Согласно п.п.2,3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в связи с чем, суд полагает заявленные требования удовлетворить в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.265.1-265.5,180 КАС РФ, суд:
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить в полном объеме.
1) Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах Интернет-сайтов https://zen.yandex.ru/media/business_tender/korrupciia-v-goszakupkah-kak-zakazchiki-manipuliruiut-rezultatami-tenderov-5da07cb80a451800b11ead9c?utm_source=serр, https://otvet.mail.ru/question/18501443, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
2) Направить копию вступившего в законную силу решения суда в Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу для включения указателя страниц сайтов: https://zen.yandex.ru/media/business_tender/korrupciia-v-goszakupkah-kak-zakazchiki-manipuliruiut-rezultatami-tenderov-5da07cb80a451800b11ead9c?utm_source=serp, https://otvet.mail.ru/question/18501443, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.