ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-32/2021 от 26.02.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело а-32/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2021 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Ивановой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с участием прокурора Ильиной Е.И. по коллективному административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим в части постановления Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы»

установил:

постановлением Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы (далее по тексту - Региональная программа). В названную Региональную программу включен многоквартирный <адрес>.

<данные изъяты> обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п в части включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес> с 2012 года, ссылаясь на необходимость включения данного многоквартирного дома в программу лишь с 2017 года, поскольку он мог рассматриваться как единый объект, подлежащий включению в программу единовременно только в 2017 году.

Административные истцы полагают, что включение всего многоквартирного жилого дома в региональную программу капитального ремонта по дате ввода в эксплуатацию (2012 год) первых блок-секции жилого дома и , незаконно возлагает обязанности (ранее законодательно установленного срока) по уплате взносов на капитальный ремонт на собственников объектов - помещений в составе блок-секции № введенных в эксплуатацию в 2015 и 2017 годах, а также лишает права собственников на отсрочку по уплате взносов на капитальный ремонт, предусмотренную положениями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1 поддержал заявленные требования и уточнил их: просит суд признать недействующим постановление Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п (в действующей редакции) «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы», в части включения в Приложение № 1 многоквартирного дома <адрес> (строки №№ ).

Представитель административного ответчика Правительства Новосибирской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Новосибирской области, соответствует действующему законодательству и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

Суд, исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно положениям статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Частью первой статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно в срок до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В соответствии с частью первой статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

Согласно пункту 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, в том числе, по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» Правительство Новосибирской области утверждает региональную программу капитального ремонта в течение четырех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы, которая опубликована на официальном сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru, 27 ноября 2013 года, и в периодическом печатном издании «Советская Сибирь» № 231, 10 декабря 2013 года.

Таким образом, оспариваемая региональная программа принята уполномоченным органом – Правительством Новосибирской области, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В последующем данная программа неоднократно актуализировалась, и в настоящее время действует в редакции постановления правительства новосибирской области от 10 ноября 2020 года № 468-п.

В названную региональную программу включен многоквартирный <адрес> (в действующей редакции строки № ).

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками следующих жилых помещений (квартир) расположенных в <данные изъяты>

Спорный многоквартирный дом построен и сдан в эксплуатацию посекционно, в разные периоды времени.

Так, согласно сведениям, содержащимся в Разрешениях на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 105- 119) и информации Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии г. Новосибирска (л.д. 211), жилой дом введен в эксплуатацию поэтапно (IX этапов, 12 блок-секций):

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секций и , с помещениями общественного назначения, трансформаторной подстанцией - I этап строительства, выдано ДД.ММ.ГГГГ;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секций и , с помещениями общественного назначения, трансформаторной подстанцией - II этап строительства, выдано ДД.ММ.ГГГГ;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секции - III этап строительства выдано ДД.ММ.ГГГГ;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секции - IV этап строительства выдано ДД.ММ.ГГГГ;- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секции - V этап строительства выдано ДД.ММ.ГГГГ;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении подземной автостоянки - VI этап строительства выдано ДД.ММ.ГГГГ;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секций и - VII этап строительства, выдано ДД.ММ.ГГГГ;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секции - VIII этап строительства, выдано ДД.ММ.ГГГГ;

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении блок-секции - IX этап строительства выдано ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-од указанному многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: <адрес> (блок-секции и ). В дальнейшем присвоение единого адреса - <адрес>, вводимым в эксплуатацию блок-секциям выполнялся поэтапно в соответствии с разрешениями на ввод в эксплуатацию (л.д. 235-237).

Постановлением Правительства Новосибирской области от 13ноября 2013 года № 490-п некоммерческая организация «Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области», в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, наделена полномочиями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Новосибирской области.

Из буквального толкования вышеприведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» следует, что региональная программа капитального ремонта формируется в отношении многоквартирных домов.

Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия многоквартирного дома.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», определено, что здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года № 543-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ 51929-2014.. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», пункт 3.21 которого определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Приведенные положения в их системном единстве подтверждают, что в Региональную программу может быть включен многоквартирный дом только после введения его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что спорный многоквартирный жилой <адрес>, в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации поочередно вводился в эксплуатацию. При этом первые блок-секции и данного многоквартирного дома были введены в эксплуатацию и многоквартирному дому присвоен адрес в 2012 году, то есть до принятия Региональной программы, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности включения данного дома в оспариваемый Перечень многоквартирных домов.

Довод представителя административных истцов о том, что поскольку последующие восемь этапов строительства спорного многоквартирного дома вводились в эксплуатацию в период с 2012 по 2017, в частности блок – секции и в 2015 году, а блок-секции и - в 2017 году, то есть после утверждения Региональной программы капитального ремонта, в связи с чем, дом подлежал включению в данную Региональную программу при ее актуализации в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются несостоятельными.

Положения части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть применены к возникшим правоотношениям, поскольку названная норма вступила в действие после того, как введенные в эксплуатацию блок секции и спорного многоквартирного дома были включены в региональную программу капитального ремонта.

Несмотря на то, что спорный дом строился в девять этапов, он представляет собой единый объект недвижимого имущества, с единым почтовым адресом, сквозной нумерацией квартир.

Согласно проектной документации шифр: 976, разработанной ЗАО «Новосибирский градостроительный проектный институт», получившей экспертное положительное заключение Государственной вневедомственной экспертизы Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ/ГУ «ГВЭ НСО» внутридомовые инженерные системы жилого дома имеют взаимные точки присоединения и являются единой технологической системой тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, а фундаменты жилого дома - сплошная плита из монолитного железобетона ( л.д. 211).

Наличие самостоятельных разрешений на ввод их в эксплуатацию не означает, что каждая блок-секция представляет собой отдельный многоквартирный дом.

То обстоятельство, что последующие этапы строительства многоквартирного дома были введены в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, не свидетельствует о незаконности нормативного правового акта в оспариваемой части, поскольку правовое значение для включения многоквартирного дома в Региональную программу имеет ввод объекта в эксплуатацию как результата завершенного строительства, выполненного в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и установленными законом требованиям, при этом включение такого объекта в Региональную программу ни федеральным, ни региональным законодательством в зависимость от очередности его ввода в эксплуатацию не поставлено.

Вместе с тем, исходя из заявленных требований, административные истцы, по сути, не согласны с периодом начисления взносов на капитальный ремонт, возникших у них как собственников жилых помещений в многоквартирном доме VII, VIII и IX этапов строительства, введенных в эксплуатацию после утверждения Региональной программы, в связи с чем в обоснование своих требований ссылаются на необоснованность начисления взносов на капитальный ремонт с даты включения многоквартирного дома (2012 год) в региональную программу капитального ремонта.

Данные требования административных истцов правового значения по настоящему административному делу не имеют, поскольку не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, и не относятся к предмету регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 1).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Новосибирской области в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права административных истцов не нарушает, поэтому, оснований для признания его недействующим, в оспариваемой части, у суда не имеется.

В силу пункта второго части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

коллективное административное исковое заявление <данные изъяты>, о признании недействующим постановления Правительства Новосибирской области от 27 ноября 2013 года № 524-п «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2014 - 2043 годы», в части включения в Приложение № 1 многоквартирного <адрес> (строки ) - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу Петрунина И.Н.